Публикация в прошлом номере газеты большого интервью Николая Зайцева «Карфаген должен быть разрушен» об изучении русского языка, вызвала большой читательский интерес. Редакция получила много вопросов от читателей, на которые мы попросили ответить Николая Зайцева. Питерского педагога, по системе которого десятки и десятки тысяч людей во всем мире учатся читать по-русски. Сегодня вы можете заказать знаменитые кубики Зайцева прямо из США и попробовать на своих детях и внуках простую и уникальную методику. Сегодня Зайцев отвечает на вопросы наших читателей.
- Николай Александрович, почему вы решили, что учить читать нужно по складам…
- Это не я решил. По складам учили читать в России еще в начале XIX века — был такой букварь Федота Кузьмичева. Скорее всего, по нему учился и сам ЛевТолстой, создавший потом свою «Азбуку» со складами и боровшийся со звуковым методом, пришедшим в Россию из Германии. Вот как он защищал складовой способ: «...по нему ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик выучивается в 3, 4 урока хотя медленно, но правильно читать, а неспособный — не более как в 10 уроков...».
Благодаря большим тиражам «Азбуки» до и после революции складовой способ широко распространился в России, он же был основным при ликвидации безграмотности. Прорыв был сделан: если в 1914 году из ста новобранцев грамотными были двое, то накануне Великой Отечественной только двое из ста мобилизованных были неграмотными.
Но прошло 130 лет, и приходится снова доказывать, что складовой способ обучения чтению — лучший. Тем более что склады разместили на кубиках и в таблицах, оставив только одно-, двухбуквенные, их оказалось всего 246, да начали их еще и распевать. Их теперь удобно напрямую предъявлять: не «бэ-а — ба», «вэ-я — вя», «же-а — жа», как во времена Толстого, а сразу БА, ВЯ, ЖА...
Методика стала понятнее, доступнее для родителей, воспитателей, учителей. Толстовские выкладки о сроках выхода в чтение — 4-10 уроков — массово подтверждаются даже при обучении дошкольников.
- Николай Александрович, были ли в вашей практике случаи обучения чтению и письму детей, страдающих аутизмом? Моей дочери скоро 5 лет, по физическому развитию своих сверстников она превосходит, а вот по психическому отстает. Маша знает цифры, некоторые буквы, контактна, но быстро ко всему теряет интерес. Я приобрела «Кубики», но не знаю, с чего начинать в «нашем» случае, ведь ребенок-то «особенный» — с таблиц или с кубиков. Дело в том, что Маша сложные и пространные фразы не воспринимает — свою речь мы упростили до уровня 1,5-2 летних детей. Поэтому для нас чем проще, тем лучше. Как мне действовать?..
- Практика показывает, что аутичные дети хорошо поддаются обучению по нашим методикам. Смысл работы в том, чтобы ребенок совместно с Вами составлял слова из кубиков, прописывал их указкой по таблице (Вы находитесь за спиной ребенка и держите его руку с указкой); вместе находите число на числовой ленте («Тысяча+») и проч. Все совместные действия сопровождаются Вашим проговариванием, объяснением. Не требуйте пока ничего с ребенка, сами хоть 50 раз повторяйте одно и то же, без раздражения, конечно, как бы для себя или про себя. Цель: задействовать все каналы восприятия — зрение, слух, руки, «память тела» (в какой таблице искать, в какой ее части — выше-ниже, левее-правее и проч.). Никто не знает и с уверенностью не может сказать, какой канал окажется более эффективным, но он обязательно найдется. Побуждайте ребенка на говорение, повторение за Вами. Хотя бы одними губами поначалу, потом шепотом, потом погромче. Через какое-то время, не сразу, может быть, но и прокричите вместе что-нибудь. При такой работе и речь свою не придется уж столь упрощать. Почитывайте методички время от времени, они помогут выбрать подходящие приемы и способы работы, переосмыслить их в приложении именно к Вашему ребенку.
- Как вы придумали кубики?
- В школьном материале порой очень трудно разобраться. Сплошь анализ, нет нигде синтеза. Но анализ, как пишет академик Эрдниев, — это Средневековье: все пытаемся разобрать на атомы. А собрать из разрозненных атомов школьной программы цельное знание о предмете, а тем более о мире не всегда удается.
Как появилась таблица Менделеева? Он преподавал и в гимназии, и в университете, надо было донести материал до ученика. И создана-то таблица была как методическое пособие для нужд обучения, а возможность предсказания новых элементов оказалась уже побочным эффектом.
Самая идеальная таблица — это географическая карта.
Такие же опоры нужны и в русском языке. Иначе ничего не остается в памяти.
Таблицы и кубики — реальная возможность включить в работу все способы восприятия и запоминания. Ребенок видит, причем работает все: размер, цвет, последовательность складов, в кубиках — звук, вес, цвет.
Гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие на кубиках и в таблицах настолько хорошо показаны и разделены, что термины (когда их между делом начнем употреблять) чуть не сами собой начнут проникать в детскую речь. Вертя кубик, печатая слово указкой по таблице, ребенок ориентируется еще и пространственно, запоминает телом. Склады поем — включаются в работу слух, ритм.
- Уважаемый Николай Александрович, моей малышке полтора года, я никак не могу ее заинтересовать кубиками. Начинаем заниматься, я ей выкладываю слова, а она начинает строить башенку. Слов говорит мало: «папа», «мама», свое имя, ну может парочку еще наберется — и все. Может быть еще рано? Хотя она знает основные цвета, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник…
- Полуторогодовалый ребенок еще не может долго удерживать внимания. Занимайтесь хоть десять, хоть пятнадцать минут в день, но... По минуте, по полминуты. И ни какого принуждения. Сначала ребенок наблюдает Ваши действия, их последовательность, слушает Вашу речь, увязывает в сознании «слышу» и «вижу», потом начинает эти действия повторять, называть кубики, складывать из них слова. Не ждите немедленных результатов, ребенок подолгу «копит», а потом вдруг неожиданно «выдаёт». Терпение и еще раз терпение.
- Нашему Владу - один годик и полтора месяца. У него в словаре уже 45 слов, а в год и 5 дней он отвечал на вопросы: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе годиков?» и «Куда Владик пойдет гулять?» («В парк!»). Может быть нам уже пора заниматься вашими кубиками?
- Доверяйте своему родительскому чутью. Главное — не навредить и обучать так, чтобы ребенку было интересно. Если интересно — значит, правильно.