Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Белые пятна истории  »  Запутанная история знаменитой фотографии
    Запутанная история знаменитой фотографии
     ?????  |  04/23/2009 | Не оценено
    В выгоревшем здании парламента фотокорреспондент повстречал молодого приятеля...

    Фотография, запечатлевшая одну из самых известных сцен новейшей истории - советский солдат вооружает знамя на куполе Рейхстага - на самом деле была сфальсифицирована. Историю ее автора - фотографа Евгения Халдея - публикует влиятельный немецкий журнал Der Spiegel.

    8 мая в Берлине открылась большая ретроспективная выставка крупнейшего советского фотожурналиста ХХ века – приуроченная к годовщине официального окончания войны. Запутанную историю фотографии красноармейцев со знаменем на Рейхстаге реконструировал куратор выставки.

    Итак, по рассказам самого автора, ранним утром 2 мая 1945 года он шел по центру Берлина в направлении Рейхстага. Тремя часами раньше о капитуляции объявил последний главнокомандующий немецкой столицы, однако отдельные бои еще продолжались. У Евгения Халдея был с собой легендарный фотоаппарат Leica и советское знамя.

    В выгоревшем здании парламента 28-летний фотокорреспондент в звании лейтенанта повстречал молодого приятеля и упросил его попозировать на крыше со знаменем. К нему присоединились еще два красноармейца.

    Халдей отснял всю пленку, 36 кадров. Один из них в различных вариантах стал иконой ХХ века, картиной, которая в коллективной памяти немцев и русских одновременно представляет собой поражение нацистской Германии и победу Красной армии.

    Стерли лишние часы сомнительного происхождения

    Халдей не был художником-постановщиком, он запечатлевал важнейшие события. На фоне многих документально-скромных, но блестящих фотографий, которые он сделал в течение шести десятков лет, горько осознавать, что свой самый известный снимок он подвергал неоднократным манипуляциям, за что позже его не раз критиковали.

    Оттуда следует, что еще ночью, проведя фотосъемку в Рейхстаге, Халдей вылетел в Москву. Тогда на фотографии, впервые напечатанной 13 мая 1945 года в профсоюзном журнале "Огонек", первоначально была сфальсифицирована одна деталь. В действительности у красноармейца, подававшего знамя своим приятелям, на обеих руках были часы. Тогда со словами "ури, ури" (от немецкого слова Uhr – часы.) советские солдаты мародерствовали в Берлине. Халдей, позже он в этом признался, на одном из негативов с помощью иглы соскоблил часы с правой руки своей модели.

    На следующей версии фотографии в небе вдруг появились темные грозовые облака. На последней версии обнаружилось новое знамя, которое драматично развевалось на ветру.

    Хотя 1 и 2 мая 1945 года еще как минимум три советских военных фотокорреспондента фотографировали солдат с флагами в Рейхстаге и на его куполе, пальма первенства досталась фотографии Халдея. Позже, когда его спрашивали о манипуляциях, он отвечал односложно: "Это хорошая фотография и исторически значимая. Следующий вопрос, пожалуйста".

    Отметим, что появление "лишних" часов на руке советского солдата не может быть строго трактовано как факт мародерства, как это написано в Spiegel. Их можно считать и боевыми трофеями - в зависимости от того, где и какой ценой они были получены. В воспоминаниях солдат встречаются эпизоды, когда красноармейцы с тяжелыми боями захватывали кабинеты нацистов, в которых находились коллекции часов - их и растаскивали на сувениры. С другой стороны - непонятно, зачем тогда было скрывать этот факт на фотографии, а не, наоборот, гордиться им. Поэтому такая, на первый взгляд, мелкая деталь, как часы на руке, является тонким этическим моментом, в котором установить историческую правду весьма трудно.

    Судьба фотографа Халдея

    После войны в тоталитарной империи Сталина Халдей как еврей был подвергнут дискриминации и предан забвению. Лишь в 1991 году берлинский художник Эрнст Фолланд случайно столкнулся в Москве с фотографом и опубликовал книгу с его фотографиями.

    С одной стороны, на фотографиях времен Великой Отечественной войны можно увидеть взятие Красной армией Софии, Бухареста, Будапешта и Вены, падение Берлина, Потсдамскую конференцию и Нюрнбергский процесс; с другой – будничные сцены и советский мир труда, до и после войны.

    В войне против Гитлера и немецких агрессоров, напавших на его Родину, Халдей видел себя пропагандистом правого дела. В последние годы перед смертью, последовавшей в октябре 1997 года, он не раз говорил: "Я простил немцев, но забыть не могу". Его отец и три из четырех его сестер были убиты немцами.

    Мать и дед Халдея, родившегося в 1917 году в украинской Юзовке, позже – Сталино, сегодня – Донецк, были расстреляны уже через год после его рождения во время погромов. При этом он сам был ранен. В его паспорте, говорил он позже, стоит "каинова печать, что ты еврей".

    Перед его увольнением из государственного информационного агентства ТАСС в 1948 году, его начальники предъявляли ему претензии в его якобы низком "образовательном уровне" и недостаточной "политической грамотности", однако сам он объяснял свое увольнение следующим образом: "Настоящая причина заключается в том, что я еврей".

    Это обстоятельство роднило его не только с примерно половиной его советских коллег, военных фотокорреспондентов времен Второй мировой войны, но и с фотографом с американской стороны, который сделал самые запомнившиеся снимки Второй мировой войны – с венгерским евреем Андре Фридманом, известным также как Роберт Капа, который в 1948 году стал одним из создателей фотоагентства Magnum. Они хорошо относились друг к другу, и, когда в Нюрнберге они фотографировали на судебных процессах по делам военных преступников, Капа подарил Халдею камеру Speed Graphic.

    Халдей, который говорил о себе, что снимать – это его "внутренняя потребность", даже на склоне лет оставался маниакальным фотографом. "Российский Капа", как еще называют его историки фотографии, проживал в Москве в однокомнатной квартире, которая одновременно служила студией для проявки и печати фотографий. Когда однажды в качестве гонорара за книгу и выставку он получил гонорар в 10 тыс. немецких марок, он сразу же потратил их на Rolleiflex. "Такой камеры, – говорил Халдей, – в моей жизни еще не было".

     

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today