С первых дней 2008 года предвыборная борьба за Белый дом вступила в новую важную фазу: в значительной части штатов прошли праймериз и кокусы, которые определяли, кого из кандидатов в наибольшей степени поддерживают представители демократической и республиканской партий.
Республиканцы определились
В ноябре 2007 года сенатор от штата Аризона Джон Маккейн обратился в банк "ФИДЕЛЕТИ ЭНД ТРАСТ" с просьбой предоставить ему коммерческий кредит на 3 млн. долларов. Конечно, по сравнению с общими затратами на нынешнюю предвыборную компанию, которая, по мнению многих обозревателей, может превысить 1 млрд., долларов эта сумма выглядит смешной. Но, как отметил журналист-политолог И. Лебедев, "будет еще забавнее, если этот скромный заем поможет Америке обрести своего следующего президента." Тогда Маккейн находился в полном отчаянии, его предвыборный штаб оказался полным банкротом. В таких случаях кандидаты обычно выходят из гонки, но сенатор решил использовать последний шанс, чтобы в январе 2008 года иметь возможность выставить свою кандидатуру на первичных выборах в штате Нью-Гэмпшир.
В итоге безнадежно отставший аутсайдер стал фаворитом республиканцев, а его главные соперники сошли с дистанции. Сначала вышел из предвыборной борьбы бывший мэр Нью-Йорка Р. Джулиани, затем экс-губернатор штата Массачусетса М.Ромни и наконец сдался М. Хакаби.
Если обобщить отдельные данные, передаваемые СМИ, то можно представить более конкретно жизненный путь, пройденный Дж. Маккейном. Он родился в военной семье: его дед и отец были адмиралами, и Джон пошел по их стопам. После окончания Академии ВМФ, он служил на авианосце "Форрестол" у берегов Вьетнама. 22 раза военно- морской летчик поднимал свой самолет, чтобы бомбить Ханой. Но 23-й вылет, в октябре 1967 года, оказался неудачным. В его машину попала ракета. Сам он, правда, катапультировался и, оказавшись в бессознательном состоянии, был взят вьетнамцами в плен. В плену он провел 5,5 лет большую часть этого времени в одиночной камере в печально знаменитой тюрьме, прозванной американцами "Ханой-Хилтон". Там он, разумеется, подвергался унизительным допросам, пыткам, изощренным издевательствам.
Возможно, во вьетнамском плену сформировались у Маккейна антикоммунистические взгляды, которые он сегодня переносит на политику Кремля и в первую очередь президента Путина. Ведь, именно он громче других требовал под флагом борьбы с нарушениями прав человека и гражданских свобод в России исключения этой страны из "Большой восьмерки". Безусловно, Маккейн обладает значительным политическим опытом. После отставки из флота в 1981 году он занялся большой политической деятельностью. Четыре года представлял штат Аризона в Палате представителей, а последние 22 года - в Сенате. Борьбу за пост президента он ведет уже второй раз: в 2000 году он проиграл праймериз Дж. Бушу.
Взгляды Маккейна не вписываются в полной мере в политическую платформу республиканской партии и прежде всего ее консервативной части. Он по многим вопросам имел собственное мнение, зачастую не совпадавшую с "линией партии", и открыто высказывал его, не жалея обидных эпитетов для своих оппонентов. Так, он критикует политику Буша в Ираке, но с правых позиций, требуя туда отправки еще большего числа войск. В тоже время он голосовал вместе с демократами против сокращения налогов, выступал против конституционного запрета на однополые браки, поддерживал иммиграционную реформу, а также исследования с эмбриональными стволовыми клетками, добивался ужесточения экологических норм.
За такую позицию его не любят консерваторы, в том числе религиозные фундаменталисты. Но без их поддержки Маккейну завоевать Белый дом навряд ли удастся, Потому в последние месяцы с учетом мнения ряда однопартийцев сенатор попытался несколько " скорректировать" свою позицию.
Конечно, у сенатора из штата Аризона есть немало политических противников. Так например, сравнительно недавно, в США была создана организация "Ветераны Вьетнама против Джона Маккейна". Ее организаторы утверждают, что сенатор из штата Аризона якобы выдал властям той страны немало сведений секретного характера, а затем, как они выразились "нахватал чересчур много боевых наград". Конечно, трудно сейчас оценить объективность таких утверждений, но нельзя не вспомнить, что 4 года назад такие же "ветераны" нанесли изрядный ущерб сенатору Джону Керри, баллотировавшемуся от партии демократов на президентских выборах 2004 года.
После мартовского супервторника Маккейн , победив еще в 4 штатах, обеспечил себе поддержку более 1200 делегатов, хотя для победы было достаточно рассчитывать на помощь 1191 делегата. В ночь после голосования последний конкурент Майкл Хакаби официально сложил оружие, пожелав Маккейну "сделать все возможное для сплочения республиканской партии и что более важно, всей страны. Не исключено, что одновременно с победой Маккейна в штабе республиканцев решается вопрос о будущем вице - президента. Во всяком случае, в интервью телеканалу Fox News, данном 11 марта, Митт Ромни заявил, что "для него было бы честью составить пару кандидату от республиканской партии". Одновременно появились сообщения о том, что в администрации Буша " рассматривают пару Маккейн-Ромни как наиболее перспективную из возможных". Теперь, еще до завершения праймериз, Маккейн может развернуть в полном объеме свою предвыборную компанию, максимально используя отсутствие, по крайней мере, на данном этапе, единого лидера у демократов. Отныне на него будет работать вся мощная политическая машина республиканцев. Даже Дж. Буш пригласил сенатора из Аризоны в Белый дом, чтобы выразить ему свою поддержку. С другой стороны, как отметил политолог В. Чапилевский, "отсутствие победителя праймериз в демократической партии, может затруднить положение Маккейна. Ему придется одновременно вести борьбу на два фронта: с Обамой и Хиллари, учитывать особенности тактики обоих кандидатов. Тем не менее, республиканец Маккейн полон решимости дать бой кандидатам от демократической партии и не скрывает своей уверенности в победе на президентских выборах.
Обама или Хиллари?
До начала праймериз основными источниками информации, позволявшими судить о расстановке сил в демократической партии, были анкетные опросы и теледебаты. Все они показывали, что фавориткой президентской гонки является Хиллари. Возможно, это в определенной мере объясняется тем, что у нее довольно четкая, сбалансированная позиция по большинству вопросов внутренней и внешней политики и прежде всего в вопросах борьбы с терроризмом. При этом она постоянно подчеркивает, что у нее крайне богатый опыт в решении вопросов государственного управления, но не добавляет, что этот опыт достигался за счет того, что она более 35 лет является женой экс-президента Билла Клинтона. Но думается, что ей не очень-то следует делать акцент на необходимость укреплять семейные ценности. Ведь общественности хорошо известен скандал вокруг интимных отношений ее супруга со стажеркой Моникой Левински. К тому же тень Билла за спиной Хиллари позволила ее оппонентам назвать их тандем "Биллари" (Билл плюс Хиллари) и убеждать избирателя не голосовать за "парочную семейственность во власти".
У ее непосредственного конкурента Барака Хусейна Обама, 46-летнего сенатора из штата Иллинойс, нет достаточного политического опыта. Зато у него есть другие плюсы: молодость, либеральные взгляды, непричастность к устаревшей американской элите. Но избирателей может смутить цвет его кожи, мусульманское имя и слухи о его давней учебе в медресе. А может быть тот факт, что его отец родом из Кении, а мать - белая американка определенной частью избирателей будет оцениваться положительно, а не отрицательно.
Так, лидер американской организации "Нация ислама" Л.Фаррахан, выступая на многотысячном митинге заявил, что "Барак Обама - надежда всего мира". Этот деятель, известный своими расистскими, антисемитскими и экстремистскими взглядами, говоря об сенаторе из Иллинойса, утверждал: " Черный сын белой матери - наш спаситель. Он может стать тем, кто поднимет Америку с колен".
С началом праймериз стало очевидным, что путь Хиллари к Белому дому не так прост и легок, как казалось до их начала некоторым обозревателям. С первых же праймериз Обама решительно и неуклонно стал выходить победителем в большинстве штатов, все более отрываясь от Хиллари. А после февральского супервторника, сенатор из Иллинойса заявил собравшимся его сторонникам в Медисоне: "Мы на верном пути, но мы знаем, сколько еще нам надо идти. И понимаем, что наш путь будет непрост". Действительно, успех Обамы был впечатляющий: в Мэриленде за него проголосовало 62% участников праймериз, в Вирджинии - 66%, а в Вашингтоне -75%.
Как отмечают многие обозреватели, электорат Обамы своеобразен. Так, политолог И. Гольдефарб указывает, что его, конечно, поддерживают афроамериканцы, число которых в составе совершеннолетних составляет 11,5%. Поддерживают его также радикально настроенные демократы, идейные "леваки", которые "не переваривают" капитализм и имперскую политику США в целом. Так, в Мэриленде и Вирджинии Обама поделил почти поровну голоса белых избирателей и в тоже время получил 90% голосов афроамериканцев.
Несмотря на победу Клинтон в мартовском супервторнике в 3-х из 4-х штатов, притом в таких крупных, как Техас и Огайо, она не смогла догнать Обаму. Свое триумфальное шествие сенатор из Иллинойса продолжил уже после супервторника в штате Миссисипи, где за него голосовало 60% избирателей, а за бывшую первую леди - 38%. В результате прошедших праймериз Обама заручился поддержкой 1596 делегатов, а Клинтон -1484. А для выхода в финальную часть выборов президента кандидату от демократической партии следует получить не менее 2025 голосов.
Были ли неудачи Хиллари на праймериз неожиданными или в какой-то мере ожидаемы? Не слишком ли была доверчива общественность к социологическим опросам? При более внимательном анализе становится очевидным, что число афроамериканцев, которым не нравится Хиллари, в среднем составила почти половину респондентов. Сенатор из Нью-Йорка в прошлом была популярна среди афроамериканцев, но у них теперь "свой" кандидат. Но за нее обычно голосуют избиратели, придерживающиеся либеральных взглядов, а также имеющие доход не более 30 тыс. долларов в год. В тоже время она, как правило, не может рассчитывать на голоса консерваторов из зажиточных американцев. Многие обозреватели обращают внимание на то, что Хиллари слишком увлекается предвыборными обещаниями. По оценкам республиканцев, за время предвыборной компании она пообещала осуществить проекты на 615 млрд. долларов. Безусловно, это навряд ли реально и обещания бывшей первой леди носят скорее популистский характер.
После мартовских праймериз наступает в предвыборной компании сравнительно небольшой перерыв: следующие праймериз состоятся 22 апреля в штате Пенсильвания, где будут определяться судьба 158 голосов делегатов. Потому, видимо наступило время для подведения некоторых, разумеется, предварительных итогов в президентской гонке.
Разумеется, они малорадостны в штабе Хиллари Клинтон. Как заявил сенатор-демократ из Флориды Билл Нельсон, "надвигается катастрофа! Если ни один из кандидатов в президенты, ни Хиллари Клинтон, ни Барак Обама не получит поддержки большинства делегатов национального съезда к моменту завершения праймериз и кокусов, мы вступим в период неопределенности и сумятицы". Еще более определенно высказался председатель Национального комитета демократической партии Г. Дин, заявив, что нельзя "допустить сражения между двумя кандидатами на съезде в конце августа. Такой сценарий нас не устраивает".
Не удивительно что в такой обстановке бывшая первая леди явно нервничает. Иначе как можно объяснить внезапную отставку после февральского супервторника руководительницы своего избирательного штата Петти Солис Дойл? Ведь она работала первой помощницей Клинтон с 1991 года, когда та была еще первой леди в штате Арканзас. Теперь на это место пришла ее советник - Мэгги Уильямс.
Спасут ли эти действия положение Хиллари? Тем более, что заместитель руководителя предвыборного штаба Майк Генри сообщил газете "Вашингтон пост", что Хиллари "нужно немедленно сформировать новую лидерскую команду, поддерживать ее, чтобы достичь желаемой победы, ради которой мы так усердно работали весь год". Смогут ли решить такую задачу Хиллари и ее окружение? Или она будет сваливать с больной головы на здоровую?Не исключается такая уникальная ситуация, когда перед открытием общенационального съезда демократической партии в активе как Хиллари, так и Обамы будет меньше голосов, чем необходимо для избрания кандидатом на пост президента. В таком случае свое решающее слово должны сказать суперделегаты, которые, возможно и определят кандидата демократической партии.
В официальных документах, хотя термин "суперделегаты" не упоминается, но в них говориться о "партийных лидерах и избранных чиновниках". Очевидно, что имеются в виду депутаты Палаты представителей и Сената, губернаторы, а также бывшие президенты и вице-президенты, бывшие лидеры обеих палат Конгресса, бывшие председатели Национального Комитета партии. Нельзя не согласиться с мнением ряда обозревателей, как например А. Орлова, о том, что " избранником партии демократов может оказаться не тот, который получил наибольшее число голосов рядовых однопартийцев, а тот, кого поддержит партийная элита". Это, как отмечает А.Орлов, "вовсе не демократично, но вполне соответствует принципам нынешней демократической партии". На съезд, который состоится в августе месяце в Денвере, приедет 796 таких делегатов и их влияние не следует недооценивать. Ведь они не связаны с каким-либо определенным кандидатом и могут поддерживать любого претендента. Институт суперделегатов возник сравнительно недавно, в 1980 году после сокрушительного поражения президента Джима Картера, проигравшего кандидату республиканцев Рональду Рейгану. За прошедшие с тех пор четверть века суперделегаты всегда поддерживали победителей праймериз. Проблемы не возникали при выдвижении кандидатур начиная с М. Дукакиса в 1988 году и кончая Д. Керри в 2004 году.
Но сейчас суперделегаты предстоящего съезда в Денвере оказались загнанными в тупик. Если бы Обама не был афроамериканцем, то проблема с поддержкой Клинтон не была бы столь острой. Совершенно очевидно, что если суперделегаты поддержат Хилари, то весь гнев либеральных СМИ обрушится на элиту демократов, обвинят его в проявлениях расизма. А миллионы избирателей из числа афроамериканцев даже могут отказаться от участия в голосовании. Но без их поддержки Клинтон не сможет в ноябре 2008 года победить Маккейна.
Ситуация осложняется еще тем, что Национальный комитет демократов оставляет съезд в Денвере без делегатов от двух штатов Мичигана и Флориды. Они наказаны за то, что партийные организации этих штатов нарушили график проведения праймериз, назначив их проведение раньше супервторника. А именно там победила Хиллари, и если бы их результаты были зачтены, то ее положение на съезде было более прочным и твердым.
Многие обозреватели в своих статьях ставят риторический вопрос: Затмит ли туча Хиллари солнечный свет Обамы? Конечно дать четкий и однозначный ответ на этот вопрос крайне трудно и сложно. Но уже пройденный путь политическими партиями в президентской гонке требует внимательно отслеживать ее непростые повороты, помнить, что в демократической стране выборы не могут проходить по установившимся шаблонам или устаревшим стериотипам. Потому, думается, прогнозировать их исход ныне практически невозможно.