Прошло 70 лет с того памятного дня, когда немецко-фашистские захватчики вероломно напали на Советский Союз. Но до сих пор мы до конца не знаем, почему так неудачно сложилось начало войны для Красной Армии и всего советского народа, почему пришлось оставить врагу значительную часть своей территории и остановить его наступление только на подступах к Москве.
Мое поколение, родившееся в 30-е годы прошлого столетия, воспитано на убеждении, что Красная Армия самая сильная, мощная и непобедимая. И, будучи тогда подростками, мы не могли даже подумать о том, что есть на свете армия сильнее советской. А потом нам объясняли, что несмотря на ряд ошибок и просчетов стратегического и тактического характера, наши войска выстояли, отступали с боями, изматывая противника, отходили всякий раз на заранее подготовленные рубежи. И мы тогда верили этому.
А недавно историк В. Дайнес в книге, посвященной началу войны даже заявил, что «1941 год был годом Победы и без 41-го года не было бы 45-го и знамени Победы на Рейхстаге» («Новый Меридиан», № 905 от 23.03.2011 г.).
И в весьма затруднительном положении оказывается порой рядовой читатель, когда знакомится с утверждениями иного характера в статье Ю.Гершковича «Фальсификация истории войны» («Форум» № 329 от 24.02.2011г.). Автор выразил принципиальное несогласие с утверждением, что «советские войска отстаивали каждую пядь родной земли». Такие утверждения В. Дайнеса он отнес к советским штампам, распространяемым долгое время официальной коммунистической пропагандой. И мне понятно раздражение многих ветеранов ВОВ, как, например, полковника В.Эдельмана, воевавшего с первого до последнего дня войны, который заявил, что Гершкович «вопреки истории войны пытается представить ее в совершенно другом виде, искажая истину и фактические события военных лет» («Форум» № 333 от 24.03.2011 г.). Г-н В. Эдельман, не соглашаясь с Ю.Гершковичем, обвиняет его в том, что он «допустил много ошибок, в том числе исторических и политических».
Но почему-то г-н Эдельман не привел ни одного факта и аргумента в пользу своего утверждения. Гершкович же приводит факты, вынуждающие о многом задуматься. Он напоминает, что через неделю после начала войны пала столица Белоруссии - Минск, расположенная в 350 км от границы, 16 июля 1941 года оккупанты захватили часть Смоленска, что в 700 км от западных рубежей СССР. При этом в боях под Минском было взято в плен почти 329 000 солдат и офицеров, 3332 танка и 1809 орудий. Значительные потери понесла Красная Армия и под Киевом. За одну неделю боев в сентябре 1941 года там, оказавшись « в котле», сдались в плен 665 000 красноармейцев при наличии у них 884 танков и 3718 орудий. Или другой пример: миллионная группировка советских войск под Вязьмой была обеспечена всем необходимым, но продержалась под натиском врага не более двух недель. Из штаба маршала С.М.Буденного докладывали в Ставку, что «43-я армия, не оказывая сопротивления противнику, рассеялась, и отдельные части прекратили свое существование». Можно ли после приведенных Ю. Гершковичем фактов категорически отвергнуть утверждение о том, что многие красноармейцы «не хотели воевать за преступный режим»?
Но еще ранее, в 2008 году, историк М. Соломин в своей монографии «22 июня. Анатомия катастрофы» сделал вывод о том, что «вопрос о причинах поражений может быть сведен к трем словам: армии не было». По его мнению, в начале войны на полях сражений встретились не две армии, а с одной стороны – отлаженные, как часовой механизм, вооруженные силы фашистской Германии и «почти неуправляемая толпа» - с другой.
Конечно, трудно и больно читать такие утверждения историков, но невозможно игнорировать факты, приведенные Ю. Гершковичем. Думается, общество должно узнать правду, оно нуждается в правдивом и мужественном анализе военных действий, происходивших на советско-германском фронте летом и осенью 1941 года. И историки, безусловно, остаются в долгу перед своим народом в освещении этого вопроса.
Еще Лев Толстой говорил о том, что «о войне надо писать и говорить только правду». И это должно быть законом для всех публикация о ВОВ.
Наведение порядка сталинскими методами
Сталин, разумеется, никогда не признавал совей вины за допущенные им ошибки. Возможно, в состоянии растерянности и паники , вождь в первые дни войны заявил: «У Красной Армии нет пленных, а есть только предатели». И по его воле уже с 27 июня 1941 года стали создаваться заградительные отряды. Далее, в своем приказе от 16 августа 1941 года Сталин напомнил всем военнослужащим Красной Армии, что их семьи являются заложниками их поведения на фронте. Но эти меры не помогли кардинальным образом исправить ситуацию. Тогда 28 июня 1942 года вышел известный приказ № 227 за подписью «вождя», в соответствии с которым было выдвинуто требование «ни шагу назад!». Таким образом, заградотряды, действовали с самого начала войны и с 22 июня по 1 октября 1941 года ими совместно с особыми отделами было задержано 657364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта. Вышеупомянутый приказ лишь оформил организационную структуру уже существовавших заградотрядов, определил их численность и порядок действий. Впоследствии факты дезертирства уменьшились, но не прекратились. За все годы ВОВ военными трибуналами были расстреляны главным образом за дезертирство 156 000 солдат и офицеров собственной армии.
Некоторые историки, в том числе уже упоминавшийся В. Дайнес, отмечали, что такие меры со стороны Сталина были необходимы, поскольку другими методами установить порядок и дисциплину было невозможно. Тогда как можно говорить о том, что значительная часть воинов Красной Армии руководствовались высокими патриотическими чувствами и моральными принципами? Однако, я убежден, что негативные факторы неудач в начале войны, не могут умалить подвигов подлинных советских патриотов – защитников Брестской крепости, Николая Гастелло, Виктора Талалихина, солдат знаменитой Панфиловской дивизии, молодогвардейцев Донбасса.
Сталин «спас» страну от «пятой колонны»?
Всем хорошо известно, что сталинский террор репрессировал миллионы советских людей, отправив их, как правило, без суда и следствия, в ГУЛАГ, а сотни тысяч из их числа были расстреляны, в том числе военноначальники. В 1937-1941 годах было расстреляно почти 40 000 наиболее опытных и образованных командиров, в том числе 802 генерала . Но находятся и такие «историки», которые полагают, что эта «сталинская чистка» сыграла положительную роль, предотвратила появление в случае войны так называемой «пятой колонны», называют уничтоженных военных «внутренним врагом». Не вынести ли современной общественности глубокую благодарность «вождю всех народов» за его жестокие расправы, за пытки и издевательства над миллионами неповинных людей?
Советский народ – победитель
Вступив на территорию Российской Федерации еще осенью 1941 года и прорвавшись к дальним подступам Москвы, вражеская армия не сумела победоносно завершить войну против Советского Союза. Причиной тому по мнению уже упоминавшегося нами Ю. Гершковича явились такие факторы, как «пространство, время, масса». Безусловно, огромность территории СССР, позволила выиграть время, мобилизовать людские ресурсы, перебросив на фронт дивизии с Дальнего Востока, Сибири и Средней Азии. Следует подчеркнуть, что это были более качественные силы, лучше подготовленные в военном и в моральном отношении. Повысилось и военно-стратегическое мастерство командного состава, извлекшего уроки из тяжелых событий лета и осени 1941 года. И, безусловно, главное значение начавшегося в декабре 1941 года наступление советских войск под Москвой состояло в том, что был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии. Хотя, коренной перелом в ходе войны произошел значительно позже, в 1942-1943 годах, после разгрома фашистских войск под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге. После этих сражений военная машина третьего рейха не смогла оправиться и ее полный разгром был предрешен.
Однако, это не позволяет забыть о первых поражениях Красной Армии и полагать, что победителей не судят.
Историки в долгу перед народом
За прошедшие 7 десятилетий с начала ВОВ издано и опубликовано немало исследований, трудов, мемуаров. Но, к сожалению, во многих из них очевидно стремление выдавать желаемое за действительное, уходить от ответа на острые вопросы и подменять глубокий анализ лозунгами популистского характера.
Давно пришло время получить обстоятельные ответы на все вопросы, без ссылок на надуманную секретность, стереть все «белые пятна» в истории ВОВ. И хотелось бы, чтобы это произошло еще при жизни поколения ветеранов, тех, кто спасал человечество от фашистского порабощения.
Историки, слово за вами!
Леонид Белявский,
кандидат исторических наук,
Даллас, Техас