В Нью-Йорке судья Джедд Рэйкофф постановил, что 42-летний российский летчик Константин Ярошенко, которого ранее жюри присяжных признало виновным в преступном сговоре с целью контрабанды крупной партии наркотиков в США, должен провести за решеткой 20 лет. Прокуроры требовали упечь Ярошенко в тюрьму на 30 лет. Именно такой срок несколькими месяцами ранее получил якобы пособник россиянина нигериец Чикбо Питер Уме. Сам летчик виновным себя так и не признал и буквально со слезами на глазах умолял о снисхождении «ради своей семьи» – его мать, супруга и дочь присутствовали на заседании суда. При этом защита Ярошенко просила для подсудимого 10 лет тюрьмы (это минимальный срок наказания по данной статье), ссылаясь на отсутствие у Константина криминального прошлого. Судья выбрал «среднее арифметическое».
И это несмотря на то, что в этом деле больше странностей, чем доказательств. Ведь обвинение было построено по большей части на показаниях тайного агента американского Управления по борьбе с наркотиками Пэдди Маккая, который «случайно» познакомился с Ярошенко в Африке. Мол, в разговоре со спецагентом россиянин интересовался покупкой находившегося в Либерии самолета Ан-12 с дополнительными топливными баками, а также продемонстрировал «незаурядную осведомленность по части воздушных перевозок наркотиков по миру». В конце мая 2010 года американские спецслужбы задержали россиянина в либерийской столице Монровии и тайно вывезли в США. При этом об аресте летчика Москва узнала лишь через несколько дней. Госдеп, оправдываясь, заявил, что они подготовили соответствующий документ, да только при его отправке по факсу сотрудник «не на ту кнопку нажал».
Жена Ярошенко сразу после суда заявила журналистам: «Все было сфабриковано!»
– Это очень неожиданно... Я думала, что будет другое решение, что суд действительно разберется в этом деле, – сказала супруга летчика Виктория Ярошенко (она живет в Ростове, но на время суда вместе с дочкой-подростком приехала в Америку). – Надо было человека посадить – сделали это, не моргнув глазом. Все факты были недостоверны, все пленки с записями разговоров искажены. Прокуроры же улики перекрутили так, как им было выгодно. Смысла в новом суде мы не видим. У нас здесь нет шансов доказать свою правоту. Все было сфабриковано. Чтобы приехать в США и поддержать мужа, я продала в Ростове квартиру, машину, заняла денег у родственников и друзей. Теперь нам остается, по всей видимости, лишь надеяться на активность российских дипломатов, которые собираются настаивать на экстрадиции Константина на родину.
Как заявил по завершении судебного заседания вице-консул РФ в Нью-Йорке Александр Отчайнов, Москва не ожидала столь жесткого решения американского суда. «С учетом всех обстоятельств обвинения Константина Ярошенко, а также с учетом неоднократных обращений России к американской стороне мы не ожидали столь жесткого приговора. Вновь хотелось бы напомнить о том, что российский гражданин был практически похищен с территории Либерии, а также о том, что, вопреки международным правовым нормам, российские власти не были своевременным и должным образом оповещены о его задержании».
Российские юристы считают, что приговор Ярошенко был вынесен обоснованно. «Оснований не доверять американскому правосудию нет, но если есть возможность и факты для обжалования приговора, это несомненно нужно сделать. Трудно сомневаться, что не были исследованы судом все обстоятельства дела. Но есть еще возможность апелляции. И если у адвокатов есть доводы, чтобы срок был меньше, а, как я понимаю, адвокаты просят именно об этом, эти доводы должны быть приняты», – заметил журналистам глава комитета Госдумы по законодательству, бывший министр юстиции РФ Павел Крашенинников.
Российские спецслужбы заявили, что у них нет оснований для уголовного преследования Константина Ярошенко на территории РФ. «По Ярошенко была проведена проверка. Никаких компрометирующих материалов на него у нас нет, материалов от США по поводу причастности Ярошенко к контрабанде кокаина в Россию не поступало», – приводит «Интерфакс» комментарий официального представителя ФСКН.
После суда мать Ярошенко так прокомментировала его исход: «Это спецагенты, у которых нет ни чести, ни совести, обманули прокуратуру, судью, присяжных, они обманули народ Америки». Американский адвокат Ярошенко Стив Зисса заявил, что в ближайшее время будет подана апелляция в суд высшей инстанции, «и настанет день, когда Константин вновь предстанет перед судом и мы докажем его невиновность». Основаниями для апелляции адвокат считает «некоторые постановления судьи во время суда, неверные решения бывших адвокатов Ярошенко, неприемлемые улики, плохой перевод многих расшифровок, его прослушивания».
Ярошенко выступал с последним словом со слезами на глазах: «Господин судья, я прошу у вас милосердия. Не для себя, а для своей семьи». Выступление летчика длилось более получаса, Ярошенко заявил, что многие утверждения обвинения были «ложью и клеветой»: «Я очень сожалею, что меня втянули в эту ситуацию, что я позволил это. Я не знал, что американский суд распространяется на другие страны. Если бы я знал, что так получится, я даже не стал бы играть в игры, в которые меня втянули». По его словам, он «всегда был законопослушным человеком и никогда не нарушал законы России, Украины и других стран, где находился».
Американские юристы, специализирующиеся на исследовании терроризма отмечают, что политической подоплеки в аресте и осуждении Ярошенко нет, а его дело – один из результатов регулярной работы DEA по борьбе с наркотраффиком. «Ярошенко признан виновным в причастности к контрабанде наркотиков в Соединенные Штаты. Его дело – совершенно рядовое с точки зрения борьбы с транснациональной организованной преступностью. Незаконный ввоз в США наркотиков всегда рассматривался Соединенными Штатами в международном контексте. Американские правоохранительные органы противостоят организованной преступности, преследуя всю криминальную сеть», – рассказала российским журналистам Луиза Шелли, известный американский эксперт по терроризму из Университета Джорджа Мэйсона: «Я не склонна рассматривать дело Ярошенко в том ключе, будто США преподают урок России. Урок, скорее, в том, что Соединенные Штаты демонстрируют способность и готовность где бы то ни было и несмотря ни на что бороться с транснациональной преступностью, вредящей американским интересам. Дело Ярошенко заведено не потому, что он – российский гражданин, а потому, что он выводит на многих представителей международного преступного мира. Может быть, это в новинку для России, но не для тех, кто уже не первый год реализует стратегию борьбы с транснациональной преступностью».