Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Magazine issue  »  2011.09.01 Features  »  Паллада: 270 лет спустя
     »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Вам расскажет репортер  »  Паллада: 270 лет спустя
    Паллада: 270 лет спустя
     ?????  |  09/4/2011 | Не оценено
    270 лет назад российские корабли «открыли» Америку. Сегодня их путь повторили кадеты из Владивостока

    К берегам Лос-Анжелеса пристал барк «Паллада». Учебно-тренировочный парусник совершил рейс из Владивостока к западному побережью Америки в честь 270-летнего юбилея со дня появления первых русских кораблей на этих землях. Также фрегат с молодыми моряками посвятил свое непростое путешествие первому полету Юрия Гагарина в космос. Наш корреспондент Лев Гончаров побывал на «Палладе».

    «Сколько на корабле человек?», – спросил я у капитана «Паллады» Василия Ивановича Свириденко. «Сто пятьдесят два», – был его ответ. «А еще для одного место найдется?» Я, конечно, имел в виду себя. На что капитан рассмеялся  и ответил, что место они всегда найдут. Я спрашивал не только потому, что в моей семье несколько поколений ближайших родственников служили во флоте. Каждая семья наших соотечественников имеет самое прямое отношение к судоходству, морскому промыслу и просто к морским приключениям. Дух свободы ведь часто ассоциируется с парусом и морем. А тут еще такой парусник, как «Паллада», бороздит Тихий океан! Мечта многих мальчишек с детства состоит именно в том, чтобы пройти на таком судне, как это делают кадеты Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета. Возможно, будет такое стечение обстоятельств, когда и моя мечта сбудется и я пройду на таком же паруснике через какой-нибудь из океанов. 

    Капитан Василий Иванович, несмотря на загруженное расписание, щедро уделил время на интервью  и ответил на мои вопросы. Конечно, сложно за короткое время понять процессы, происходящие на судне во время плавания, взаимодействия в команде, но я попытался приоткрыть завесу внутренней механики корабельного сообщества.

    Безопасности ради  «Паллада» пришвартовалась в Лос-Анжелесе, в порту района Сан-Педро, вдалеке от всех остальных кораблей и яхт, на пристани, огороженной двойной сеткой с колючей проволокой. «Это федерально-охраняемые территории», – сказал мне полицейский, когда по обеим сторонам наглухо запертых ворот столпились две группы людей. Одни пытались покинуть порт, а другие попасть на «Палладу»  или пожелать соотечественникам попутного ветра. Люди были отовсюду! Русскоязычные соотечественники, американцы, которые в силу различных причин остро интересуются судоходством  или историей России и просто родители с маленькими детьми, которые хотели показать своим чадам чудо – парусник, толпились под палящим солнцем на жгучем асфальте. «Россия обладает самым крупным парусным флотом фрегатов и барков?», – спрашивает меня по-английски пенсионного возраста человек с внешней стороны сетчатых ворот.

     Надо отдать должное руководству порта, что была организована официальная встреча с присутствием представителей городского и портового управлений разных уровней. Пришли энтузиасты-волонтеры из Морского института Лос-Анжелеса, которые курируют программы развития парусного судоходства. Хал Барстоу, простой волонтер, объяснил мне тончайшие детали экипировки и снаряжения «Паллады». Он с 1997 года ходил на более чем дюжине кораблей подобного класса. «Ведь это класс А, очень большие парусники», – пояснил он. «А Россия, наверное, обладает самым большим флотом таких кораблей». Хал не ходил на «Палладе». В польском Гданьске, где в конце восьмидесятых годов прошлого века была построена «Пал-лада», было изготовлено еще пять ее сестер. Все они считаются одними из самых больших парусников в мире, и каждая из них устанавливала различные рекорды. Но в настоящий момент океаны бороздят, к сожалению, далеко не все из них. Халу повезло, и он целых три раза участвовал в морских переходах на паруснике «Дар молодежи», почти идентичном «Палладе». Морской институт Лос-Анжелеса приложил много усилий для организации встречи «Паллады». «Я с удовольствием буду вашим переводчиком!» – предложил я Халу. Он знал почти все про сам корабль, но его интересовали другие вопросы. «Надо спросить у команды, сдерживали ли посетителей охранники других портов? Так ведь почти никто и не сможет даже посмотреть на корабль!» Он никак не может привыкнуть к рутинным проверкам, обыскам с металлоискателями и ограничениями количества посетителей. Оказалось, что и в других портах меры безопасности были приняты тоже беспрецедентные  и даже трехлетние карапузы не смогли бы обмануть бдительных стражей и скомпрометировать мероприятие попыткой угона судна. Проверяли всех!

    Я присоединился к небольшой компании у закрытых портовых ворот. Огромный парусник вдали своими мачтами напоминал три башни, украшенные линией разноцветных флажков. «Вы уже были здесь, когда они подходили к берегу?» – спросила по-русски проходившая мимо девушка. Часы показывали половину десятого, а «Паллада» уже стояла в порту, приковывая взгляды прохожих и задерживая внимание людей в машинах, проезжавших по улице около причала. Оживленное движение на палубе и на бетонной суше около борта выдавали какие-то приготовления. Спускался трап, и моряки около судна соединяли кабеля и протягивали страховочные сетки. «Когда же они подошли к берегу? Мы так хотели посмотреть на парусник, когда они еще шли, ведь нам сказали, что они будут только в десять...».  Четкие ли действия команды  или умелое управление явились теми факторами, которые позволили аккуратно и точно привести корабль, управляемый исключительно ветром  по непредсказуемому океану? Двигатели на «Палладе» лишь помогают маневрировать в портах и устоять во время штормов. «Пойдем с нами!», – пригласил Хал, когда открылись ворота, и я попал в число избранных делегатов городского и портового управления.

    Ни одного из телеканалов Лос-Анжелеса  в тот день не было, но присутствовал корреспондент от районной газеты «Дейли Бриз», в которой и вышла статья в три абзаца. А запечатлеть было что! Экспедиция «Паллады» приурочена к двум круглым датам, которые имеют прямое отношение не только к американской,  но и ко всемирной истории. Трудно представить более символический и яркий способ, чтобы привлечь внимание человечества к пятидесятилетнему рубежу освоения космоса  и 270-летию освоения северо-запада Америки. Освоение новых рубежей всегда волнует человечество. Какие же рубежи мы будем осваивать в будущем? Мне очень хотелось узнать у капитана «Паллады», как организована  подготовка кадетов, которые вскоре будут капитанами, управленцами и лидерами. Какие рубежи будут брать выпускники «Паллады»  и как эта экспедиция, современниками которой мы являемся, отразится в истории?

    Дипломатический подход в рассуждениях капитана Василия Ивановича как нельзя лучше соответствовал символизирующей корабль богине мудрости Палладе. Капитан сказал, что курсантам сейчас приходится сложнее, чем их предшественникам, потому что на ответственные рейсы в Америку отбор идет по знанию английского языка, по успехам в учебе и по дисциплине. Английский язык сейчас необходим для мореплавателя. Как показала практика, раньше рыбаков учили английскому языку «постольку – поскольку». Но когда поняли, что необходимо выходить и на международный уровень, быстро подготовить специалистов с языком уже не успевали. А сейчас курсантам объясняют, что знать английский язык просто необходимо. Знание языка требуется и на рыболовных, и на транспортных судах.

    Из кадетов, которые находятся на борту, вырастут механики, электромеханики, штурманы и радисты. Радисты сейчас называются по-новому, уточнил капитан, – помощник капитана по радиоэлектронике. Навигационные радары и спутниковая связь стали обыденными инструментами в любом судоходстве. Можно связаться и поговорить с любой точкой земного шара. Но все управление парусника ручное. Ручной штурвал капитан в шутку называет «автопилот». Вахты на штурвале развивают мускулатуру рук не хуже занятий в тренажерном зале. Передача от штурвала идет напрямую к рулю без гидравлики, поэтому  «накрутить руль» – задание не для слабого человека. Паруса тоже сворачиваются и разворачиваются вручную.

    «Заснули в СССР, проснулись в СНГ», после чего и начались походы за границу, подчеркнул капитан Свириденко. Хотя и до того момента он уже активно работал на международном уровне. Необходимо было представлять Сахалинскую рыбную промышленность в Сингапуре и руководить плавбазами в Польше. На «Палладе» Василий Иванович сначала был старшим помощником. Его попросили на время подменить другого человека. Но когда действующий на тот момент капитан перешел на другой корабль, на «Палладе» возникла необходимость в парусном капитане. Для трех парусников – «Паллада», «Крузенштерн» и «Седов» – сложно найти  капитанов, способных справиться с их управлением. Когда предложили командование, Василий Иванович не отказался. Удачный рейс закрепил за ним пост  капитана  «Паллады».

    Капитан Свириденко с детства мечтал  пойти во флот и быть моряком. Ради этого он покинул родной Уссурийск и учебу, перебравшись на Сахалин. Судьба моряков всегда отличалась особой суровостью. «Работа сложная», – говорит капитан. Такая карьера сопряжена с потерями и требует стойкости, чтобы в ней остаться. Как предположил Василий Иванович, из Мореходного училища города Невельска его года выпуска, возможно, он единственный действующий капитан.

    Сама экспедиция, по словам капитана, является для него ярким впечатлением. Незабываемые встречи и трогательные пожелания провожающих всегда дают новые переживания.

    Между людьми устанавливаются прочные связи, которые продолжают существовать и после отхода парусника от пристани. Трогательная песня, которую исполнили для капитана в Кодияке на Аляске, вызвала слезы не только у капитана, но и у многих, с кем команда успела подружиться даже за тот короткий срок пребывания в порту. Установленные контакты продолжатся через электронную почту и Интернет. Ведь люди, нашедшие друг друга, могут найти несравненно больше в общении и понимании, чем в разобщенности.

    Металлический корпус «Паллады» выдерживает условия северных вод. Во время длинных переходов команда занята обслуживанием корабля. Но кроме обычного распорядка, много сил и времени необходимо посвящать поиску и устранению даже самых отдаленных намеков на ржавчину. «Людей много, времени много», – подытожил капитан. Да и сами курсанты замечали, что только постоянная деятельность на корабле спасает от скуки во время дальних переходов между портами. «Море непредсказуемое, сегодня здесь сложный участок, а завтра в другом месте. Попадешь, вот тебе сложный участок!», – продолжал капитан. На сложном участке можно оказаться неожиданно. Но современное оборудование хорошее и степень риска гораздо меньше, чем это было раньше. «Потеряешь чувство страха, это уже плохо», – совсем уже не праздным тоном добавляет капитан. Человек с опытом знает, чем может закончиться встреча со змеей. Но ребенок, не имея такого опыта, возможно, будет относиться к змее более легкомысленно. Так же и капитан на борту, по словам Василия Ивановича, видит исход различных ситуаций, зная, чем они могут закончиться. В этом, безусловно, помогает опыт. Страховочные пояса, леера, служащие перилами вдоль бортов корабля, и другие средства безопасности обязательно используются на корабле.

    Мне разрешили пройти внутрь корабля, туда, куда не пускали почти никого. А именно, в кабинет-рубку капитана! Помещение аскетически обставленное. В глаза бросается телефон старого образца, который стоит на рабочем столе капитана, как будто бы из одного из кинофильмов о легендарном судне прошлых битв. Кроме флагов, двуглавого орла и барометра, с одной стороны стола, чуть выше уровня головы, расположена икона, а с другой стороны фотография самого судна, идущего на всех парусах через темную синь океана. В другой стороне кабинета стоит стол, на котором органично бы смотрелась морская карта, но была только стопка недавно принесенных книг.

    – Поехал на Сахалин в Невельское мореходное училище, там готовили рыбаков по специальностям судоводители, механики и радисты. В 1963 году поступил, а в 1968 году закончил мореходное училище. Раньше было распределение. В среднем три года отрабатывали по направлению. Я сразу попал в город Холмск по распределению  и вот там с 68-го года и до пенсии работал сначала на рыболовных сейнерах (небольшие суда), а потом перешел на плавбазы. Экипаж плавбазы 350-380 человек. Они принимают рыбу. В громаднейших цехах обрабатывают рыбу, морозят ее, консервы делают, выпускают готовую продукцию. А потом работал на рыбомучной базе. Они еще больше. Плановый прием рыбы был 800 тонн в сутки.

    На плавбазах Василий Иванович в 29 лет стал капитаном. Конечно, мне было интересно, в чем же заключается его секрет.

    – С дисциплиной было все в порядке. Не пил, не курил. И сейчас не пью и не курю.

    Но он добавил, что отнесся бы с опаской и к тем, кто совсем не пьет. На паруснике капитан просто не позволит себе употреблять, ведь под его командой сотня «детей». Он сразу зарекомендовал  себя с хорошей стороны в работе и в общении с командой – видимо, это и есть простой секрет. Василий Иванович отметил еще и сдержанность как одно из главных качеств хорошего лидера.

    В 2000 году Василий Иванович перешел работать на транспортный флот. Управляя «Палладой», капитан Свириденко мечтает о возрождении флота. Экспедиция осуществляется на средства Федерального агентства по рыболовству, которое также финансирует два других крупных парусных судна. Он заметил, что проще работать с опытной, слаженной командой. Ответственные специалисты, скорее всего, не допустят психологически и морально сложных ситуаций. И совсем другое – работать с молодыми курсантами. По словам капитана, он постоянно озабочен тем, чтобы все было в порядке. Работая с молодежью, всегда есть о чем беспокоиться. Любой человек в молодые годы все равно будет стремиться нарушать запреты, несмотря ни на какие предупреждения, как это делали мы все. На «Палладе» целью и желанием Василия Ивановича становится воспитание и передача опыта новым поколениям. Опыт управления командой из 850-и человек, навыки и знания капитана имеют огромный вес.

      Я, конечно, не учу, как носик подтереть или ноги помыть. Это задача родителей.  Моя же задача – передать  морской опыт.

    И одновременно он замечет:

    – Здесь надо помягче. На плавбазе производство, там  можно и пожестче. А здесь дети, нельзя на них кричать.

    Внимание к личности и подтверждение уверенности позволяют эффективнее влиять на молодежь. Одной на всех формулы или системы просто быть не может. Индивидуальный подход к каждому из ста курсантов требует задействовать большие психологические способности, как отмечает капитан. При индивидуальном подходе можно использовать дисциплинарные методы, а так же юмор, разговор об учебе или на отвлеченные темы. Все кадеты хотят в море.

    – Почему-то спрашивают про транспортный флот.

    Капитан напоминает о том, что без знания английского языка в транспортном флоте делать нечего. На «Палладе» ведутся занятия по английскому языку, на одном уровне с морским делом и навигацией. Английский язык включен в программу как для механиков, судоводителей, так и для радистов. 

    Отбор курсантов проходил по многим  параметрам. Чтобы за время экспедиции коллектив смог успешно справиться с задачей, необходимы нормальные отношения внутри группы. Руководители и преподаватели отбирали кандидатов в команду по конкурсу. Учитывались разные способности – умение играть на гитаре, петь, заниматься спортом. Любое государство старается показать свое лицо и свой флаг.

    – Нужно всегда к чему-то стремиться. Курсанты должны к чему-то стремиться, а достигнув, идти дальше. В данном случае для меня, конечно, важно, чтобы команда была сплоченная, чтобы понимали друг друга с полуслова, чтобы было на кого положиться. Ситуации возникают разные, а море не прощает…

    Трехмесячное пребывание на небольшом судне всегда является трудным испытанием для любой группы людей, поэтому, чем сплоченнее команда, тем проще решать задачи.

    – Мне кажется, что патриотизм, честь, совесть всегда должны стоять на первом месте. Офицерская честь, честность, порядочность, сплоченность, незлопамятность.

    – Раньше, во времена  Советского Союза, плохо говорили об Америке. Нас так воспитывали. А сейчас своими глазами посмотрели – прекрасные люди! Да, конечно, тоже проблемы есть с алкоголем, с наркотиками. Но абсолютное большинство – прекрасные приветливые люди. Курсанты все это видели своими глазами и теперь  будут отличать правду от выдумок. Нужно быть открытыми. В Америке более открытое общество, больше возможностей себя проявить, с этим проблем нет. Каждый может сделать карьеру без черных ходов или знакомых. Здесь ты можешь всего добиться своим трудом, своей честностью.  В Америке и отдыхают меньше. У нас отпуска больше и праздники чаще. Здесь же нужно много работать. Здесь трудовая дисциплина гораздо строже, чем в России – здесь не принято отпрашиваться с работы, как у нас частенько практикуется. А здесь, по-моему, такого нет. Раз или два отпросился – на тебя уже будут смотреть по-другому.  

    Капитан Свириденко не берется судить о нынешнем состоянии  отношений между Россией и США, предпочитая оставлять политические суждения политикам. Но со своего капитанского мостика он видит, что существует множество объединяющих черт между народами обоих государств. Если даже руководители не всегда могут найти общий язык, то простой народ в состоянии это делать посредством прямых контактов:

    – Сто пятьдесят человек поделятся впечатлениями, и через час об этом будут знать уже триста, через два  часа – четыреста человек.

    Народная дипломатия всегда была содержательнее, откровеннее и крепче политической. Что скрывать молодым российским кадетам от их американских сверстников? Они и прибыли сюда, как 270 лет назад прибыли первые суда российских купцов налаживать добрые отношения с Америкой.

     

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today