Еще 4 марта после праймериз в Техасе Джон Маккейн, сенатор от штата Аризона, стал единым кандидатом от республиканской партии. Тогда он набрал необходимое число голосов делегатов - 1191. К сожалению, иное положение сложилось в демократической партии, где продолжают борьбу за право быть номинированными от этой партии два сенатора - Хиллари Клинтон от штата Нью-Йорк и Барак Обама от штата Иллинойс, с примерно равными шансами на успех.
Если обратиться к истории президентских выборов, то сенаторам крайне редко удавалось добиться заветной цели и победить на президентских выборах. Сенатор из Огайо Уоррен Хардинг был первым из числа депутатов верхней палаты Конгресса, кто выиграл битву за Белый дом. Но это было в 1920 году и лишь через 40 лет, в 1960 году сенатор от штата Массачусетс Джон Кеннеди, повторил этот успех
При этом нельзя не отметить, что согласно статистическим данным, это была единственная победа среди 46 сенаторов, которые 56 раз заявляли о своих притязаниях стать главой государства.
В ноябре 2008 года президент в любом случае будет из бывших сенаторов.
Кто же из этих трех сенаторов: республиканец Джон Маккейн, демократы Хиллари Клинтон или Барак Обама победит на этих выборах? Однозначно ответить на этот вопрос сегодня крайне трудно, если не сказать, что невозможно. Но бесспорно другое: в то время, как кандидаты от демократов еще не завершили спор между собой, республиканец Маккейн обошел всех конкурентов и уже приступил к широкой предвыборной компании. В этом его преимущество и более реальная возможность стать новым президентом США. А ведь еще совсем недавно американская общественность полагала, что после республиканца Джорджа Буша, с учетом его серьезных ошибок и неверных решений, избиратель в большинстве своем будет голосовать за кандидата от демократической партии. А республиканцам, мол, придется составить оппозицию и быть в этой роли, по крайней мере, до следующих выборов, которые состоятся в 2012 году.
Маккейн в поход собрался
Вполне возможно, что следующим главой Белого дома станет сенатор от штата Аризона, политик крайне воинственный, по собственным признаниям, недостаточно компетентный в экономических проблемах. После того, как Маккейн стал единым кандидатом республиканцев, он в своей победной речи обстоятельно обрисовал свои внешнеполитические планы. В конце своего выступления сенатор призвал ликующую аудиторию "подняться и воевать за интересы Америки". Он во внешнеполитических вопросах обещал занять более жесткую позицию по сравнению с нынешней администрацией Буша, хотя ее очень часто критикуют за излишнюю воинственность. Маккейн заявил, что готов отдать приказ бомбить Иран, исключил возможность переговоров с Северной Кореей, решительно осудил политику России и ее нового лидера. Он намерен увеличить численность вооруженных сил с 750 тыс. человек до 900 тыс., не прибегая к повышению налогов. При этом он рассчитывает повысить эффективность целого ряда действующих ныне программ, а сэкономленные средства использовать на военные цели. За такие взгляды Маккейна многие представители общественности называют "ястребом", "воинственным милитаристом".
В то же время сенатор от Аризоны отстаивает идеи, которые скорее относятся к либеральному спектру политики. Он категорически возражает против применения карательными органами пыток в отношении заключенных, призывает принять меры по борьбе с глобальным потеплением. В случае его избрания президентом он создаст Лигу Демократий, которая будет, по его утверждениям, "действовать более динамично и сосредоточенно, чем ООН". Он также считает, что сумеет восстановить отношения со странами Западной Европы и вернет их к временам, когда господствовала солидарность во взаимоотношениях с ними. Но примет ли Европа идею возрождения трансатлантического альянса, опирающегося на воинственное отношение США к России и Ирану? На этот вопрос многие европейские и американские аналитики отвечают отрицательно. Так Джеймс Линдси, директор Центра имени Штрауса при университете штата Техас, утверждает, что " многие страны упрекают США в том, что эта страна остается надменной сверхдержавой и стремится командовать всеми остальными.
Агония в лагере демократов
Праймериз в Пенсильвании имели для обоих кандидатов от демократической партии принципиально важное значение. Клинтон, которая отставала от Барака Обамы, если бы проиграла выборы в этом штате, скорее всего, вышла бы из борьбы. Более того, не имела смысла продолжение борьбы, если бы Хиллари победила с микроскопическим перевесом. Но Клинтон победила с перевесом в 9,4% и благодаря этому битва между ними была продолжена. Она подтвердила, что есть еще у Хиллари порох в пороховницах. После праймериз в Пенсильвании она заявила: "Некоторые меня списали со счетов и призывали выйти из игры. Но американский народ не сдается! И он заслуживает президента, который тоже не сдается!" Хиллари победила благодаря голосам пожилых людей, регулярно посещающих церковь, женщин, католиков, рабочих и белых мужчин. Исторические факты проведения выборов в прошлом, убедительно показывают, что если кандидат от демократов не смог победить среди этих социальных групп, то оказывается, что он неконкурентоспособный и не может выиграть выборы.
Обама забрал голоса молодежи, афроамериканцев и более материально обеспеченных избирателей. Но в ноябре эти категории избирателей не будут играть столь важную роль.
После праймериз в Пенсильвании первичные выборы состоялись еще в 6 штатах. И хотя в некоторых их них одержала победу Хиллари, но догнать и тем более обогнать Обаму по числу делегатов партийного съезда ей не удалось. Бывшей первой леди нужны были не просто победы, а сокрушительный разгром своего конкурента. Но такого результата добиться она не смогла. Однако бывшая первая леди, несмотря на ряд серьезных неудач, не собирается прекращать борьбу, пока не завершатся праймериз во всех штатах, и в частности, в Монтане и Южной Дакоте, назначенные на 3-е июня, а также в Пуэрто-Рико, которые состоятся 7 июня. Обстановка осложняется в связи с тем, что ни одному кандидату, ни Обаме, ни Хиллари не удастся до проведения съезда в августе месяце в Денвере собрать 2025 голосов делегатов, необходимых для выдвижения на съезде. Продолжающееся между кандидатами противоборство, разумеется, не обходится без взаимных обвинений, что в конечном итоге только ослабляет позиции каждого из них. Потому председатель Национального комитета Демократической партии Говард Дин призвал их к сотрудничеству, создать тендем, в котором один из них баллотировался бы на пост президента, а другой вице-президента. Но амбициозность кандидатов, в известной мере переоценка своих реальных возможностей не позволила реализовать предложение руководства демпартии. И Клинтон и Обама видят себя только в роли президентов, и никто не хочет перейти на ступеньку ниже. Теперь становится совершенно очевидным, что все решит съезд демократов, на котором будет утвержден кандидат от этой партии. Иначе говоря, решающее слово будет принадлежать так называемым суперделегатам - представителям партийной элиты, конгрессменам, губернаторам, являющимися членами этой партии. Они не связаны с обязанностью голосовать за определенного кандидата и могут свободно распорядиться своими голосами. Но конкретно подсчитать сколько суперделегатов поддерживают Клинтон, а сколько Обаму, сейчас крайне трудно. Ведь они в любой момент могут изменить свою позицию. Однако, по данным телеканала CNN в середине мая месяца за Клинтон на августовском съезде готовы проголосовать 272 суперделегата, а за Обаму - 268. Но агентство Ассошейтед Пресс привело несколько другие цифры: 272 суперделегата за Хиллари и 271 - за Обаму.
Безусловно, наступил решающий этап в президентских выборах, когда от всех кандидатов требуется максимум четких и продуманных действий, гибких и взвешенных решений.
Скажи, кто твой друг...
Религиозные избиратели, как правило, охотно поддерживают Хиллари Клинтон и одновременно испытывают неприязнь к Бараку Обаме. В значительной мере он дискредитировал себя дружбой с пастором чикагской Объединенной Троицкой церкви Христовой Иеремием Райтом, прихожанином которой он является с 1991 года. Так, этот пастор венчал его с женой Мишель, крестил его дочерей, и был его ментором. Обама с Райтом постоянно советуется и консультируется. Пастор был одним из первых, кого поблагодарил Обама за помощь и поддержку после своего избрания в Сенат в 2004 году. Более того, сенатор консультировался с ним и вместе с пастором молился перед тем, как выдвинуть свою кандидатуру в президенты. Даже название своей книги "Дерзость надежды" он взял из проповеди Райта. Знакомство с деятельностью Райта не оставляет сомнений в его антиамериканской, антиизраильской позиции, откровенного проявления антисемитизма. Так на сайте церкви постоянно имеются видеозаписи проповедей Райта, а наиболее колоритные пассажи из речей пастора расползлись по Сети, их периодически показывают круглосуточные кабельные каналы, многие журналисты цитируют в газетах. В одной из своих речей Райт откровенно заявил, что США дают афроамериканцам "наркотики, строят для них большие тюрьмы, изобрели СПИД и после этого хотят, чтобы мы пели "Боже, благослови Америку!"... Боже прокляни Америку за то, что она обращается со своими гражданами как с недочеловеками".
В своей первой воскресной проповеди после 11 сентября 2001 года Райт дал понять, что США сами навлекли на себя теракты. "Мы, - утверждал он, - поддерживали государственный терроризм против палестинцев и черных южноафриканцев, а сейчас мы возмущаемся. А ведь нам аукнулось то, что мы натворили за границей. За что Америка боролась, на то и напоролась".
Еврейские общины в Америке традиционно голосуют за демократов, но к Обаме относятся с недоверием и прежде всего потому, что в числе друзей сенатора одно из центральных мест занимает лидер движения "Нация ислама" Л. Фаррахан, известный своими антисемитскими взглядами. Он позволил себе заявлять, что иудаизм - "это помойная религия". Смущает многих евреев присутствие в окружении Обамы известного политолога Збигнев Бжезинского, не скрывающего свое негативное отношение к Израилю.
Обама, понимая в какое неудобное положение ставят его пастор Райт и откровенный антисемит Фаррахан, сравнительно недавно заявил, что он "никогда не слышал таких высказываний в стенах нашей церкви". В это трудно поверить и скорее можно сделать вывод о том, что Обама явно лукавит, боится признать реальные факты, рассчитывая этим не потерять голоса избирателей. Правда, сенатор все же признал, что выступление пастора напомнили о "трагической истории межрасовых отношений в нашей стране". В тоже время Обама назвал, что проповедуемый Райтом взгляд на историю Америки носит чрезвычайно искаженный характер. Пытаясь уйти от ответственности перед прихожанами, чернокожий кандидат утверждал, что он обращался к пастору за духовными, а не политическими наставлениями. Сам же Райт не собирается выручать Обаму, а напротив пытается представить деятельность сенатора в самом дурном свете. Выступая в конце апреля в вашингтонском Национальном клубе прессы, он характеризуя Обаму, утверждал, что "тот будет говорить что угодно, лишь быть избранным", в то время как сам Райт, будучи проповедником, по его утверждению, "намерен говорить только правду, поскольку отчитывается только перед Богом".
Но Обама на следующий день после выступления Райта в Национальном пресс-центре публично заявил, что тот своими словами оскорбил лично его и что он больше ничего не хочет иметь с преподобным Иеремией Райтом. Однако выстрел оказался холостым и навряд ли достиг своей цели. По мнению более половины опрошенных влиятельной социологической службой Rasmussen Reports посчитали, заявление Обамы об отказе от своего духовного наставника неискренним: 58% усмотрели в нем неловкий предвыборный ход, а 56% выразили уверенность в том, что на самом деле Обама продолжает разделять взгляды преподобного Райта. Безусловно, нынешний этап предвыборной борьбы, несмотря на свою сложность и противоречивость, не дает четкого ответа на вопрос о том, кто в конечном итоге победит 4 ноября 2008 года и станет президентом США. Все трое кандидатов обладают достаточным потенциалом, умеют держать удар, выразили готовность вести борьбу до последнего штата. По мнению большинства наблюдателей, Хиллари, как давно действующая в политике фигура, чьи взгляды и возможности давно известны, исчерпала свой электоральный ресурс. А Обама с имиджем и идеями свежего человека, еще способен притягивать к себе новых избирателей и более того, он уже готовиться к решающей схватке с Маккейном. Опрос, проведенный газетой USA Today в апреле, показал, что преимущества Хиллари и Обамы перед Маккейном не превышают возможной погрешности, бывшая первая леди опережает кандидата республиканца на 6%, а Барак Обама всего на 3%.
Конечно, трудно прогнозировать исход борьбы за Белый дом, но уверен, что лето 2008 года будет наполнено очень важными и интересными событиями, которые подтвердят жизненность и многообразие американской демократии.