Михаил Моргулис - писатель, телеведущий, преподаватель, советник ряда членов Конгресса США. Он создал новую духовно-политическую концепцию «Духовная Дипломатия», которая под патронажем ООН и американского Конгресса успешно распространяется по всему миру.
Корреспондент Мэтью Мэлкхом взял интервью у Михаила Моргулиса.
- Вы говорили о том, что на английский язык не переводятся многие интересные для американцев русские книги, и, наоборот, переводятся книги, которые пользуются невысоким спросом.
- Русские писатели на Западе, в частности, в Америке, в основном, не были коммерчески успешными. Они были интересны только для небольшой интеллектуальной группы общества. Солженицын, Пастернак, Бродский – никто из этих больших русских писателей не знал, что такое настоящий коммерческий успех, который бы принёс серьёзные заработки. Им платили только за выступления, давали гранты. Только Владимир Набоков, сумел со своей «Лолитой» добиться грандиозного успеха на западном рынке. Для того чтобы русские писатели стали интересны массам Америки, к примеру, нужна новая концепция отношения к книге русского писателя. Книга должна быть интересна не для русского читателя, а для американского, она может быть написана на русском языке, но тема и ментальность повествования в книге, должны быть понятны и интересны американскому читателю. Т.е. русский писатель должен здорово написать для ментальности американского читателя. Такие книги в России есть, их нужно только научиться отбирать для американцев.
Я познакомился в Калифорнии с Кеном Шерманом, он известный литературный агент. У него авторские права в Америке на Джона Апдайка, Франца Кафку, Пола Сартра, агент интеллектуалов, одним словом. Так вот, мне кажется, он понял мою новую концепцию подхода к изданию русских книг в Америке: русский писатель, чтобы стать интересным Америке, не обязательно должен быть популярен в России, но он должен быть близок своей литературой к душе американского читателя.
- В одной из книг вы описываете свое детство в годы Второй Мировой войны. Мне кажется, именно в то трудное время в вас начали расти семена веры. А что вы думаете о вере? В книге вы упоминали о своей поездке в СССР, в 1989, в момент кровавого конфликта на Кавказе.
- Вы вспомнили описываемые мною погромы армян в Азербайджане. Есть древняя Армения, где живёт христианский народ, православный. Их соседи, Азербайджан – мусульманская республика, в которой также проживали 3-5% армян. В это время между этими странами начался военный конфликт, из-за клочка земли, на которую обе страны претендовали. А потом, это вылилось в погромы в Азербайджане, когда мусульмане убивали армян, и мужчин, и женщин с детьми. Как всегда: начинается с религии, а кончается кровью невинных.
- Когда вы слышите об убийствах христиан в мусульманских странах, вспыхивает ли в вас негодование по отношению к исламу в целом, или же дело не в религии, а в отдельных людях-изуверах?
- Всё очень просто. Тогда, в 1989 году это были первые цветочки на древе извращенной религиозной идеи. Мы видим, как они расцветают и пышно цветут, тут и там, в странах арабского мира... Азербайджан, страна из бывшего СССР – очень традиционная страна, страна консервативного ислама. Болото диких предрассудков. Людей лозунгами превращают в зверей. Так было и во времена нацистской Германии. Ну вот, представьте, в Баку, столице Азербайджана, люди живут на одной улице, азербайджанцы и армяне, христиане и мусульмане, живут мирно, с уважением относятся друг к другу. И вдруг в один момент политики пробуждают в людях животный инстинкт, и эти люди, подобно зверям, набрасываются на свои жертвы. Все вроде мирно, а потом – крики, стоны, рекой льётся невинная кровь. Мы так несчастны и слабы, что нас легко заставить превратиться в зверя. Посмотрите на историю мира – разве я не прав? Это происходит потому, что люди в одно мгновенье забывают, что они – творение Божье, и превращаются в мерзких животных, и даже хуже: звери убивают друг друга ради пищи, а люди – просто так, по дьявольскому инстинкту, ради удовольствия, в угоду тупым националистическим предрассудкам. Тупым религиозным предрассудкам… Я часто думаю, а дети ли мы Божьи? Может большинство из нас – дети дьявола?
- В тоталитарных странах подобные вещи часто называют борьбой за идеологию…
- Да как только это не называют: национальная религия, национальная идея, национальный суверенитет… А все эти слова – лишь прикрытие безумия, когда люди забывают, что они не только куски плоти с толикой мозгов, не только химическая фабрика, наполненная жидкостью, а творение Бога. Многие меня спрашивают: почему такие «большие» люди готовы встречаться и говорить с вами? Все очень просто: когда я говорю с ними, я вижу перед собой не президентов, не премьер-министров, не глав правительств: я вижу творение Бога. Молодые люди сейчас, наверно, улыбнутся, да я их не осуждаю. Но я вижу творение Божье в каждом человеке, вижу в человеке чадо Бога. Бога можно найти везде, в любом народе…. Люди забывают одну простую истину – все, что у них есть, это дар Божий. А они эти дары выбрасывают, не понимая, что они делают, что они творят. К примеру, такое дьявольское произведение как Гитлер – он за 14 лет заставил немцев забыть о том, что они – дети Божьи, он внушил своему народу, что только он – мессия, что только его слово – истина. И внушил это христианскому народу, народу Баха, Бетховена и Гёте! И они пошли за сыном дьявола и убивали людей, сжигали их в огне, живыми зарывали в землю. То же самое сделал и Сталин. Народ России, считавший себя смиренным и христианским, полностью подчинился слуге дьявола, и люди умирая, славили его дьявольское имя. Моё поколение жило в вымышленном лживом мире, где правды не было. Помню, мне было 11 лет, когда умер Сталин, и я горько плакал. Мы думали, умер наш Бог, а это сдох дьявол, но мы не знали этого, нас всех обманули, и я страшно плакал из-за него – диктатора, убийцы!
Такое возможно, когда люди забывают, что они – чада Божьи и когда дьявол завладевает душой человека. Думаю, что людей с дьявольской душой, сегодня больше, чем людей с душой Божьей. И поэтому в мире исчезает любовь. Мы все сегодня испытываем страшный дефицит любви. Гибель придёт к нашей цивилизации – не потому, что мы накопим огромное количество орудий убийства, а потому, что в мире пропадёт любовь. С исчезновением любви – исчезнет мир... Любовь – закон любого существования. А она умирает. А с ней умираем мы…
- Как вы, как христианин, относитесь к представителям других вероисповеданий? Считаете ли вы, что только в христианстве сокрыта истина и что только христианство – путь к спасению? Согласны ли вы с тем утверждением, что есть много дорог к Богу, и не имеет значения, как называется твоя религия?
- Я не говорю о христианстве. Формальное христианство для меня это лишь религиозная форма идеология. Любая формальная религия – это ни что иное, как идеология. Христианство, иудаизм, ислам, буддизм. Всё это великие и прекрасные человеческие идеи и концепции… Я говорю о живом, продолжающем жить во мне Христе – Он важен для меня. Потому что истина не в христианстве, она – во Христе. Для меня лишь Он – пример и образец для подражания. И даже когда я говорю о христианстве, я говорю о Христе, а не о религиозной идеологии. Много путей ведут к Богу? Да, Талмуд говорит, что в рай войдут праведники разных вероисповеданий… Это было бы справедливо. Ибо полностью чистых людей, нет ни в одной религии мира.
- Позвольте перефразировать вас: важно то, как люди относятся друг ко другу, а не то, во что они верят.
- Да, именно так. ….. Единственное подтверждение нашей веры – это наша жизнь, это наши дела и поступки. Это единственное подтверждение нашей духовности. Я могу много разглагольствовать о любви, и это будут красивые слова, особенно, если я буду говорить по-русски (у меня неплохой словарный запас – я найду 50 синонимов слова «любовь»), но все это пустое, если я не люблю своего ближнего.
- Почему в жизни людей так много горя?
- Бог Торы, Бог Библии – Он дал людям свободу выбора. И когда люди убивают друг друга, это вина не Бога, не Его ответственность. Он дал нам свободу выбирать между Ним и дьяволом, между добром и злом. Адам и Ева были изгнаны из Эдема. Бог сказал: Вы захотели свободы – что ж, теперь вы сами будете принимать решения и отвечать за них. Теперь выбирают люди, а сваливают всё на Бога. Вспомним евреев. 6 миллионов были уничтожены нацистами в годы Второй мировой войны. 20 миллионов граждан СССР погибло, 17 миллионов немцев. А за 74 года Советской власти в СССР было уничтожено 60 миллионов человек! И это преступление совершали люди. Но за все наши прегрешения и мерзость поступков – мы виним Бога! Мы убиваем и говорим Богу, почему ты не останавливаешь наши кровавые руки. Это ты виноват. Нет, это виноваты мы, люди. Бог не виновен. Никогда! Это не Он, а мы утратили любовь, мы утратили многие качества, данные нам Богом, как, скажем, умение прощать. Мы, творение Бога, утратили все это. Имеем ли мы право продолжать называть себя творениями Творца?!
- Вы имеете в виду, что разорвана наша связь с Богом?
- Да, именно так. Мы сами принимаем решения, и это решения звериные, не человеческие. Это решения людоедов, чудовищ, но при всем при этом, мы ведем себя, как боги! Сколько властности и авторитета в наших речах! Мы решаем, что побеждает не Его воля, а наша. Истинно верю, что цель пребывания человека на земле, состоит в том, чтобы найти разорванную связь с Богом, и восстановить её. Тогда лишь снова начнётся гармония Эдемского сада. Иногда мне кажется, что Бог допустил нарушение Его запрета, чтобы люди на время остались без него, чтобы они познали всю мерзость жизни без Бога, чтобы, совершив миллионы грехов, они в раскаянии вновь вернулись к Нему, чтобы после покаяния, состоялось возвращение человечества в потерянный рай. И возвратит их в этот рай Христос.
- Так что решения принимает не Бог, а мы?
- Как писал Достоевский, непрестанно идет битва между Богом и дьяволом, а поле этого сражения – человеческое сердце. Каждый день – это день нашего выбора. Каждый день я должен решать для себя: в этой битве, я с Богом или на стороне Его врага? И так же обстоит дело с любым из нас. Если вчера я плохо обошелся с кем-то – то послужил дьяволу; если я обманул человека – послужил дьяволу; если не смог любить ближнего и сострадать его боли, то я этим служил дьяволу. А те люди, которые убивают других людей или издеваются над ними – это отборные слуги сатаны. Все они в этой небесной борьбе становятся на сторону врага Бога.