Произвол без границ
Сообщение о начале предварительных слушаний в Хамовническом суде Москвы нового уголовного дела экс-главы нефтяной компании "Юкос" Михаила Ходорковского и бывшего главы МФО "Менатеп" Платона Лебедева окончательно убедило в том, что российская Фемида утратила связь с законностью и справедливостью.
Под инкриминируемые Ходорковскому и Лебедеву преступления ни Мещанский суд Москвы в мае 2005 года, ни Московский городской в сентябре 2005 года не нашли правовой нормы, которая была нарушена. Более того, практика продажи компанией нефти в оффшорные зоны по цене на 20% ниже рыночной и реализации посреднической компанией черного золота по рыночной цене продолжает иметь место и сегодня. Так, например госкомпания "Роснефть", которую возглавляют чиновники из ближайшего окружения Путина под руководством одного из вице-премьеров И. Сечина, продолжают подобную практику. Это позволяет вышеназванной госкомпании получать в качестве прибыли миллиарды долларов. Но никого из руководства корпорации "Роснефть", включая вице-премьера Сечина, не привлекли к уголовной ответственности, хотя у них действует та же схема, какая имела место в "Юкосе" и его дочерних предприятиях. Потому у многих обозревателей возникает вполне закономерный вопрос: "Почему ни Путин, ни Генеральная прокуратура не привлекли к уголовной ответственности руководителей "Роснефти", не взыскали с них недополученные средства от уменьшения налогообложения?" Очевидно, что здесь действует так называемые двойные стандарты.
Стала более понятна позиция защиты, доказывавшей еще на первом процессе, что Ходорковский не нарушал закона, поскольку тогда еще не было правовой нормы, запрещавшей платить налог в меньшем размере. Но суд и обвинители были глухи к аргументам защиты, подтверждая этим, что выполняют политический заказ Кремля, что судебная расправа с бывшими руководителями "Юкоса" должна состояться и никто им не может помешать.
Думается, что крайне важно подчеркнуть, что сами обвиняемые не могут понять, для чего понадобился новый уголовный процесс. По их мнению, "второе уголовное дело попросту дублирует первое". Как говорили древние, " в одну и ту же реку нельзя входить дважды". Но при этом следует учитывать, что ныне предъявленные обвинения могут повлечь более серьезные наказания, до 22,5 лет лишения свободы. В ходе первых предварительных слушаний для всех обозревателей стало ясно, что за последние годы карательный характер российской судебной системы только усилился. Как и в первом процессе, все ходатайства защиты были отклонены. В их числе ходатайство об отводе гособвинителей Д. Шохина и В. Лахтина в связи с тем, что эти прокуроры в 2004-2005 годах участвовали в первом уголовном процессе против руководителей «Юкоса» и не смогут занять объективную позицию. Несмотря на предоставление адвокатами значительного числа документов, подтверждающих, что эти прокуроры в своей работе руководствуются не требованиями законов, а стремлением выслужиться перед начальством, навязать суду такие решения, которые необходимы только для осуждения подсудимых, суд отклонил их ходатайства. Более того, Д.Шохин, сразу после первого уголовного суда, был награжден указом президента орденом "За заслуги перед Отечеством". Полагаю, что нетрудно догадаться какие заслуги этого прокурора имел виду глава государства.
СМИ не могут молчать
Начавшиеся предварительные слушания по второму уголовному делу Ходорковского и Лебедева в Хамовническом суде Москвы не могли быть обойдены общественностью. По данным руководителя пресс-службы Мосгорсуда А. Усачевой, аккредитацию получили около 150 корреспондентов из 60 СМИ. Однако начало процесса в телеэфире российских федеральных телеканалов получил более чем скромное освещение, а местами нулевое. Очевидно "сверху" поступала команда, потребовавшая замолчать это событие, не придавать ему серьезного значения. Обозреватель из Lenta.ru М. Басков отметил, что в то время, как ведущие новостных программ телеканала НТВ даже словом не обмолвились о начале слушаний по второму делу " Юкоса", съемочная группа этого телеканала была замечена у здания Хамовнического суда. Из этого факта обозреватель делает вывод: "Выходит что для телевидения снимали, а сюжет в эфир не вышел". Очевидно, цензура и ее чиновники реально существуют и конкретно действуют. И не замечать их нет никакого смысла.
На общем фоне исключением стал телеканал РЕН ТВ. Репортажи из Хамовнического суда шли первым номером, а это подчеркивало, что руководство телеканала считало его главным. В сюжетах сообщалось не только о начале предварительных слушаний, но и приводились мнения отдельных политологов, подчеркивавших, что этот процесс может рассматриваться как "показательная либерализация власти". В эфире вышеназванного телеканала прозвучал голос адвоката Ходорковского К. Москаленко заявившей о том, что экс-глава "Юкоса" "при любой власти должен выйти на свободу, если есть независимость суда". Последнее добавление адвоката крайне существенно, поскольку голубой мечтой всех демократически мыслящих россиян остается независимость судей, являющейся одной из составляющих нового общественного строя России. Как показали социологические опросы, россияне значительно теплее стали относиться к фигурантам дела " Юкоса". Согласно данным, полученным в январе 2009 года "Левада-центром" треть респондентов считает, что для страны в нынешней кризисной ситуации было бы лучше, если бы Ходорковский трудился на благо страны в бизнесе или политике. Правда, 45% участников опроса затруднялись дать ответ на этот вопрос, а 22% не согласились с такой оценкой.
Более активно откликнулись на новые карательные акции против Ходорковского западные СМИ. Большинство американских и европейских обозревателей сошлись на утверждении о том, что исход второго процесса "Юкоса" во многом будет зависеть от того, насколько преуспеет президент Дмитрий Медведев в провозглашенной им борьбе с «правовым нигилизмом» и сможет ли он выйти из-под влияния Владимира Путина. А "The Wall Street Journal" считает новое дело Ходорковского является излишне политизированным, "зеркалом внутренней борьбы, происходящей в органах российской власти". Известный обозреватель газеты " Вашингтон пост" Ф. Пэн приводит мнение адвоката Ходорковского В. Клювганта о том, что "новые обвинения против экс-главы "Юкоса" полностью сфабрикованы. А в программе "Вести" телеканала «Россия» прозвучали слова этого же адвоката В. Клювганта: "Никаких доказательств виновности Ходорковского не может быть, потому что нельзя доказывать того, чего не было". Другой защитник экс-главы «Юкоса» Р.Амстердам считает, что это дело станет своеобразным проверочным тестом для Медведева, который неоднократно заявлял о необходимости построить в России правовое государство. Ссылаясь на мнение популярного в России политолога Д.Орешкина, Р. Амстердам заявляет, что "уголовное преследование Ходорковского могла организовать группа бывших сотрудников спецслужб, сплотившихся вокруг вице-премьера Сечина.
Нельзя не согласиться с позицией московского корреспондента газеты "Нью-Йорк Таймс" М. Швирца, который полагает, что этот "процесс является откровенным правовым фарсом и преследует только одну цель: бывший глава "Юкоса» должен навсегда остаться за решеткой". М. Швирц также цитирует слова одного из активистов оппозиционного движения "Солидарность" С. Давидиса, который считает, что Ходорковский является не только символом репрессий, беззакония и угнетения гражданского общества, но и просто мужественным человеком". Храбрость Ходорковского, по мнению этого правозащитника, заключалась в том, что он в отличие от других олигархов, не стал искать убежища в дальнем зарубежье, не покинул в 2003 году Россию. И это при том, что он знал о готовившимся его аресте!
Аналитик московского центра Корнеги Мария Липман на страницах газеты "Лос Анджелес Таймс" остановилась на последствиях финансирования экс-главой "Юкоса" до своего ареста оппозиционных политических партий России. "Это был, - пояснила г-жа Липман, - очень четкий сигнал. Но теперь ни один из числа бизнесменов в здравом уме не будет финансировать какие-либо объекты, пока не получит пусть даже отдаленно напоминающий одобрительный знак из Кремля". "Российский бизнес,- написал вышеназванный аналитик, - стал абсолютно покорным".
Проверка президента
В дискуссию по проблемам, связанным с новым уголовным процессом по обвинению Ходорковского и Лебедева включились также СМИ ряда западноевропейских стран. Так, московский корреспондент британской газеты "The Times" Т. Хеплин, солидаризуясь со своими американскими коллегами, считает, что новый процесс будет служить проверкой обещаниям президента Медведева следовать в своей политике принципам верховенства закона и последовательной борьбе с "правовым нигилизмом". При этом британский обозреватель, ссылаясь на мнение многих российских наблюдателей, полагает, что в случае принятия Хамовническим судом оправдательного приговора, было бы фактически предоставлено обществу неоспоримое доказательство тому, что президент Медведев выходит из-под влияния премьер-министра Путина. Московский корреспондент другой британской газеты "Дейли Телеграф" Э. Бломфильд придерживается точки зрения о том, что "Кремль опасается выхода Ходорковского на свободу, поскольку он может стать политической фигурой, вокруг которой произойдет объединение российской оппозиции. Аналитик Бломфильд, ссылаясь на мнения ряда западных дипломатов, которые уверены в том, что исход второго процесса Ходорковского-Лебедева будет зависеть от итогов борьбы двух кремлевских кланов: "экономистов-прагматиков" и группировкой "бывших ястребов", лидером которой является один из нынешних вице-премьеров И.Сечин. Судя по сообщениям из Хамовнического суда Москвы Ходорковский настроен решительно и готов идти до конца, чтобы последовательно и неуклонно разоблачить судебный произвол. Конечно, трудно прогнозировать исход судебного процесса, который очевидно, продлится не менее полугода. Безусловно, борьба за освобождение Ходорковского и других фигурантов этого дела будет непростой. И можно удивляться наивности некоторых обозревателей, которые, видимо, выдают желаемое за действительное, еженедельно подсчитывают, сколько осталось Ходорковскому дней до выхода на свободу. Они видимо не хотят видеть, какая возня карательными органами ведется вокруг второго уголовного процесса. В то же время нам думается, что несмотря на многочисленные протесты международной общественности, российские власти, и прежде всего премьер Путин, сделают все возможное и невозможное, чтобы обвиняемых по этому уголовному делу оставить на долгое время за решеткой, лишить их свободы на значительный срок.