Сравнительно недавно на съезде партии «Правое дело» ее лидер Михаил Прохоров был смещен со своей должности. В течение одного дня он из руководителя партии, еще накануне претендовавшей на создание второй по численности фракции в Госдуме, на участие в президентских выборах, превратился в беспартийного гражданина, оказавшегося за бортом политической жизни. М. Прохоров считает, что съезд работал незаконно, среди его делегатов 20 человек никакими отделениями партии не избирались. Они были зарегистрированы по указанию заместителя начальника Управления внутренней политики Администрации президента Р. Хабирова и должны были голосовать за отставку лидера партии. И действительно, такое решение поддержали 73 из 75 делегатов этого съезда.
По мнению Прохорова, имела место попытка «рейдерского захвата». Отвечая на такие действия президентской администрации, он отправил в отставку оппозиционный ему прокремлевский исполком партии во главе с его председателем А. Дунаевым. Были Прохоровым также отправлены в отставку А. Богданов, избранный на съезде председателем мандатной комиссии, и братья Сергей и Александр Рявкины, являвшиеся членами этой комиссии. Они, будучи представителями так называемой «старой гвардии» противостояли лидеру партии, возглавившему ее всего лишь три месяца назад.
Решения собравшегося съезда партии «Правое дело» в здании Центра международной торговли не были признаны Прохоровым, собравшим 50 своих сторонников в другом месте, в конференц-зале российской Академии Наук. Там же он написал заявление о выходе из партии. Вместе с ним вышли из нее и ряд делегатов съезда, откровенно поддерживавших ее экс-председателя. При этом Прохоров заявил, что в результате раскола партия «Правое дело» дискредитировала себя настолько, что не имеет права участвовать в выборах в Госдуму.
Из-за чего же возник конфликт между руководством партии «Правое дело» и кремлевской администрацией? Если видеть только внешнюю сторону айсберга, то можно утверждать, что он возник из-за включения в список кандидатов в Госдуму от этой партии главы екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана, имевшего судимость, которая давно погашена. В связи с этим конфликтом 13 сентября этого года состоялась беседа Прохорова с первым заместителем главы Администрации президента В. Сурковым. В ходе ее, по сообщению агентства «Интерфакс», была достигнута договоренность о том, что съезд исключит из своего состава Е. Ройзмана, а Прохоров должен самостоятельно решить, покинет ли он ряды партии или останется в ее составе и продолжит там свою политическую деятельность. Он решил заявить об этом на собрании членов партии «Правое дело», оставшихся в здании АН РФ и не поехавших на съезд, проходивший в Центре международной торговли. При этом источник в Администрации президента отметил, что «Прохоров перепутал управление частной компанией с политической работой, а съезд с корпоративом, на котором выступают предоплаченные артистки». На все эти выступления своих противников бывший лидер партии «Правое дело» отреагировал обвинением в адрес первого заместителя главы Администрации президента В. Суркова. В своем заявлении он утверждал: «В стране есть кукловод, который приватизировал политическую систему, давно дезинформирует руководство страны, давит на СМИ, расставляет людей, пытается манипулировать их мнением. Зовут его Владислав Сурков». Он потребовал отставки высокопоставленного кремлевского чиновника, на что агентство «Интерфакс» в ответ бросило реплику «пока в отставку отправился он сам».
Чем же закончилась внутрипартийная борьба?
Когда Прохоров заявил, что он сделает все возможное, чтобы отправить Суркова в отставку, в зале раздались аплодисменты, а несколько человек даже закричали от восторга. Но большинство журналистов, присутствовавших на этом собрании, оказались в состоянии шока, никто из них не ожидал услышать такие слова из уст Прохорова. У некоторых даже загорелись глаза, они не могли предположить, что им придется публично услышать подобного рода утверждения. А члена Общественной палаты Глазычева крайне напугало выступление олигарха. Он стремительно покинул здание РАН, сказав на бегу корреспонденту: «Сейчас не 37-й или 48-й год, и репрессий он не ожидает».
После такого заявления экс-лидера партии в адрес всесильного чиновника из кремлевской администрации многие стали также его критиковать. Известный телеведущий А. Любимов заявил, что хотя уважает В. Суркова, но намерен с Прохоровым идти дальше. Примадонна Алла Пугачева, завершая обсуждение столь важного для всех вопроса, сказала: «Я думала, что мы создаем дело, чтобы власть опомнилась. Но они решили нам мешать. Я верю в Михаила Прохорова».
Неудивительно, что федеральные каналы откровенную речь миллиардера объяснили его душевными переживаниями из-за собственных ошибок и неудач.
Отвечая на вопросы журналистов, бизнесмен упорно отказывался называть себя «оппозиционером» и связывать действия Суркова с позицией президента или премьера. Однако, он все же признал, что «курс на стабилизацию, которую проводил Путин, не актуален, что сейчас надо двигаться в другом направлении». Прохоров выразил надежду, что в ближайшую неделю встретится с Путиным или Медведевым и рассчитывает на понимание с их стороны его позиции и конкретную поддержку. Однако, в тот же вечер пресс-секретарь премьера Д. Песков сообщил, что «Путин в курсе всех этих событий, но встречаться с бывшим лидером партии «Правое дело» не планирует». «Прохоров решительно открещивался от несистемной оппозиции, и с каждым его ответом становилось очевидным, что он далеко не является борцом с режимом. И даже в интервью телеканалу «Дождь» сделал компромиссного характера заявление: «Если я окажусь неправ, то готов извиниться перед Сурковым». А под занавес политического вечера в РАН миллиардер поделился планом создать новое движение, но сначала он хочет отправить в отставку Суркова. А сможет ли он этого добиться? Многие обозреватели считают, что если даже Прохоров пожелает создать новую партию, из-за различных бюрократического характера процедур, она не сможет участвовать в выборах в Госдуму. Известный своими провокационными выступлениями журналист Я. Греков, прорвавшись к микрофону, пытался запугать всех присутствовавших, заявив: «Уже завтра по всему городу начнутся массовые акции «Наших» с требованием арестовать Прохорова». Но «Наши» назвали его выступление бредом. Они пока миллиардеру судьбу Ходорковского не предсказывают, но шутят, что в соседней с опальным олигархом камере начался ремонт. А ведь в каждой шутке есть доля правды!
Зри в корень!
Никто в верхнем эшелоне не скрывал, что образование в 2008 году партии «Правое дело» являлось кремлевским проектом. Было очевидно, что российское руководство, идя на объединение СПС, «Гражданской силы» и демократической партии, добивалось ликвидации СПС, которая действовала самостоятельно, не считаясь с позицией Администрации президента. По словам одного из руководителей партии «Правое дело» Б. Надеждина, «согласованную фамилию лидера они ждали из Кремля, поскольку им должен был стать соратник Дмитрия Медведева». А один из лидеров праводельцев, предприниматель Б. Титов откровенно заявлял: «Чтобы ни у кого не было сомнений в происходящем, партия создавалась при участии Кремля». По замыслу режиссеров взамен партии оппозиционных либералов образовывалась партия прокремлевских либералов. Это должно было подтвердить существование в России многопартийности. При этом партия «Правое дело» должна была участвовать в борьбе за демократию, добиваться свободы предпринимательства, смягчения законодательства и возвращения к выборности глав регионов. Но не совсем было понятно на какие социальные силы будет опираться эта партия: оппозиционно настроенные либералы отвергли сотрудничество с ней, а верным Кремлю свободолюбцам хватало места на правом фланге «Единой России». Возможно, из-за отсутствия общей стратегической линии, в партии то и дело возникали скандалы, перестановки, которые вели в конечном итоге к параличу внутрипартийной жизни.
По мнению руководства партии, ее спасителем мог стать политик федерального масштаба, который упразднил бы систему двух сопредседателей, постоянно споривших между собой, и ввел вместо нее принцип единоначалия. Начался поиск будущего лидера партии. Среди возможных кандидатов даже назывался бывший глава Минфина А. Кудрин. Когда многие варианты исчерпали себя, власти обратились к Прохорову. И, хотя, первоначально, он отказывался, но затем, видимо, под давлением кремлевской администрации, в конечном итоге согласился. Многие посчитали, что новый лидер отвечает требованиям первых лиц: близок к Кремлю, богат, не будет просить финансовой помощи, может внятно и четко излагать свою позицию. Близкие к президенту наблюдатели заявили, что Медведев стремится вернуть на свою сторону колеблющихся либералов, западников, которые еще окончательно не переметнулись к Немцову или Каспарову. К Прохорову могла потянуться и некоторая часть членов партии власти, которым в силу разных причин не нашлось места в «Единой России».
Однако, представленными Кремлем возможностями олигарх в силу политической неопытности и личной самонадеянности, переоценки значения своего многомиллиардного состояния, воспользоваться не смог. Его политические выступления отличались скорее экстравагантностью, а практические действия свидетельствовали о том, что он просто не представляет, о чем идет речь. Он мог, конечно, говорить о введении в России евро, присоединению к Шенгенскому соглашению, позволявшему перейти к безвизовому режиму. В число его политических требований входило также превращение России в парламентскую республику, отмена института полпреда президента в федеральных округах, возвращение выборов мэров и ограничение численности депутатов от правящей партии в Госдуме. Они ничем и никому не грозили. Но настроение в Кремле изменилось, когда он, ничего еще не добившись, заговорил о том, что руководимая им партия будет, по крайней мере, второй в парламенте, а сам он мог бы быть хорошим премьером, поскольку он неплохо знаком с этой работой.
Но, пожалуй, самой крупной его ошибкой был отказ согласовывать с президентской администрацией список кандидатов на предстоящих думских выборах. И хотя такая практика была категорически запрещена законом, она негласно осуществлялась всеми политическими партиями. Но с другой стороны, не совсем понятно, почему так сильно добивался Прохоров включения в предвыборный список Ройзмана, имевшего, хотя и погашенную, судимость. Неужели только для того, чтобы доказать Кремлю свою самостоятельность? Если так, то олигарх за это свое желание заплатил слишком дорогую цену.
Вместо заключения
Думается, что Прохоров надолго выбыл из политической борьбы, хотя нельзя полностью исключать новые повороты в его будущей деятельности. Ведь со своими миллиардами он может нарубить немало дров. Что касается идеи создания партии прокремлевских либералов, то необходимость в ней не отпала. И это подтвердило решение отколовшихся от Прохорова делегатов съезда. Они выбрали своим лидером исполняющего обязанности председателя А. Дунаева, ставленника президентской администрации. Более того, они намерены участвовать в думских выборах, хотя трудно будет рассчитывать на значительный успех. Но не исключено, что не без поддержки «сверху» праводельцы несколько мест все же в нижней палате парламента получат. Кремлю крайне важно создавать иллюзию плюралистичности российской общественной жизни и видимость продолжения псевдополитической борьбы, отвлекая рядовых россиян от решения проблем, волнующих их.