Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Magazine issue  »  2011.06.15 Features  »  «О Хрущеве мы знаем из анекдотов»
     »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Вам расскажет репортер  »  «О Хрущеве мы знаем из анекдотов»
    «О Хрущеве мы знаем из анекдотов»
     ?????  |  06/20/2011 | Рейтинг:
    Профессор Сергей Хрущев о своем отце

    В Санкт-Петербурге, в Российской национальной библиотеке состоялась встреча с Сергеем Хрущевым – сыном первого секретаря КПСС в 1953-1964 гг. Никиты Хрущева, в настоящее время профессором Института международных исследований Томаса Уотсона Университета Брауна в штате Род-Айленд.

    Сергей Никитич приехал в Санкт-Петербург в рамках своей поездки со студентами по странам Европы. По его словам, в Институте Томаса Уотсона существует традиция, когда профессора читают лекции своим ученикам во время путешествия по разным странам. «Я несколько раз отказывался от подобных предложений, но на этот раз согласился, – заметил Сергей Хрущев и добавил, что главная цель его визита в Санкт-Петербург – рассказ о книге «Никита Хрущев. Реформатор», которая завершает трилогию воспоминаний автора о своем отце.

    Первая книга – «Пенсионер союзного значения» – рассказывает об обстоятельствах написания мемуаров самим Никитой Хрущевым. Вторая – «Рождение сверхдержавы» – повествует о внешней политике СССР хрущевского периода, а в томе «Реформатор» рассказывается о политике внутренней.

    Правда о «насаждении кукурузы» и «хрущевках»

    «О Хрущеве мы знаем в основном из анекдотов», – начал свой рассказ Сергей Хрущев. По его словам, язвительные байки о человеке, осмелившимся развенчать культ личности Сталина, распространялись, начиная с 1965 года, с ведома КГБ, когда в Кремле было принято решение о создании отрицательного образа Хрущева. «Я попытался осмыслить прошлое, попытался понять его. Мне будет приятно, если хотя бы профессиональные историки прочтут мою книгу», – сказал профессор Института Томаса Уотсона, обращаясь к аудитории, собравшейся в конференц-зале Российской национальной библиотеки. При этом он отметил, что, с его точки зрения, объективных историков вообще не существует. Поэтому всем заинтересованным читателям стоит сравнивать разные источники и на их основе выносить собственные суждения. А самые распространенные мифы о Никите Хрущеве – считает его сын – таковы.

    «Насаждение кукурузы». Возглавив СССР после смерти Сталина, Хрущев и его команда встали перед выбором: продолжать наращивать военный бюджет для будущей войны с западным миром или попытаться улучшить жизнь граждан страны. Выбрав второй вариант, Хрущев занимается возрождением сельского хозяйства. «В те времена урожайность составляла семь центнеров с гектара – против нынешних шестидесяти», – напоминает Сергей Никитич.

    Первый секретарь ЦК КПСС возвращает паспорта колхозникам и, чтобы увеличить их зарплату (и тем самым повысить мотивацию к эффективной работе), вынужден пойти на такие непопулярные меры, как повышение цен на продукты питания. А кукуруза использовалась, прежде всего, как корм для животных, поскольку нужно было увеличивать поголовье скота.

    Пресловутые «хрущевки» – пятиэтажные панельные дома – должны были решить проблему переселения жителей городов из коммунальных квартир в отдельные. Кстати, в начале 60-х годов эта проблема была решена, вследствие чего, отмечает автор книги, в СССР увеличилась рождаемость, а продолжительность жизни даже на полгода превзошла показатели США. Кроме того, сборные панельные дома были рассчитаны на 20 лет, и если бы хрущевские реформы не были свернуты, в 80-е годы граждане Советского Союза получили бы новое, более качественное жилье.

    Уроки Эйзенхауэра и Тито

    Вопросы «что было бы, если бы не сняли Никиту Хрущева», возникали в аудитории Российской национальной библиотеки довольно часто. Причем инициировал их как сам докладчик, так и те, кто задавал ему вопросы.

    К примеру, Хрущев внес предложение о двух сроках пребывания у власти для партийных руководителей всех уровней. На эту идею его натолкнула двухчасовая беседа «с глазу на глаз» с тогдашним президентом США Дуайтом Эйзенхауэром. «Вы же герой войны и очень популярны в своей стране. Почему бы вам не избраться на третий срок?» – спрашивал Никита Хрущев. «Мне не позволяет это сделать Конституция США, господин премьер-министр», – отвечал 34-й американский президент.

    Озвученная на XXII съезде КПСС инициатива Хрущева не понравилась партаппаратчикам на местах. «Они говорили: пока Никита не снял нас, нам нужно снять его самого», – рассказывает Сергей Хрущев.

    Еще одна новаторская по тем временам идея у Хрущева родилась после посещения Югославии, где он был личным гостем Иосипа Броз Тито. «Отец спросил югославского президента: а вы не боитесь, что к вместе с туристами к вам в страну приезжают западные шпионы? – Шпионов мало, – ответил Тито, – а вот денег западные туристы привозят много. – А вы не боитесь, что рабочие, которых вы отпускаете на заработки в Западную Европу, к вам больше не вернутся? – Ну, значит, так тому и быть, – последовал ответ».

    После возвращения в Москву Хрущев дал распоряжение отправить в Югославию группу сотрудников КГБ для изучения опыта открытости экономики. Однако когда группа «экспертов в штатском» вернулась обратно, Хрущева уже отстранили от власти, а новому кремлевскому руководству результаты этой поездки не были интересны.

    «Хочу видеть свою страну процветающей»

    Как Сергей Хрущев  оценивает перспективы третьей российской десталинизации?

    «Сегодня есть попытка восстановления «доброго имени Сталина», – согласился Сергей Никитич, – но восстановить это имя честным образом невозможно. Сталин не был «эффективным менеджером». Он был кровавым тираном. И все наши потери 1941 года связаны с этим. Потому что люди, которые защищали нашу границу, прекрасно знали, что Гитлер нападет. Но они боялись НКВД больше, чем самого Гитлера». Сергей Хрущев довольно скептически отозвался о деятельности российской комиссии по борьбе с фальсификацией истории. «Я сразу вспомнил, что когда учился в школе, тоже была огромная статья о фальсификаторах, которые там, на Западе, искажают нашу историю», – с иронией заметил он и подчеркнул, что в США к собственной истории относятся с большим пиететом, и что исторические труды, в том числе об участии Америки во Второй мировой войне, пишут настоящие профессионалы. «Просто не надо врать, и тогда все само собой устаканится», – заключил Сергей Хрущев.

    Не смутил его и такой вопрос: «Как бы отнесся ваш отец, который был руководителем СССР, к тому, что его сын уехал в Америку?».  «Меня часто об этом спрашивают, и у меня есть стандартный ответ, – парировал Сергей Хрущев. – Я говорю, что если бы Джорджу Вашингтону сказали, что США проводят военную операцию в Ираке, он бы воскликнул: «Американцы, вы рехнулись! Ваш главный враг находится в Лондоне, а не в Багдаде!». Вашингтон был человеком своего времени, как и Хрущев. И судить о них нужно, исходя из реалий того времени. Во всяком случае, могу сказать, что мой отец не ненавидел Америку», – подчеркнул Сергей Никитич.

    По его словам, он сам является гражданином двух стран, часто бывает в Москве. На вопрос о том, какой он видит будущую Россию, Сергей Хрущев ответил: «Хочу видеть свою страну процветающей, не коррумпированной, с нормальной экономикой, при которой торгуют не только нефтью. Впрочем, включите телевизор, и Путин с Медведевым расскажут вам об этом же», – заключил профессор Института Томаса Уотсона под смех и аплодисменты зала.


    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today