- Хочешь познакомиться с легендой американской нефтяной промышленности? - спросили меня мои партнеры-американцы.
Через пару дней мы встретились на обеде в закрытом элитном клубе, право на членство в котором имеют только владельцы нефтяных компаний.
Карлу – 84. Высокий рост, крепкое рукопожатие огромной руки, цепкий взгляд. Не сложно заметить, что в молодости этот старик был просто красавцем.
В 70-е годы Карл был одним из богатейших людей страны. Он владел нефтяными компаниями в Техасе и Оклахоме, спортивными командами, страховыми фирмами, банками, магазинами… Он дружил с Рональдом Рейганом, которому Карл в период предвыборной компании на пару лет дал один из своих самолетов. Нэнси Рейган и жена Карла Нонна любили проводить время вместе. Голливудские звезды того времени в своих интервью называли Карла своим лучшим другом.
То были веселые времена, когда 20-летние смышленые пацаны, начинавшие с чернорабочих в нефтяном бизнесе, в одночасье становились миллионерами.
- В этом клубе тридцать с лишним лет назад, миллионные сделки писались прямо на бумажных салфетках, - говорит Карл. - И банки принимали их.
Личные самолеты за одну ночь могли сделать не один полет из Оклахома-Сити в Лас-Вегас. Владелец ювелирного магазина, расположенного в соседнем здании с клубом, за один вечер делал выручку нескольких лет: после хорошей сделки было модным купить себе бриллиант в 10-15 каратов и что-нибудь поменьше жене.
Про те легендарные времена написано немало книг. В одной из них Карлу уделено много страниц. Мне крепко засела в голову такая фраза: «Все знали Карла в Техасе и Оклахоме, и все любили Карла».
- Карл, за что вас любили? – спрашиваю.
- Я просто верил в людей, - отвечает он. – Естественно, что ко мне часто приходили просить денег. И я давал им эти деньги. Если у тебя есть деньги, много денег, почему не дать толковому человеку с хорошей идеей?..
Нефтяной бум закончился коллапсом в начале 80-х. Почти в одночасье Карл потерял все свое состояние. Был создан траст, который несколько лет расплачивался с его долгами. Расплатился.
Конечно, он не нищий. Но от былой роскоши не осталось и следа. Нет личных самолетов и «Феррари» последних моделей, нет роскошных домов в разных частях мира и завтраков с президентами.
- Трудно было перестраиваться от жизни богача к жизни нормального человека? – спрашиваю.
- Конечно, трудно, - говорит Карл. А потом вдруг противоречит себе.
- Нет, не трудно. Я потерял только деньги. Моя жена полюбила меня, когда у меня за душой ничего не было. И она не разлюбила меня, когда я лишился почти всего. Я счастливый человек.
Карл достает из кармана брюк пачку бизнес-карточек, перевязанных резинкой и потертую, черную записную книжку. Я слышала, что эта книжка стоит миллионов. Он дает мне свою визитку, крепко жмет руку и c улыбкой говорит: «Let's make some money together!»