Пещерные антисемиты, вопреки многочисленным фактам и объективной реальности, долгое время пытались, и по сей день пытаются утверждать, что евреи физически слабые люди, трусливы, не умеют постоять за свою честь и достоинство, в годину военных испытаний пытаются спрятаться за спиной более сильных народов. И хотя подобные утверждения уже неоднократно опровергались, стереотипы в отношении еврейского народа продолжают иметь место. Потому, думается, огромное значение в современных условиях приобретает сравнительно недавно опубликованная в США и Израиле книга Евгения Геллера «Что наша жизнь? Борьба!» с многообещающим подзаголовком «Энциклопедия известных еврейских борцов».
В ней убедительно и обстоятельно раскрыты подлинная роль и место представителей еврейского народа в мировом спорте, конкретно и убедительно, доказано, что именно из его среды вышли прославленные спортсмены, в числе которых значительное место занимают борцы. Как отмечал профессор Е. Геллер, он «своем повествовании, нисколько не передергивая и не преувеличивая, старался показать на достоверном фактическом материале вклад евреев в развитии спортивной борьбы». Он по его словам всего лишь назвал «вещи своими именами, аргументируя достоверными фактами и цифрами». И далее, раскрывая причины, побудившие его заняться этим фундаментальным трудом, подчеркнул: «Борьба для меня означает намного больше, чем просто спорт. Борьба – это моя жизненная позиция. Борьба – это мой образ жизни и поведения. В этом смысле, я всегда, всю жизнь чувствую себя борцом».
Чемпионы мира и Олимпийских игр
С учетом этой позиции Евгения Мойсеевича можно понять, почему с такой теплотой он пишет о выдающихся еврейских спортсменах. Проф. Е. Геллер вспоминает, сколько шума наделал в далеком 1946 году тяжелоатлет Григорий Новак, который первым в истории советского спорта стал чемпионом мира на соревнованиях в Париже. Но даже московская газета «Правда», являвшаяся органом ЦК КПСС, не решилась сообщить общественности о том что Г. Новак достойный сын еврейского народа. А статья, посвященная его успеху, вышла под названием «Великий русский богатырь». Е. Геллер рассказывает, как после посещения чемпионом мира гвардейского парашютно-десантного полка пошатнулись «редуты антисемитов, которые уже тогда набирали обороты». А проф. И. Либус, один из пионеров спортивной борьбы в Узбекистане, вспоминая о своих встречах с Григорием Новаком в Ташкенте, отмечает: «Он всегда гордился тем, что родился евреем будет им до конца жизни». Но из-за организованных против него абсолютно беспричинных гонений, вынужден был уйти из спорта. Его богатырское сердце не могло смириться и не выдержало той несправедливости, которое обрушилось на него.
В 1952 году, когда в разгаре была наиболее мощная инициированная «вождем всех народов», выступление антисемитских сил, в Хельсинки, на Олимпийских играх первыми чемпионами по борьбе стали два представителя еврейского народа Борис Максович Гуревич из Москвы и Яков Григорьевич Пункин с Украины. Именно эти спортсмены вписали немало ярких страниц в летопись мировых достижений, Борис Максович стал не только олимпийским чемпионом в легчайшем весе, но и дважды достигал победы на чемпионатах мира, а 13 раз на чемпионатах СССР. Другой Гуревич, Борис Михайлович первым среди борцов Украины стал чемпионом Олимпийских игр, а затем 12 раз был победителем на чемпионатах мира и Европы. Более того, его в качестве модели после тщательных отборов, выбрал народный художник СССР Е. Вучетич для создания скульптуры «Перекуем мечи на орала», установленной в Нью-Йорке, на фронтоне здания ООН. Особое место среди борцов высочайшего класса занимает Яков Пункин. Он был единственным среди них, кто был участником Великой отечественной войны, оказался в фашистском плену, выдержал тяжелейшие условия концентрационного лагеря. А после освобождения сумел восстановить свои физические силы и даже завоевать золотую медаль Олимпийских игр.
В 1955 году к когорте чемпионов мира присоединился Григорий Гамарник, добившийся такого успеха первым среди борцов Украины, был многократным победителем международных соревнований, чемпионом и призером чемпионатов СССР, Украины, Узбекистана и республик Средней Азии. Он по свидетельству значительного числа своих коллег, всегда оставался гордым сыном своего народа». Характеризуя Григория, проф. Е. Геллер, сравнил его с непрочитанной книгой: «чем дальше читаешь, тем больше узнаешь».
Автор этого фундаментального труда отметил важную особенность их побед. «Еврей-борец, – подчеркнул Е. Геллер в стране нашего Исхода, кроме противника на ковре, должен подчас еще побороть и судей, и, чего греха таить, нередко – толпу». И когда, далее отмечает Евгений Мойсеевич, судья поднимает таких безоговорочных победителей как Роман Рудерман, Виктор Зильберман, Лев Фишман, Григорий Клигерман, Илья Мандельгейм, то зритель, будь он даже антисемитом, вынужден вместе со всеми аплодировать им.
Вклад борцов, живших в Узбекистане
Знакомство с книгой «Что наша жизнь? Борьба!»доставило мне особое удовольствие, потому что нашел в ней немало имен-земляков, выходцев из Узбекистана, где прожил до приезда в США всю сознательную жизнь. Это, прежде всего, проф. Израиль Либус патриарх спортивной борьбы в республиках Средней Азии. В его биографии отразились все этапы советской истории, равно как все испытания и страдания еврейского народа. Отечественная война застала его в возрасте14 лет в приграничном городе Гайсин, откуда с семьей, в буквальном смысле этого слова, бегством спасались от наступающих фашистских войск. Но во время бомбардировок, которые постоянно сопровождали движение поезда, Изя и его старший брат потеряли своих родителей и младших братишек. И только через 5 месяцев, без денег и документов, голодные и изможденные они добрались до Ташкента.
Там молодого Либуса направили на авиационный завод, где предоставили даже место в общежитии. Несмотря на занятость в ночных сменах, учебу в вечерней школе рабочей молодежи, он вместе со своими напарниками, стал тренироваться греко-римской борьбой в заводском спортклубе. Израиль Аронович с теплотой вспоминает своего первого тренера, Германа Сандлера, фронтовика, сумевшего увлечь своих воспитанников неистощимой любовью к спорту. И уже в 1946 году он был включен в состав сборной Узбекистана для участия в первом послевоенном первенстве СССР по греко-римской борьбе. Унаследовав от своих предков незаурядную физическую силу и приобретя под руководством своих наставников высокое мастерство, он вскоре стал мастером спорта, чемпионом Ташкента, Узбекистана, Республик Средней Азии, победителем многих всесоюзных соревнований.
Специфической чертой Израиля Ароновича является органическое сочетание значительных спортивных достижений с не менее важными успехами в науке. При этом доказал, что он закаленный борец, мужественный человек. Над ним была совершена беспрецедентная экзекуция: после получения официального утверждения докторской
диссертации был вызван в ВАК, где антисемитски настроенные псевдоученые организовали повторную защиту. Но их коварный план не удался. Как подчеркнул Е. Геллер, Либус «уложил на лопатки антисемитскую команду» этой высшей научной инстанции. Более того, он на практике доказал, что является не только высоко-эрудированным специалистом в области правовых дисциплин, но и прекрасным адвокатом, который успешно защищал своих подопечных, не оставив камня на камне от надуманных домыслов обвинения. Продолжая свою плодотворную общественную деятельность в США, он был удостоен там звания почетного мастера спорта по борьбе самбо.
В истории достижений спортсменов Узбекистана заметное место занимает, также Аркадий Либус, один из сильнейших борцов среднеазиатского региона. Его деятельность как судьи всесоюзной категории, а затем руководителя республиканского главка спортсооружений была высоко оценена: ему было присвоено звание заслуженного тренера Узбекистана. Чемпион мира Г. Гамарник вспоминает, что «многие ему подражали и гордились дружбой с ним. «Его характеризуют необыкновенная доброта и жизнелюбие. Он почитал для себя за счастье помогать друзьям и всем людям».
Не могу не отметить, что с особым интересом прочитал в книге проф. Е. Геллера страницы, посвященные спортивным успехам Эдуарда Хайкина, с которым вместе проработал почти 30 лет а Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства(ТИИИМСХ). Это был, по общему признанию незаурядный человек, который стоял у истоков зарождения дзюдо самбо в Узбекистане Особой популярностью среди своих коллег он пользовался как судья международной категории по борьбе самбо. При этом Эдуард преуспел не только в спорте. Работая в ТИИИМСХа, он стал известным ученым, ему было присвоено звание профессора, а затем заслуженного деятеля науки. Переехав в США, он вместе с чемпионом мира Давидом Рудманом принял активное участие в создании спортивного объединения борцов-иммигрантов. Благодаря его энергичным усилиям самбо получило широкое распространение среди русскоязычной молодежи Нью-Йорка.
О тех, кто остался верным спортивной борьбе
Одним из достоинств книги проф. Е. Геллера является, что в ней нашлось место для тех, кто не сумев покорить высочайший Олимп, остались до конца жизни верны этому поистине мужественному виду спорта. Трудно назвать всех этих спортсменов, но некоторые из них, думается, заслуживают быть упомянутыми. Это, прежде всего, А. Прут, первый заслуженный тренер Узбекистана по борьбе самбо, Г. Рейф, чемпион, призер Узбекистана по трем видам борьбы, Л. Турин, чемпион России и Узбекистана по вольной борьбе, А. Хаймович, мастер спорта международного класса, чемпион и призер чемпионатов СССР и Европы, Р. Шишаловский семикратный чемпион Узбекистана по греко-римской борьбе. Особенно хочется назвать достойного представителя среднеазиатских евреев Беньямина Бобаева, чемпиона Забайкальского военного округа по греко-римской и вольной борьбе, многих состязаний, проводившихся в вооруженных силах бывшего СССР, в тяжелой весовой категории. За его богатырскую силу коллеги называют его «Гвардии еврей Забайкалья».
Наставники чемпионов
Конечно, все успехи чемпионов, победителей Олимпийских игр и других соревнований не могли иметь места без талантливых тренеров, грамотных наставников, искренне любящих своих воспитанников, до боли переживающих за каждое их выступление. Потому с таким глубоким уважением к ним, всесторонним пониманием сложности и важности труда тренеров, сочетающих высокое спортивное мастерство и педагогический такт, пишет автор монографии о Михаиле Мирском, Давиде Рудман, Юрии Виленском, Германе Сандлере, Лазаре Шапиро, Романе Рудермане и других. Полагая, что каждый из них заслуживает издания отдельных очерков, не могу не поддержать предложение проф. И. Либуса о включении в серию книг «Жизнь замечательных людей» очерков о выдающихся спортсменах-борцах. Безусловно, о них больше и обстоятельнее должна знать общественность и в первую очередь молодежь.
Гимн силе и мужеству народа
Проф. Евгений Геллер широко известный в русскоязычной общине автор многих произведений, не оставивших ни одного читателя равнодушным. Его перу принадлежат книга о евреях-штангистах, скоро должна быть опубликована его книга о легендарных фехтовальщиках, а на очереди – о евреях-боксерах. Новая его книга «Что наша жизнь? Борьба» безусловна является крупным событием в жизни всей нашей общины.
Даже трудно представить, какой титанический труд потребовался от Евгения Мойсеевича, чтобы по крупицам собрать богатейший материал о жизни и победах известных спортсменов. Порой даже думается, что одному ученому, даже самому трудолюбивому, такая работа не под силу, что для этого требуется большой авторский коллектив. Потому не могу не утверждать, что профессор Е. Геллер совершил мало с чем сравнимый подвиг. И хотя он уже является доктором педагогических наук, полагаю, что следует поддержать предложение ряда ученых, как например И. Либуса, о присвоении ему за совокупность изданных трудов ученой степени доктора исторических наук. И потому иммигрантской общественности следует возбудить ходатайство перед соответствующими учреждениями США и Израиля.
Книга, которой посвящается данная статья, вызвала огромный резонанс в Израиле, а также во многих диаспорах в США, России, многих странах Западной Европы, Канады и Австралии. Так, вице-премьер Израиля Авигдор Либерман, отмечая, что этот труд является важным фактором для укрепления национальной гордости, подчеркнул: «Израилю сегодня необходимы бойцовские качества. Чтобы выжить. Чтобы процветать. Чтобы побеждать». А академик В. Квинт охарактеризовал ее как «благодарность героям-борцам и оружие, разрушающее антисемитский миф о физической слабости евреев».
Проф. Е. Геллер, очевидно, из личной скромности, не назвал в своем предисловии никаких данных из своей непростой биографии. Но из ряда отзывов становится известным, что он в прошлом узник фашистского гетто, участник Отечественной войны. И, как справедливо отмечают его коллеги, он не живет прошлыми заслугами: после переезда в США возглавил Белорусское землячество и проводит большую работу по увековечиванию жертв фашизма.
Невозможно предположить что может, даже на самое короткое время, оказаться вне творческого труда. Как сообщалось в одной из русскоязычных газет, сейчас он работает над своей будущей книгой, посвященной 40-й годовщине трагедии в Мюнхене 1972 году и предстоящим в Лондоне в 2012 году Олимпийским играх. Он, в частности, связался с живущими в Лондоне, Осло, Мельбурне, Торонто, Минске, Москве своими студентами и коллегами, чтобы уточнить у них, что они запомнили о том кровавом Мюнхене.
Что я могу сказать в заключении? Здоровья и новых творческих удач, глубокоуважаемый Евгений Мойсеевич! Бог вам в помощь, а мы, читатели, всегда с вами!