The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
«Да вставайте же, война закончилась!»

?????
 
 ?????
 
 04/23/2009
 

Дорогая редакция!..

Пишет вам Валентина Тимофеевна Шуклина, очевидец ужасов второй мировой войны. Хочу через «Русскую Америку» пусть немного с опозданием поздравить всех ветеранов и детей войны с Днем Победы и пожелать им крепкого здоровья и благополучия. Хочу через газету поделиться тем, как мы встретили день Победы 9 мая 1945 года.

В ночь с 8 на 9 мая около трех часов к нам пришла соседка Анна Ивановна, жена начальника КГБ. Она сказала нашей матери: «Ивановна, война закончилась. Слушайте утром радио!» Мама разбудила нас всех радостным и взволнованным голосом: «Вставайте, вставайте, война кончилась, да вставайте же – Победа!»

С трех ночи и до шести утра мы были прикованы к репродуктору. Утром 9 мая голос диктора Левитана известил весь мир о победе. Сразу захлопали двери, заскрипели ворота у домов, соседки забегали друг другу, торопясь поделиться радостной вестью.

Село наше, Сосновка, Курской области было центром района. 90 км. от Воронежа, 7 км. от Московско-Донбасской железной дороги и 180 км. от сражений на Курско-Орловской дуге. С самого начала войны наше село оказалось в кольце сражений. Немцы рвались к Москве, к донбасскому углю и закавказской нефти. В сентябре 41-го немцы были остановлены у станции Косторное, что в 100 км. от нас. Была ужасная паника, горело все: земля и небо. Но по радио передавали: «Граждане, не паникуйте, враг отбит!» Ровно через год, в июне 42-го наше село оказалось в оккупации, которая продолжалась семь месяцев. Когда началась война мне было 11 лет, то есть на войну пришлось мое детство.

Но тогда, 9 мая 1945-го мы не вспоминали о всех ужасах того, что мы пережили. Мы были счастливы! Часам к девяти утра народ вывалил на улицы села – все от мала до велика. Растянул меха своей гармошки наш знаменитый гармонист – инвалид детства Гриша. Люди обнимались, целовались, и все повторяли «Победа, победа, победа»… И тут началось: кто пляшет, кто поет, кто кричит что-то, кто плачет горькими слезами. Слезы в тот день были у всех на глазах: слезы радости, надежды, печали, боли, утрат, слезы несбывшейся любви… Так продолжалось до глубокой ночи, а утром все началось с начала.

День 9 мая выпал как по заказу. Солнце светило ярко-ярко, кругом свежая, молодая зелень, казалось, сама природа ликовала вместе с народом.

Прошло 63 года мирной жизни, а помнится абсолютно все о том дне. Да разве можно забыть такое! Война унесла жизнь моего отца, жизнь сестры Анны, угнанной в Германию и погибшей там, жизнь ее мужа Михаила, выпускника Львовского танкового командного училища (выпуск 20 июня 41 года), жизнь двоюродного брата Алексея, выпускника Житомирского кавалерийского училища (выпуск 20 июня 41 года), жизнь двоюродных братьев Андрея, Кирилла, Ивана… Мне никогда не забыть наших сельчан, ушедших в первые дни войны на фронт и не вернувшихся с войны. Не забыть лица воинов-танкистов, три месяца находившихся у нас на отдыхе и формировании-пополнении, потерявших половину состава при выходе из окружения из-под Сталинграда. 6 августа 1943 года мы их всем селом провожали для многих в последний бой – на Курско-Орловской дуге. Этот бой потом получил название «Офицерский бой» потому что на поле боя с оружием в руках были офицеры всех рангов. Мне никогда не забыть лица воинов-разведчиков, первыми вошедших в наше село после освобождения. Никогда не забыть лицо капитана-командира артиллерии, всего простуженного, с высокой температурой и его наполненный болью рассказ о том, как он мучился, думая применять ли «Катюши» против немецкой танковой части, оказавшейся в котле у нас в селе. Если бы он принял такое решение – наше село превратилось бы в пепел…

Такое не забудется никогда. Так и хочется эту боль, пронесенную через всю жизнь, а мне сейчас 78, выразить строчкой

Окуджавы: «Ах война, что ты сделала, подлая…»

Сейчас в мире снова очень неспокойно. Я, как пожилая женщина, мать, бабушка, обращаюсь ко всем людям доброй воли. «Люди, берегите мир!»