Президент фонда «Духовная дипломатия Михаил Моргулис представил киевской публике внука знаменитого писателя Исаака Бабеля – Андрея Бабеля. Андрей сегодня живет и работает во Флориде, он профессор в университете. В этом номере газеты мы публикуем речь Михаила Моргулиса.
Я смотрю на ваши лица, и в каждом из них вижу жизнь. Каждое лицо, это отблеск Бога на земле. Каждое лицо – это лицо творения, которое отражает Творца.
Я верю, что все наши встречи и расставания на земле, назначаются на небесах. Думаю, что там назначена и наша сегодняшняя встреча. Я стою перед вами в Киеве, и могу сегодня повторить слова Осипа Мандельштама: « Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез...».
А теперь я разворачиваю свое сердце и начинаю говорить о другом писателя, с такой же трагической судьбой, как у Мандельштама, об Исааке Бабеле, тоже погибшего от палачей Сталина. Мандельштам умер в лагере, Бабеля расстреляли в подвале пыток КГБ.
Великого русско-украинского писателя еврейского происхождения убили в 1940 году. Сейчас, спустя 71 год ему открыли в Одессе памятник и сегодня мы вспоминаем его жизнь одновременно со светлым и горьким чувством гордости и стыда. Гордости за него и стыда за ту бандитскую, изуверскую власть.
Итак, я уверен, что нашу сегодняшнюю встречу назначили на небесах. Для нас 71 год, это много, для Бога – одно мгновенье. Возможно, Он и назначил встречу, спустя мгновенье после жизни и смерти Бабеля.
Бабель своим литературным талантом отразил трагическую эпоху своего времени. Между прочим, и мы своими жизнями отражаем трагическую эпоху, в которой с вами живем.
У Бабеля, как и у всех больших писателей, горе и радость всегда идут рядом. Две неразлучные сестры идут под руку, смеются и плачут одновременно. А мы с вами идем от них недалеко.
Мы знаем с вами, что любви, денег и терпения никогда не бывает слишком много, их всегда не хватает.
Не хватало этого и Бабелю, не хватает и нам с вами. У нас может не хватить денег, чтобы помочь человеку, но у нас всегда может быть достаточно любви, чтобы помочь человеку и сделать его счастливым.
Единственное слово, которое не умирает в любом времени, это – любовь!
Все умирает в этом мире, Я повторяю вновь и вновь, Не умирает в этом мире, Лишь слово вечное – любовь!
Именно любовь была главным героем в его описаниях скорбных местечек Западной Украины, живиальной Одессы, летящего Парижа, прекрасной и жестокой Москвы. Именно любовь к ближнему была в основе его огромного желания познать душу человека и распознать его предельные возможности в совершении добра и зла. Любовь была его импульсом и компасом. На фоне описываемых им жестокостей, он всегда искал проявления неумирающей любви. Он страстно желал видеть это бледное, измученное, страдающее лицо Любви.
Сейчас американский режиссер Дэвид Новак снимает фильм о жизни Бабеля. Съемки проходят во всех городах, где он жил, любил, смеялся, и потом погиб. В этой киногруппе одним из операторов был и мой сын Николас, Николай. В Париже они снимали эпизод, в котором знаменитая актриса Марина Влади исполняла отрывок из пьесы Бабеля «Мария». Марина Влади стала жаловаться Николасу, что испортила зрение, из-за того, что много плакала из-за своего мужа, Владимира Высоцкого. И вот что сказал ей Николас: «Вы потеряли из-за него часть зрения, но получили за это великую любовь».
Мы всегда забываем, что за любовь часто приходится платить страданиями.
Так и Бабель, за любовь, с которой он жил, заплатил страданиями, пытками, расстрелом.
Если вспомнить музыку, то Бабель не напоминает мне скрипача, услаждающего душу, а барабанщика, будящего сердца. Поэтому, поняв это, Сталин написал на его деле: «Расстрелять!».
Когда-то Генрих Гейне создал стихи о барабанщике. Мне кажется, они предназначены Бабелю:
«Стучи в барабан, и не бойся,
Целуйся с любовью под стук,
Вся мудрость житейская в этом,
Весь смысл глубочайших наук.
И Гегель, и тайны науки,
Все в этой доктрине одной,
Я понял ее, потому что,
Я сам барабанщик лихой!».
Человек не умирает, пока он живет в сердцах и разуме людей. Вот почему Бабель не умирает: Он живет в сердцах и разуме! А сейчас у меня суперпрекрасная возможность, представить вам нашего друга, профессора флоридского университета, режиссера и актера, внука писателя – Андрея Малаева-Бабеля. Недавно, он с мамой – Лидией Исааковной – выступили в моей американской телепрограмме.
Счастьем и духовным наслаждением, было общение с ними.