The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
"Где тот остров Гибралтар?"

?????
 
 ?????
 
 04/29/2009
 

Началось судебное следствие по делу Ходорковского - Лебедева

В Хамовническом суде Москвы после завершения оглашения обвинительного заключения началось судебное следствие по делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. В  самом начале подсудимые пытались выяснить, в чем же они виновны. Напомним, что Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении нефти и акций четырех дочерних компаний "ЮКОСа" на сумму 892,4 млрд. рублей и отмывании 487,4 млрд. рублей.

В суд пришло сразу четверо гособвинителей. Раньше их было двое - Дмитрий Шохин и Валерий Лахтин. В результате одному из прокуроров не хватило стула, а представительница потерпевшей стороны уступать свое место не захотела. Приставам пришлось разыскивать лишний стул по всем кабинетам суда. Шестеро адвокатов наблюдали за этой суетой сквозь букеты в вазах, которые принесли сочувствующие. Наконец недоразумение было улажено, и судья Виктор Данилкин задал подсудимым традиционный вопрос: "Понятно ли вам обвинительное заключение?" Михаил Ходорковский ответил, что "абсолютно непонятно". Он попросил гособвинителей разъяснить ему 70 экономических терминов, которые следователи, на его взгляд, использовали "по своему усмотрению". Как их объяснят, сказал Ходорковский, "так мы и будем строить свою защиту":

- Например, я до сих пор не понимаю, что же, по мнению следователей, явилось предметом хищения. Скважная жидкость? Нефть? Акции? Выручка? Или что-то еще? И когда мы все это украли? Получается, как с медом у Винни-Пуха: вот здесь эта нефть есть, а там ее уже нет.

- Не по существу он отвечает! - запротестовали прокуроры.

Но судья все-таки разрешил продолжить.

- Если обвинение все-таки докажет правомочие использования указанных юридических и экономических терминов, - закончил свою речь Ходорковский, - то это будет такое открытие, после которого и в тюрьме посидеть не жалко!

Следующим выступал Платон Лебедев. В отличие от Ходорковского, который тактично обращался к прокурорам "уважаемая сторона обвинения", Лебедев обозначил их так: "Глубоко презираемая преступная группа обвинителей!" И про следователей: "Эта шпана, которая нас обвиняет". У него тоже имелся свой набор вопросов:

- Мне в обвинении непонятна практически каждая страница. А для начала пусть представители прокуратуры объяснят мне свою формулировку "Волшебный остров Гибралтар, где отмывали деньги". Пусть мне скажут, где же он находится, этот остров Гибралтар!

Дело в том, что Гибралтар - это не остров, а британская территория на самом юге Пиренейского полуострова. Публика в зале громко засмеялась, но четверо гособвинителей сидели с каменными лицами. Заседание продолжится сегодня.

Цитаты

Михаил Ходорковский:

- Это обвинение тянет на статью УК "Заведомо ложное обвинение".

- В тексте окончательного обвинения содержатся многочисленные утверждения, противоречащие обвинению, предъявленному нам 3 февраля 2007 года.

- Обвинение неясно и противоречиво. Я выложил все свои карты на стол, теперь очередь обвинителей.

- Я понимаю, что обвинение мне ничего разъяснять не будет, но все-таки я скажу.

- Прошу прокуроров разъяснить термины обвинения. Все ли эти термины однозначны по смыслу?

- Что же все-таки похищено? Хочу точно знать, от чего мне защищаться.

Платон Лебедев:

- Разворована лучшая нефтяная компания России, а ее сотрудники были репрессированы.

- Это шизофреническое обвинение, противоречащее закону.

Позднее

Позднее Хамовнический суд Москвы отказался вернуть в прокуратуру для устранения нарушений второе это уголовное дело. Суд не находит оснований, предусмотренных законом, для удовлетворения ходатайства", - сказал судья, оглашая решение.

Суд также отказался по просьбе защитников обратиться к руководству Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ о проведении доследственной проверки по фактам фальсификации доказательств, служебного подлога и превышении должностных полномочий. Ранее прокуратура признала, что неточности в обвинительном заключении есть, но назвала их несущественными. Прокурор Лахтин отметил, что оснований для возвращения дела прокурору нет, а сторона защиты с помощью ходатайства просто пыталась затянуть процесс, а не указать на имеющие место недочеты.

В ходе заседания Ходорковский и Лебедев заявили о незаконном содержании их под стражей в СИЗО и просили суд определить срок, до которого они там находятся. Лебедев сослался на постановление Конституционного суда РФ, в котором сказано, что содержание подсудимых под стражей только потому, что дело передано в суд, незаконно. Он подчеркнул, что в соответствии с постановлением Хамовнического суда Москвы по итогам предварительного слушания срок содержания под стражей Ходорковскому и ему был оставлен без изменения, однако срок, до которого продлена мера пресечения, суд не указал.