The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Путешествие из Петербурга в Москву

?????
 
 ?????
 
 10/3/2011
 

Как «делается» третий человек в стране?

Освободившееся в результате решения петербургского Законодательного собрания место спикера верхней палаты не могло долго оставаться вакантным. И потому еще 24 июня на встрече президента с главами нескольких регионов нынешнее первое лицо Башкирии Р. Халитов, вполне возможно, с полученной сверху подсказки, предложил назначить на должность спикера Совета Федерации губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. Медведев, сразу же откликнувшись на это предложение, назвал Матвиенко хорошей кандидатурой, а спустя несколько дней он встретился с ней, специально для этого прилетевшей в Москву. Они, как выразился Дмитрий Анатольевич, «пошушукались», после чего было объявлено, что в ближайшее время Валентина Матвиенко поменяет место работы.

Конечно, выбор, сделанный президентом в отношении Валентины Матвиенко, был не случайным. Эта кандидатура десятки раз была проверена Кремлем на самых различных ответственных должностях. И на всех них, особенно в бытность работы вице-премьером под покровительством Путина, она неизменно подтверждала преданность руководству, служила ему, как говорится, «верой и правдой». К тому же, она ведь долгое время работала в том городе, откуда обычно президент и премьер подбирают свое окружение. И почему бы, скорее всего, подумали в Кремле, не поставить во главе верхней палаты женщину? Это будет необычным, поскольку ранее в России такие должности занимали только мужчины, а теперь будет подтверждено, что и эта страна не отстает от практики, сложившейся в современном цивилизованном мире. И человек она из кремлевской команды и будет принимать только нужные «наверху» решения, ничего не будет делать вопреки воли руководства.

Но от политологов и тем более от журналистов трудно было скрыть подлинную причину намеченной перестановки в руководстве страны. По их мнению, Кремль решил сменить губернатора в северной столице потому, что Матвиенко уже давно не пользовалась у петербуржцев необходимой популярностью, ее рейтинг не превышал даже 5%. Это вызывало беспокойство у руководства партии власти, которая опасалась, что не сможет получить достаточную поддержку у населения северной столицы на предстоящих в декабре выборах в Госдуму и региональный парламент. Поскольку губернаторские полномочия у Матвиенко истекали как раз в декабре, то, если сменить главу городской власти в этот период, может оказаться для усиления позиции единороссов слишком мало времени. Потому руководство партии власти проявило торопливость, решило побыстрее переместить Валентину Ивановну из Петербурга на другую должность.

Откликаясь на сообщения о предстоящем переходе Матвиенко на работу в Совет Федерации, ряд петербургских СМИ, наряду с выступлениями хвалебного или нейтрального характера, опубликовали статьи, в которых с удовлетворением отмечалось, что «наконец-то Матвиенко уедет из Петербурга». Даже бывший спикер Совфеда Сергей Миронов заявил, что руководимая им партия справороссов «поддержит переход Матвиенко в Совет Федерации, чтобы избавить от нее северную столицу». И хотя премьер Путин обещал помочь переходу Валентины Ивановны на работу в Москву, но осуществить этот план оказалось не очень просто. Дело в том, что президент и глава правительства, видимо, «забыли» некоторые положения закона, вступившего в силу с 1 января 2011 года. Согласно ему сенатором может стать только депутат регионального или муниципального уровня того региона, который он будет представлять в верхней палате. Но губернатор Санкт-Петербурга во время прошлых выборов в Законодательное Собрание города не состояла в «Единой России» и не возглавляла список кандидатов от этой партии. И Матвиенко для того, чтобы стать сенатором следовало первоначально стать депутатом любого уровня. Более того, прежде чем добраться до должности спикера, ей было необходимо преодолеть ряд непростых барьеров, как в законодательном собрании Петербурга, так и в самом Совете Федерации. Но, думается, если этого захотят первые лица государства, то все эти барьеры для них не помеха. Как метко выразился обозреватель издания «Коммерсант ФМ» С. Кугер «избирательная машина в России – волшебная шкатулка. А люди в избиркомах – истинные чародеи».

Не мытьем, так катанием

Муниципальные выборы в петербургских округах – Петровском и на Красненькой речке – были организованы весьма своеобразно, во многом напоминающие беспредел, имевший место в избирательных кампаниях в бывшем СССР. Оппозиция долго не знала, в каком конкретно округе будет баллотироваться Матвиенко. Представители «Единой России» утверждали, что она будет выдвинута в Ломоносове или поселке Александровская. И оппозиция, поверив им, зарегистрировала своих кандидатов в этих округах. А оказалось, что Валентина Ивановна выдвинута совсем в других. И это стало известно только тогда, когда процедура выдвижения в соответствии с законодательством была завершена. При этом Матвиенко весьма цинично заявила: «Лишняя огласка ни к чему. Что мне надо было выходить на Дворцовую площадь и объявлять о выборах?». Несмотря на очевидность грубого нарушения российского законодательства, суды отказали оппозиции в исках и признали, что все процедуры проведения выборов полностью соблюдены. Правда, заместитель председателя горизбиркома Д. Краснянский заявил, что он видел газету с объявлением о выборах, а сама Матвиенко утверждала, что о выборах узнала из сообщений прессы. Но разве это достаточное основание для принятия отрицательного решения судами? Или это очередная капитуляция петербургской Фемиды перед так называемым «административным ресурсом»? А депутат питерского Законодательного собрания, член фракции справороссов О. Нилов в интервью агентству РИА Новости однозначно утверждал: «Оппозиция, которая готовилась дать Матвиенко последний бой, но не смогла выставить против нее ни одного кандидата, потому что ни один партиец, ни один журналист об этом не знали».

Корреспондент И. Азар, побывавший в канун выборов в муниципальном округе Петровский, рассказывал, что большинство населения о предстоящих через несколько дней выборах слышали впервые. Никаких агитационных материалов в подъездах домов или на стендах не было. Избиратели, с которыми общался корреспондент, в большинстве своем идти голосовать за Матвиенко не собирались, но призывы оппозиции не голосовать за Матвиенко встречали весьма благосклонно. На реплику одной из избирательниц о том, что Матвиенко следует поскорее уехать из Петербурга, один из представителей оппозиции заявил: «Матвиенко должна вообще уйти из политики». Несмотря на такое настроение избирателей, Матвиенко одержала головокружительную победу на этих выборах. За нее проголосовали в Петровском округе 94,5% избирателей, а в Красненькой речке 93,7% Выборы проводились на альтернативной основе, в округе Красненькая речка Матвиенко противостояли 8 кандидатов, а в Петровском – 6. При этом среди этих кандидатов каких-либо известных людей не было. Остальных кандидатов, числившихся в общем их списке, мало кто знал. Поскольку на основании закона о выборах, наблюдателями на избирательных участках могли быть только представители кандидатов, то представителей от других партий, как например КПРФ или «Справедливой России» туда не допустили. Фотокорреспондентам не разрешали делать снимки, отображающие ход голосования. Журналистам выделили «специальную зону» около выхода из участка, а приближаться к членам комиссии или кабинкам для голосования было категорически запрещено

При этом явка избирателей составило немногим более 35%, хотя, оказывается, что для муниципальных выборов она была очень хорошей. Обычно она составляет не более 10-15%, а на данных выборах руководители избиркома рассчитывали на 20-25%. Все это позволяет делать вывод о политической апатии населения, безразличии и равнодушии к итогам выборов, убежденности в том, что чего власть захочет, она обязательно осуществит, а их голоса ничего не значат. Еще «вождь народов» говорил: «Не важно, как голосуют, важно, как подсчитывают голоса». Правда, возможно, часть противников Матвиенко не пришли на избирательные участки и таким образом выразили свой протест против подобной организации избирательной кампании. И названные выше цифры о полученных голосах Матвиенко отнюдь не отражают настроения избирателей, а только активных сторонников экс-губернатора.

Мало кого убедил в симпатиях к Матвиенко жителей северной столицы организованный руководством Законодательного Собрания митинг-концерт. На нем выступающие рассказывали, как якобы много сделала для города Валентина Ивановна и желали ей успехов на новой работе. А глава фракции единороссов в петербургском Заксобрании В. Макаров даже назвал годы правления Матвиенко «золотым веком Петербурга». Неужели он хотел сравнить эти годы с золотым веком императрицы Екатерины второй? Впрочем, «Единая Россия» всегда была любителем «потемкинских деревень».

Новый генерал-губернатор

Узнав, что освобождается место губернатора в Петербурге, журналисты и различного уровня аналитики стали называть ряд возможных кандидатов. И первым из них указали на вице-премьера Д. Козака, пользующегося особым доверием у премьера Путина. Называли также главу Администрации президента С. Нарышкина, его заместителя А. Беглова и даже управделами президента Кожина. Конечно, это были проверенные Кремлем люди, и каждый из них мог претендовать на эту должность. Но президент решил по-другому и рекомендовал петербургскому Заксобранию утвердить кандидатуру генерал-лейтенанта полиции Георгия Полтавченко. Он некоторое время исполнял обязанности губернатора этого города, хотя до этого возглавлял в качестве полпреда президента Центральный федеральный округ, не имевший прямого отношения к Петербургу. Но он учился в Петербурге, в университете, на приборо-аэрокосмическом факультете, работал на закрытом предприятии, а затем долгое время служил в различных подразделениях КГБ. Возглавляя один из федеральных округов, приобрел немалый административный опыт по координации работы различных органов исполнительной власти. Одним словом, власть во второй столице страны передана надежному члену кремлевской команды, который, безусловно, установит там такой порядок, который потребуют от него «наверху». И он уже сделал свой ответный, шаг, подтвердив, что высоко ценит «доверие» президента. Он своим личным распоряжением назначил Матвиенко представителем Петербурга в верхней палате российского парламента. Видимо, он не рискнул передать этот вопрос на голосование в Законодательное Собрание, где у единороссов нет абсолютного большинства. И потому, чтобы избежать каких-либо непредвиденных обстоятельств, Полтавченко избрал самый беспроигрышный вариант, использовав свое право как главы исполнительной власти.

Правда, Матвиенко на пути к намеченной цели следует получить одобрение в самом Совете Федерации. Некоторые наблюдатели выражают неуверенность в успехе экс-губернатора. Ведь там заседают представители 83 регионов и вполне возможно, что у них есть свои кандидатуры или особое мнение в отношении предлагаемого им спикера. Но думается, что вряд ли кто-либо из сенаторов рискнет выступить против многоходовой спецоперации Кремля. Как говорится, времена не те!

Вместо заключения

Матвиенко «избрали» в Совете Федерации третьим человеком в государстве за полчаса. Все это шоу, посвященное переезду В.Матвиенко из Петербурга в Москву, лишь подтвердило, что в методах управления российским государством за последние столетия ничего не изменилось. Какими они были еще во времена господства абсолютной монархии, такими они остались и в современной России. А то, что в Кремле называют демократизацией общественного строя, является на деле инструментом власти, при помощи которого тандем Медведева-Путина пытается ловко манипулировать сознанием народа, умело навязывая ему свою волю.