The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Разгромная рецензия Foreign Policy

Super Admin
 
 Super Admin
 
 09/4/2011
 

Пропаганда и агитация, а не кино

Американская лента о российско-грузинской войне 2008 года «Пять дней войны» – «прогрузинский, антироссийский фильм, не претендующий ни на что иное», который не может привлечь внимание международной общественности к теме конфликта, пишет разгромную рецензию на фильм «Foreign Policy».

 

Издание отмечает, что внимание к картине в основном сфокусировано на ее финансировании – главным спонсором выступает грузинский депутат и магнат-золотодобытчик, а также грузинская армия – и на странном выборе режиссера, Реми Харлина, прославившегося скорее снятыми им боевиками «Крепкий орешек – 2» и «Скалолаз», чем политическими драмами.

В центре сюжета – история американского тележурналиста Томаса Андерса.

Сначала он попадает в засаду во время иракской войны (здесь фильм делает акцент на участии грузинских войск в иракской войне), а через несколько лет оказывается на Северном Кавказе, где ситуация накаляется из-за угрозы России захватить своих соседей.

Андерс вместе с британским оператором Себастьяном прилетает в Тбилиси (здесь зрителю предлагается подбор кадров в стиле фильмов о путешествиях, показывающих красоту грузинских пейзажей и людей), а затем едет в Южную Осетию, где попадает в центр борьбы, спасает прекрасную грузинскую студентку и становится свидетелем бойни, устроенной в грузинской деревне нерегулярными российскими войсками под командованием демонического казака.

Вторая часть фильма представляет собой парад героев дня, пытающихся привлечь внимание мира к стране, погружающейся в кровавую баню. Ненадолго в кадре появляется Вэл Килмер, чей персонаж – военный корреспондент-алкоголик, изрекающий фразы вроде: «Война – это беззубая старая шлюха». Время от времени в повествование вклиниваются сцены с участием грузинского президента Михаила Саакашвили (которого играет Энди Гарсия), тщетно пытающегося убедить международное сообщество вмешаться в конфликт.

По мнению автора рецензии, Джошуа Китинга, тон фильма не выдержан, а некоторые сценарные ходы абсолютно нелогичны. Гарсия очень похож на Саакашвили и прекрасно передает его эмоциональность, но игра остальных актеров оставляет желать лучшего. «Но более серьезная проблема с этим фильмом, пожалуй, в том, что не совсем понятно, какое послание он хочет донести и кому, – констатирует Китинг. – В картине журналисты постоянно переживают из-за равнодушия мира к конфликту, один из них возмущается, что «все верят кремлевской версии» о том, что Грузия стреляла первой, а российские войска вмешались, чтобы защитить мирных жителей».

«Но это не совсем то, что помню об этих событиях я, – пишет автор статьи. – Конфликт вызвал довольно много шума. Саакашвили постоянно представлял свою версию событий в интервью западным СМИ. А один сенатор и кандидат в президенты даже заявил, что «все мы грузины». Правомерно утверждать, что Грузия пропала из поля зрения большинства американцев, но страна все еще активно представлена в Вашингтоне, что было очевидно на вчерашнем кинопоказе. И если уж говорить о том, как большинство американцев помнят эту войну, готов ручаться, что они скорее на грузинской стороне», – подчеркивает автор. «Подозреваю, что крайне негативное изображение в картине российских войск не слишком шокирует американцев, за долгие десятилетия привыкших видеть на больших экранах плохих русских, – отмечает Китинг. – Люди, знакомые с ситуацией, вряд ли изменят свое мнение после этого фильма. Те же, кто не в теме, скорее всего, не пойдут смотреть фильм вовсе. Вэл Килмер уже не в состоянии привлечь публику одним своим именем, как прежде».

Голливудский фильм «Пять дней августа» в первый раз показали в Тбилиси в начале июня. На премьеру в грузинскую столицу помимо создателей фильма прилетела голливудская актриса Шарон Стоун.

О полном провале кинократины говорит хотя бы тот факт, что уже на втором сеансе картины присутствовали всего 10 человек, один из которых ушел, не дождавшись конца фильма. В целом зрители оценили блокбастер, на съемки которого было потрачено от 12 до 50 млн. долларов, как «посредственный, бесталанный» и «наполненный плоской и откровенной пропагандой».

Многие другие американские СМИ также удостоили картину низших оценок в своих кинорейтингах. Известный американский журналист Джоннатан Сандерс, работавший репортером телеканала Си-Би-Эс в Москве, назвал «5 дней в августе» «воплощением откровенно заказного антироссийского и антиосетинского кино». На протяжении всего экранного времени грузинские военные представляются настоящими героями, а образ России откровенно демонизируется.

Российская киноагитация

Ранее два фильма о военном конфликте Грузии и Южной Осетии, в котором активно участвовала Москва, выпустили российские кинематографисты.

Первая попытка – документальная картина «Война 08.08.08: искусство предательства». Второй фильм – романтическая драма «Олимпус Инферно» об американском энтомологе, который случайно запечатлевает на видеокамеру вторжение Грузии в Южную Осетию.  По сценарию, молодой энтомолог из США приезжает в Южную Осетию для съемок фильма о редком виде ночных бабочек. Там он встречается с журналисткой Женей, с которой учился в московской школе. Молодые люди отправляются в заповедник и устанавливают специальные камеры для съемки ночных бабочек.  Ночью грузинские войска нападают на Южную Осетию, что и засняли беспристрастные камеры. Отчаянные ребята Майкл и Женя прорываются через оккупированную грузинами территорию в разрушенный Цхинвали, чтобы «поставить точку в информационной войне».