Президент Microsoft в России Николай Прянишников вручил грант в 100 тысяч долларов начинающему предпринимателю из Перми Андрею Клименко. Огромный чек с единицей и пятью нулями он отдал прямо в руки молодому директору компании Pirate Pay, которая выиграла конкурс у других стартапов в области инновационных технологий. Впрочем, компания, которая заняла второе место после Pirate Pay, тоже получит в скором времени грант от Microsoft.
Гранты для российских стартапов, то есть для тех компаний, которые находятся на стадии запуска, Фонд посевного финансирования Microsoft выделил в рамках сотрудничества с инновационным центром «Сколково». «Сколково» – проект российской Кремниевой долины, которая, по задумке властей, создаст идеальный климат для развития высокотехнологичной экономики в России.
Сам Фонд посевного финансирования появился в ноябре прошлого года, когда Microsoft и Сколково подписали меморандум о совместном создании российской Кремниевой долины. Размер грантов для российских стартапов будет составлять от 30 до 500 тысяч долларов. В конкурсе Microsoft могут участвовать российские компании, которые разрабатывают собственное программное обеспечение, существуют меньше 3 лет и имеют оборот менее полумиллиона долларов в год.
Pirate Pay
Pirate Pay разрабатывает систему, которая позволит технически устранить распространение нелегального контента в Интернете. Если компании удастся достигнуть своей цели, правообладатели будут решать, что из их продукции может получить распространение в Интернете, а что – нет.
После того, как Андрей Клименко получил чек на сумму в сто тысяч долларов, он сказал несколько слов о своей компании: «Мы – проект региональный, и, в этом смысле, нам особенно приятно быть первой командой, которая получает этот приз. В регионах очень сложно найти финансирование для таких прорывных проектов инновационных, особенно технологических – в сфере IT, где суть проекта в идеях, мыслях и нематериальная».
А вот как молодой предприниматель сформулировал цель своей компании: «Наша основная цель – создать такую инфраструктуру файлообмена, которая позволит, с одной стороны, пользователям получать легальный контент высокого качества, быстро и за доступные деньги, а с дугой стороны, – правообладателям – получать гарантированное вознаграждение. В этом направлении мы работаем».
Кроме финансовой поддержки, Pirate Pay получит помощь в виде экспертов компании Microsoft. Сейчас Pirate Pay работает над прототипом своего проекта. Потом компания будет искать инвесторов, чтобы выйти на рынок.
Сколково и Microsoft: план союза
Николай Прянишников много говорил сегодня о развитии инновационной экономики в России. Главное преимущество России, по его словам, – это талантливые и хорошо образованные люди с новыми идеями. Он обратил особое внимание на сотрудничество Microsoft со «Сколково»: «Мне кажется, что именно «Сколково» – это отличная площадка, для того чтобы многие инициативы реализовывать и действительно такой вклад в инновационную экономику России здесь делать».
От имени Сколково говорил Александр Туркот, директор Кластера информационных технологий Инновационного центра «Сколково».
«Сколково», – сказал Александр Туркот, – это, собственно, инструмент для создания некой модели экосистемы, которая должна послужить для преобразования всей экономики страны, перевода с рельс, скажем так, газовых и нефтяных на рельсы инновационные и высокотехнологичные. В этой непростой задаче мы не одни. С нами на сегодняшний день известный пул серьезных игроков западных, мировых». Александр Туркот добавил, что Microsoft является «важным камнем в структуре вселенной «Сколково», которую мы создаем». Он подчеркнул, что «Сколково» не устанавливает ориентиры развития, а будет лишь платформой для него.
Технологический детерминизм
Едва ли кто-то станет всерьез подвергать сомнению пользу от той поддержки, которую Microsoft оказывает молодым российским компаниям. Однако многие эксперты скептически относятся к той модели развития российской экономики, которую олицетворяет «Сколково».
Говорит Илья Стечкин, журналист, интернет-продюсер, преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации Московского университета: «У меня вызывает некоторое недоумение такая география проекта. Почему было выбрано именно Сколково? Почему, например, не Серпухов, который в свое время был городом прикладных технологий? И земля там дешевле. И он не слишком далеко от Москвы. Кроме того, вливание в инфраструктуру этого города могло бы облегчить жизнь тем людям, которые там уже живут, дать рабочие места при строительстве и поддержании инфраструктуры».
Илья Стечкин также подверг «Сколково» критике в связи с тем, что он называет «технологическим детерминизмом»: «Еще один вопрос, который мне не дает покоя в связи со «Сколково», – почти религиозное преклонение перед технологией. Его величество технологический детерминизм, как мне представляется, – это основная религия «Сколково». Меня беспокоит ориентация на технологию. Представление об инновациях культивируется в образе технических средств – гаджетов. Меня беспокоит отсутствие информации о каких-то социологических проектах, направленных на изучение потребностей общества. Я не понимаю, почему огромный исследовательский арсенал, накопленный сегодня, не используется для анализа потребностей общества, чтобы потом именно на основе этих потребностей развивать технические разработки».
Вывод Ильи Стечкина таков: «Технический детерминизм становится государственной политикой, ложится в основу крупных государственных проектов. Гуманистические науки, в том числе социология, которые должны бы были задавать направление развития прикладных технических разработок, почему-то оказываются не у дел».