The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
На яхте через весь океан

?????
 
 ?????
 
 12/2/2011
 

«Если нам где-то и надоест, мы поднимем парус и пойдем дальше»

 

 

 

 

 

«Ты уже начал записывать? Предупреждать надо было», – весело, шутя, говорит Наташа, которая сидит за открытым ноутбуком внутри уютной яхты Puppy, как это пишется на борту по-английски. «К этому вообще нельзя относиться серьезно», – в ответ смеется Анатолий. Так началось наше интервью хлопком закрывающегося компьютера, как от специальной хлопушки в киносъемках. Их яхта марки Вэстсейл, длиной в 32 фута, наделала много шума, когда после серии штормов в океане некоторое время их не могли отыскать. Их искали наземные и водные службы, передавали репортажи о поиске по новостям, как в США, так и в России. Опасениям не было предела! Да и как можно было отправиться в такое путешествие, через Тихий Океан, на лодке длиной в десять метров, командой из двух человек? Конечно же, они справились, и не только прошли намеченное расстояние, а еще и посетили множество островов и испытали много приключений. В предыдущем номере «Русской Америки» вышла статья, в которой Наташа и Анатолий рассказывали о посещении острова Суворова. Сколько времени они провели один на один со стихией? Но это все было после. А в тот вечер, когда мы сидели в уютном внутреннем помещении их яхты, они еще не покинули берегов Калифорнии.

Анатолий Лау и Наташа Сафронова начали с того, что представили мне свою яхту, построенную еще в 1975-м году, но совершенно современную по любым параметрам. Они сами полностью перестроили, отделали и отремонтировали на яхте все, что только есть, сделав ее самым настоящим домом. Ощущение полной гармонии создает игрушечный плюшевый песик с длинными ушами, который к тому же еще и лает как настоящий. Это символ, олицетворяющий название яхты. «Мы планируем идти на этой яхте под парусом, туда, куда ветер нас приведет», – отвечают они на мой вопрос о планах предстоящего путешествия. В Калифорнии на яхтах люди либо живут, либо плавают. Третья альтернатива – это владение яхтой для престижа. Но только в виде редких исключений люди находят силы осуществить свои мечты о трансокеанском переходе, о котором мечтают все яхтсмены мира! Почему так происходит? Об этом я и намеревался спросить Анатолия и Наташу. «Избежать неприятностей, обойти ураганы и сильные ветры, это наша цель! Мы начнем с Тихого Океана, а дальше посмотрим». Но какие же именно, конкретные цели они намерены преследовать этим путешествием? Я допытывался, еще не понимая, что уже получил ответ на свой вопрос. «Мы намерены жить. Жить жизнью свободной, как это и подобает», – заметил Анатолий с заговорщическим блеском в глазах. «На яхте можно жить, несмотря на неудобство качки, к которому все равно привыкаешь. Это и есть дом, и ощущаешь тут себя как дома. Это и есть самое главное. Но при этом можно дышать чистым воздухом, и наблюдать красоты океана», – продолжает Наташа. «Мы пройдем настолько далеко, насколько хватит сил. Здоровье тут тоже важно, и его тоже нужно беречь, чтобы пройти дальше». «В какой момент вы сможете остановиться и сказать, наконец, что вы осуществили задуманное?» – спросил я. «Надеюсь, никогда, – лаконично ответил Анатолий, – ведь здесь только начало, и перед нами лежит весь путь».

Они начали ходить под парусом в Южной Калифорнии. Около Лос-Анжелеса есть несколько островов, самыми привлекательными из которых являются Санта Каталина и Анакапа. Но есть и другие, маленькие и большие, совсем необитаемые островки, на которых живут птицы, или те, где размещаются военные базы. На такие острова, как правило, высаживаться не разрешается. Анатолий и Наташа проходили рядом с ними не один раз. Но они решили, что лучше искать новые места, чем оказываться в одних и тех же по нескольку раз. Они работали на обычных работах, как и почти все вокруг, и времени на настоящее приключение было никак не найти. Но что такое настоящее приключение?

«Пройти вокруг света означает просто описать окружность и вернуться. Но это вовсе не то, чего хотим мы», – рассказывает Анатолий. «Мы просто не собираемся возвращаться туда, откуда отправились», – добавляет Наташа. «Зачем обходить вокруг всего света, чтобы прийти в ту же точку, откуда начали? Мы можем выбирать свой путь. Так что мы не собираемся задаваться целью идти по окружности, хотя даже если в результате такой маневр и совершится. Мы будем идти под ветром, посещая разные места, от одного океана к другому». «Кругосветное путешествие нам нужно не для того, чтобы просто пройти по маршруту, а для того, чтобы быть в этом мире там, где только возможно» – добавил Анатолий. «Это как если бы можно было путешествовать, оставаясь в собственном доме», – говорит Наташа. «Но при этом у вас есть полная свобода передвижения. Мы идем с ветром под парусами, не используя топливо. В этом есть особенная красота». Но можно ли оставить комфорт, к которому мы все так привыкаем, ведя наземный образ жизни, с размеренным графиком работы, походами в магазины, привилегиями водить машину по ровным асфальтированным дорогам большого города? Ответ Анатолия удивил меня не меньше, чем за секунду до этого удивлял заданный мною вопрос. «На самом деле вы получаете намного больше, чем оставляете. Точнее, вы совершенно ничего не оставляете. Вы просто получаете то, чего у вас и в помине не было». «Все зависит от того, что вы называете комфортом. Здоровье сейчас доставляет самый большой комфорт, а это значит, что лучше жить не только в чистой от загрязнения среде, но и в окружении людей, которые счастливы. Именно это дает здоровье. И вам не обязательно быть запертыми в арендованной квартире со всеми удобствами, расплатой за которую является огромный стресс, счета, и враждебность окружения мегаполиса. У нас этого просто не будет», – объяснила Наташа. «Если нам где-то и надоест, мы поднимем парус и пойдем дальше», – добавил Анатолий. «Все яхтсмены, которых мы узнали за последние полтора года, оказались очень приятными, простыми в общении людьми».

Наташа и Анатолий дополняют друг друга, и со всей искренностью пытаются попеременно объяснить мне, что именно знают они, чего не знал я. Только учась управлять парусами и ходить на паруснике по выходным, я уже заметил все то, о чем мы говорили, сидя на яхте Наташи и Анатолия. Но мне было невдомек, как же можно оставить работу, лишившись привычных чеков два раза в месяц, которые обеспечивают еще один месяц жизни в меблированной квартире, и поездок по промасленным асфальтированным шоссе в потоке таких же растрепанных и разочарованных тружеников? «В необходимости так ежедневно работать есть комфорт?» – отвечает вопросом на вопрос Анатолий. «В моей работе не было столько стресса», – подхватывает нить разговора Наташа. «Я могу выполнять свою работу и во время путешествия, поэтому у меня не возникает вопроса выбора между яхтой и работой. Новые впечатления ведут за собой новые идеи. И эти-то идеи и важны в том, что я делаю». Наташа очень талантливый ювелирный дизайнер, удостоенная одних из самых престижных наград в этой отрасли. Тонкая работа, элегантная цепочка, и вдруг смелые, дерзкие формы резных серебряных линий в округленной тяжести драгоценного металла характеризуют только одну из ее работ, одновременно сочетающую мифологический смысл с сюрреалистическим вызовом! Откуда идет эта энергия? Откуда берется энергия идти по новой, непроторенной тропе, строить иную, свою дорогу? «Энергия, это то, что мы получаем не столько снаружи, сколько изнутри, при этом оставаясь максимально открытыми для всего нового. Это значит просто идти туда, куда хочется идти, не больше и не меньше. Сама природа дает очень много энергии. Природа никогда не оставляет нас без необходимой энергии. Даже не говоря о Солнце, как источнике энергии для всего живого, океан обладает собственной энергетикой, как и все вокруг, вызывает приток энергии и у нас, когда мы погружаемся в эту среду. Город моментально вас утомляет, и не удивительно, что люди пытаются вырваться за его пределы. Города ассоциируются с неблагополучием. Даже дорожное движение, особенно в пробке, постоянно держит вас на взводе. Каждый выход в город забирает силы», – рассказывали Анатолий и Наташа.

Они продолжали: «Мы идем к свободе, к солнцу, к ветру, к природе, счастью, здоровью, с интересными, честными и открытыми людьми. Одним словом не охарактеризовать наше стремление туда, где просто можно позволить быть самим собой. Это такое состояние, когда никому, а в первую очередь вам самим, нет дела, какая у вас машина, или сколько вы зарабатываете в год. Мы всегда успешно воплощали свои мечты. Одной из них было ходить на собственной яхте. Кто не мечтал жить на море, и иметь свой корабль? Кого не вдохновляли истории о морских приключениях? У нас тут даже есть прекрасная книга Беляева «Алые Паруса». Все, что связано с морскими похождениями, пронизано романтикой. На самом деле, никто бы от такого приключения не отказался. Но оказывается, что каждого что-то держит, будь то ипотечные платежи за купленный в кредит дом, семейная ситуация, или еще что-нибудь. Для многих это всегда дилемма выбора, который они просто не в состоянии сделать, оставаясь в одной и той же неподвижной ситуации». Иллюзия роскоши и устроенности быта способна держать людей в плену. При этом они даже и не будут подозревать, что можно жить, осуществляя свои мечты, даже те, самые смелые, из детства.

Сделать выбор в пользу приключений, кажется уже чем-то вроде святотатства. Привычное кажется намного более предпочтительным, каким бы притягательным не казалось нечто новое. А что скажут знакомые или коллеги? А что если подумают, что я сошел с ума? А это опасно? «Опасно переходить дорогу, или выходить за порог собственного дома. Просто сидеть в машине, тоже опасно! Все зависит только от тебя. Все вокруг может представлять опасность. Но что это значит для каждого из нас? В океане судьба всегда находится наполовину в собственных руках, а наполовину зависит от ветра. Что бы мы ни сделали, силы природы могут сделать намного больше. Не все и не всегда в наших руках, и иногда просто необходимо смириться со стихией. Есть ситуации, которые неподвластны нашему воздействию, а есть ситуации, развитием которых мы можем как-то управлять. Если даже невозможно что-то изменить, всегда есть множество того, что можно сделать несмотря ни на что. В конце концов, можно просто молиться».

«Большинству яхтсменов уже перевалило за пятьдесят. Тем не менее, они постоянно говорят о том, что надо завершить подготовку яхты, закончить подготовку к плаванию, дождаться выхода на пенсию, с которой придет долгожданная свобода, когда они, наконец, смогут осуществить свои мечты. Но этого, к сожалению, как правило, не происходит по одной, или другой причине, и они так никогда и не покидают гавани. Поэтому в разговоре таких людей вторая часть фразы всегда начинается с предлога но. Вот как раз такого предлога мы и собираемся избежать. Пока мы молоды, пока есть силы для парусных рейсов, мы должны ловить момент сейчас. Иначе может быть слишком поздно. Это одна из тех ситуаций, когда стоит выбор либо сейчас, либо никогда».

Что важнее всего в океане? Мои собеседники смеются. «Это сама жизнь», – после паузы отвечает Наташа. «Эта жизнь другая, чем здесь. Там нет необходимости в выполнении чьих-то заданий, или кому-то доказывать что-либо. Кто-то может смотреть на переход через океан как на обременительную скуку. На самом деле три-четыре недели перехода под парусом являются кратчайшим расстоянием до островов через океан. Такой переход даже не достижение. Люди и раньше переходили океан всевозможными способами. Настоящим достижением было бы находиться в полной гармонии. А для этого не существует определенного места».

«На суше континентов есть такие места, по которым мы, конечно, будем скучать. Это те места, например, где мы родились и выросли. Но для меня это проще, потому что я росла во множестве разных мест, каждое из которых могу считать одинаково родным. Больше всего нам будет недоставать родителей. Но в любой момент мы можем сесть на самолет, и провести с ними неделю-другую. Мы будем всегда оставаться на связи с родными и близкими. И если даже определенные переходы будут занимать 2-3 недели, вы будете знать, что мы в океане, и наслаждаемся жизнью».

«Ты берешь, что дается свыше, и как умеешь, держишься за это. При этом, много можно сделать, но всегда оставаясь в руках высшего провидения», – сказал Анатолий после паузы. – Но если вы что-то хотите делать, не откладывайте, и цена преградой не будет. Через какое-то время окно возможности может закрыться навсегда». 

Три года – это мало для такого путешествия. Шесть лет, это уже ближе, хотя далеко не предел. Каков может быть результат такого путешествия? «Через несколько лет я тебе расскажу», – обещает Анатолий. Будем ждать? Или может быть тоже пора туда?

 Лос-Анжелес