Актрису театра и кино, народную артистку России Светлану Крючкову представлять не надо. Актриса снялась почти в девяти десятках фильмах. Она по-прежнему работает в труппе Большого драматического театра (БДТ) в Санкт-Петербурге. Она выступает в России и за рубежом с поэтическим концертами о Цветаевой, Ахматовой и других.
В Хьюстон концерт Светланы Крючковой «Назначь мне свидание» привезли Людмила и Ефим Вайнеры. Они организовали вечер, который надолго останется в воспоминаниях зрителей.
Крючкова выступила с представлением песен и сцен из спектакля, со стихами Ахматовой и Цветаевой и просто с рассказом о своей жизни. Это не был развлекательный, увеселительный концерт актрисы, но проникновенное действие, в котором участвовал зал. Сопереживал, думал, радовался и грустил вместе с Крючковой. Простота великой актрисы делала ее другом каждого, кто сидел в этот вечер в зале. После концерта – одни благодарности. Многие зрители хотели лично сфотографироваться с Крючковой.
Мы публикуем некоторые цитаты из выступления актрисы.
О первом спектакле в БДТ
В Большом драматическом театре этот спектакль «Фантазии Фарятьева» ставил Сергей Юрский. И мне Товстоногов предложил дебютировать в роли школьницы. Три месяца: сыграю – возьмут в труппу, не сыграю – нет. Так я пришла в эту замечательную команду. Нас было четыре женщины в спектакле и один Сергей Юрьевич Юрский. Я его обожаю, он удивительный человек!
Я была в молодости жуткой хохотушкой. Мне было всегда смешно. Но я помню, когда Эмилия Анатольевна на сцене, играющая тетю главного героя, сказала: «Я иногда ночью проснусь и думаю «Господи, а жизнь-то ушла! Куда?»» Я не понимала о чем она говорит, но у меня падало все. Теперь, два раза встав с того света, я очень хорошо понимаю, о чем она говорит. Мне самой 61 год.
Это спектакль о любви. Любовь она живет в каждом человеке. Неважно, молодой он, старый, толстый, худой или уродливый. Каждый из нас хочет любить. И каждый из нас хочет быть любимым.
Спектакль был закрыт, снят. Было сказано, что Юрский – это не герой советский, а Крючкова – это совсем не советская школьница. Юрского из города выжили. Это был Романо, недобрая память. И недавно мне позвонили и спросили, как я отношусь, что правительство решило доску мемориальную повесить на дом. Я сказала, я свои деньги ни копейки не дам. Я категорически против. Они звонили известным людям – их все послали, между прочим, сами понимаете куда.
Город потерял очень много с его уходом, очень много. И когда мы виделись, у них все было вывезено из квартиры, пустые стены. Скатерть на полу.
О профессионализме
Я выпускница школы-студии МХАТ. Когда я поступала, председателем комиссии был Василий Иосифович Топорков. Рядом сидели Массальский, Комиссаров, Тарханов, Грибов, Тарасова, Зуева, Белявская. Это были мои великие учителя. Это были мои коллеги.
Мы работаем одинаково для всех. Полторы тысячи приходит на концерт или сто человек. Потому что надо уважать себя, свою профессию, своих учителей.
Родина
Я родилась в Кишиневе. Двор у нас был еврейский. Тетя Поля, дядя Петя, дядя Лева, дядя Изя, тетя Сарочка. Все свое детство я слышала идиш, молдавский, украинский и русский, само собой. Это сформировало меня определенным образом.
Роли
Для меня это ужасно играть простых баб. Лучше сыграть трех королев, чем одну простую женщину. Я не люблю быт играть, ненавижу просто.
Какие вопросы можно?
Я терпеть не могу этого: «давайте мне записки, я буду отвечать». Ничего подобного. Я сама буду рассказывать. Но, если вдруг, у вас возникнет вопрос важный – задавайте, только, умоляю, не такие, кто на ком женат, вот этого не надо. Или спрашивают: «Вот вы живете в России Путина-Ходорковского, расскажите о гражданской революции», я говорю: «Идите на Хакамаду». Мне это совсем не интересно. Я говорю о русской культуре.
О поэзии
Огромную часть в моей жизни занимает русская поэзия. Я вообще хотела быть филологом. С детства люблю стихи, читаю их в большом количестве.
В большом зале филармонии Петербурга 1300 мест. Я читала программу к 70-летию гибели Марины Цветаевой. Зал был полон. Поэтические залы России полны, и половина этого зала – это молодежь. Хотите – верьте, хотите – нет.
Как вышла на сцену со стихами
В 1995-м году я была в жюри фестиваля «Киношок». А председателем жюри был Юрий Башмет. В один из дней нас возили по станицам. Вы представляете, что такое станица казачья? Там стол такой, там стол – сякой. Все приехали такие горячие. А киномеханик не мог крутить свою машину. Полный зал народу. Надо смотреть конкурсный фильм. Ну, я и говорю жюри: «Ну что творцы-гении, не можете время занять?» «Иди сама – и занимай!» Я вышла и говорю: «Я буду вам стихи читать, кого читаем?» И вот так полтора часа.
Оказывается в это время в зал вошел Башмет, который только в этот день приехал.
Когда киномеханик вернулся в чувство, я вернулась в ряд, где сидело жюри. Башмет встал, меня с ним познакомили. Он поцеловал мне руку и сказал: «Вы знаете, Света, я всю свою жизнь ненавидел стихи. Но сегодня я слушал вас и понял, что что-то прошло мимо меня.
И я ему каждый день на фестивале читала стихи.
Я вернулась домой. Мы с сыном пошли в Малый зал филармонии за абонементом. И вдруг мне режиссер говорит: «А вы читаете стихи?» «Конечно!» «А кого вы читаете?» Кого угодно. Баратынский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Бунин, Бродский, Самойлов, Цветаева, Ахматова, Петровых». «А давайте назначим вечер!» «Давайте!» И вот 19 ноября 1995 годя я вышла на сцену филармонии со стихами.
О Михаиле Казакове
Миша смешно говорил про себя: «Я не гениальный артист, я не гениальный писатель, я не гениальный режиссер. Но все вместе я действительно явление». Это правда. Не надо забывать, что он родился в Ленинграде на канале Грибоедова. У него в доме бывала Ахматова. И, конечно, это не могло не дать таких плодов.
Последний раз он был на сцене БДТ, был его творческий вечер. Я вышла его приветствовать. Мне дали для выступления изумительной красоты букет. Горизонтальный красный букет, а там белое гнездышко и две райские птички сидят. Я говорю: «Мишенька. Помнишь, когда наш с тобой любимый Самойлов был в Ленинграде, он попал с приступом в кардиологическую больницу и все время шутил. «Пилюля – дура, шприц – молодец», или говорил «Тяжело в лечении, легко – в раю». Вот мы тобой, когда окажемся там, мы будем как две эти райские птички, сидеть и читать друг другу стихи».
И вот в апреле, когда было погребение, все дети его приехали. Кирилл распоряжался. Он подходит ко мне говорит: «Смотрите, он улыбается». Я подошла. Действительно. Вот такая улыбка. Лицо – серое, и улыбка, странная такая улыбка.
О Марине Цветаевой
Интересно она пишет. Вся жизнь делится на три периода: предчувствие любви, действие любви и воспоминание о любви. Причем действие любви длится от пяти лет до семидесяти пяти. Сама она утверждала, что начала любить, когда открыла глаза.
В прошлом году я была в Елабуге. Это место, где трагически оборвалась жизнь Цветаевой. Я хотела поехать туда всю жизнь. Я начала ее читать с 18-ти лет всерьез. Конечно стихи о любви. Как же, молодые девушки! 25 лет я читала ее стихи на кухне. Вы прекрасно помните все эти застолья. Я ожидала увидеть черные покосившиеся избы. Мы приехали, был снег. Падали огромные снежинки, как будто ненастоящие, сказочные. Вошли во двор, прямо из слухового окна выпрыгивает в ноги кошка Маша, которая там живет. Хранительница говорит, не к каждому она и идет, а тут к вам в ноги выпрыгнула.
Я ходила по эти комнатам. Я держала в руках эту сковородку, на которой она жарила рыбу. Я держалась за балку, на которой она повесилась. Она довольно низкая. Ей надо было ноги поджать. Вся эта история довольно странная. Для меня страннее всего в этой истории, что она была в переднике. Почему она его не сняла, мне непонятно.
Деньги
Не обязательно все должно быть так. Сегодня сделал – получил деньги. Сегодня сделал – получил признание. Надо работать и в стол.
Феномен
Хочу обратить ваше внимание на одну вещь. А вы попытайтесь объяснить этот феномен. Россия, конец 19-го века. 1889-й год – рождается Анна Ахматова. На следующий год – 1890-й рождается Борис Леонидович Пастернак. 1891-й – рождаются Мандельштам и Булгаков. На следующий год – 1892-й – рождается Марина Цветаева. За четыре года пять гениев в России. Назовите другую страну. Я такой не знаю.
О жизни
Кучерявой не была, была молодой. Вот у меня натуральный цвет волос – сегодня увидите моих сыновей, у меня были такие волосы. А теперь они наполовину седые. И все спрашивают: «Как называется эта краска?» Я говорю – жизнь.
Адрес
Хочу вас посмешить. Вы можете написать: Санкт-Петербург, народной артистке Светлане Крючковой. И больше ничего не писать. Знаете, куда это письмо придет? В ящик мой. Я живу тридцать шесть лет около БДТ. Я жила в общежитии БДТ и теперь живу в семидесяти метрах там. Это одно и то же почтовое отделение.