Поездка президента России Дмитрия Медведева на Ближний Восток безусловно явилось знаковым событием в жизни всего мирового сообщества. Она проходила в обстановке значительного нагнетания различными политическими силами и без того сложной ситуации в этом регионе. При этом нельзя не обратить внимания на то, что впервые российская делегация такого высокого уровня прибыла в Палестину со стороны Иордании, минуя Израиль. Это было сделано под малоубедительным предлогом забастовки работников внешнеполитического ведомства еврейского государства. В прошлые поездки на Ближний Восток российские официальные лица первоначально посещали Израиль и лишь после переговоров с руководителями этой страны совершали визит в Палестину, подчеркивая тем самым подчиненный статус такого визита.
Значение этой поездки президента России приобретает крайнюю важность в связи с тем, что официальные представители Палестинской автономии выдвинули ультимативное требование. Согласно ему, если, до сентября 2011 года не будет признано существование «независимого, территориально единого, жизнеспособного палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме», то председатель ПА Махмуд Аббас уйдет в отставку, а арабская администрация, работающая на Западном берегу, самораспустится. В этом случае Израиль окажется обязанным взять на себя все заботы по обеспечению безопасности, снабжения населения, и в первую очередь, продовольствием, поддержанию инфраструктуры на так называемой «оккупированной территории».
Совершенно очевидно, что это может означать полное прекращение так называемого «мирного процесса». Результаты многочисленных переговоров, которые велись в последние десятилетия, окажутся сведенными к нулю. За роспуском администрации ПА скорее всего последуют теракты, новые жертвы мирного населения, а также неизбежное усиление влияния экстремистов.
Такое развитие событий опасно для всех участников ближневосточного конфликта, включая Израиль. Право-религиозное правительство этой страны, возглавляемое опытным и влиятельным политиком Нетаньяху, в силу крайне сложной обстановки внутри государства, не может отказаться от продолжения строительства поселений. В этом случае от премьера отвернутся не только избиратели, но и партнеры по коалиции, поскольку для некоторых из них расширение еврейского присутствия на Западном берегу не только политическая платформа, но и осуществление божественного предначертания.
Конечно, в Вашингтоне отдают отчет, насколько сложна сложившаяся обстановка в этом регионе. Администрация Обамы пытается решить крайне тяжелую задачу: как не оттолкнуть от себя чрезвычайно влиятельное еврейское лобби и в то же время спасти мирный процесс, не допустить новой волны насилия и эскалации террористических актов. Нынешняя очень нелегкая ситуация может быть еще более усложниться. Дело в том, что в ООН зарегистрирован новый проект резолюции, запрещающий Израилю строительство новых поселений на Западном берегу. Когда этот проект будет внесен в Совет Безопасности, то Белый дом окажется загнанным в тупик. В распоряжении его делегации будет два варианта, ни один из которых не сулит ничего хорошего: либо поддержать этот проект и нанести этим новый удар по Израилю, своему стратегическому союзнику, отношения с которым и без того переживают серьезный кризис, либо наложить на него как постоянный член Совбеза вето, бросив откровенный вызов всему арабскому миру. Дополнительную сложность для обсуждения этого документа создает то обстоятельство, что он внесен в ООН делегацией Ливана. Отказ от него США может вызвать резкий рост антиамериканских настроений в странах ближневосточного региона, активизирует деятельность шиитской организации «Хизбалла», которая постоянно угрожает организацией там государственного переворота и развязыванием гражданской войны. Иначе говоря, Ливан может стать еще одной горячей точкой на Ближнем Востоке. Согласятся ли с этим вашингтонские политики? Думается, постараются избежать такой ситуации.
Соглашаясь с тем, что мирный процесс должен продолжаться, в то же время полагаю, что его нельзя рассматривать как улицу с односторонним движением. Ведь Израиль и без того много раз шел на различные уступки. Он уже подошел к той черте, за которую переступать просто не имеет права. В ответ на требования палестинцев и тех, кто их поддерживает, Израиль должен получить с их стороны официальное признание его как независимого и суверенного государства еврейского народа, отказ от любых планов, направленных на его уничтожение. Вопрос о Иерусалиме не может быть предметом торга, он является неделимой столицей еврейского государства. Вот на такой основе могут вестись израильско-палестинские переговоры. Иначе они бесперспективны.
Именно в такой обстановке президент России Медведев отправился на Ближний Восток. Многие политологи возлагали на предстоявшие переговоры большие надежды, рассчитывали, что главе российского государства удастся, если не разрубить узел противоречий, то, по крайней мере, открыть путь для их разрешения.
Какие предложения привез Медведев?
Прибыв в палестинский город Иерихон, глава Российской Федерации Медведев, подтвердив позицию руководства СССР, занятую ныне не существующим государством еще в 1988 году, сообщил мировому сообществу, что Москва по-прежнему признает палестинское государство как «независимое территориально единое, жизнеспособное в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме». Более того, Медведев однозначно заявил, что «для возобновления ближневосточного мирного процесса Израиль должен прекратить поселенческую активность на западном берегу реки Иордан и восточной части Иерусалима». Но если приведенные высказывание российского президента в Иерихоне отличалось определенной категоричностью и однозначностью, то в Иордании, на встрече с местными журналистами прозвучали утверждения иного, более конструктивного характера. Так, он заявил, что «для возобновления диалога, по его мнению, нужно проявлять максимальную сдержанность и соблюдать взятые обязательства».
В то же время, следует сказать о том, что не все утверждения, произнесенные им на встрече с руководителем Палестинской автономии, были адекватны его заявлениям, сделанным в Иордании. Так, в Иерихоне он, являясь главой государства, входящего в так называемый «квартет по ближневосточному урегулированию», видимо своим демаршем попытался перехватить инициативу, заявить то, на что ни Вашингтон, ни Брюссель решиться не смогли. Но руководство США и Евросоюза не опротестовали заявление российского президента, хотя вполне могли это сделать, поскольку в квартете все решения должны приниматься согласованно. В Иордании, возможно после дополнительного анализа, Медведев по свидетельству московской газеты «Взгляд», смягчил свою позицию и заявил: «Все члены квартета посредников по ближневосточному урегулированию должны работать сообща над решением этого вопроса». «Наша сила, – продолжал российский президент, именно в том, что мы вместе, только таким образом можем постараться найти компромисс, который устроит обе стороны – палестинцев и израильтян».
Медведев много говорил о своем сочувствии к арабскому населению Палестины и могу поверить, что эта часть населения ближневосточного региона особенно беспокоит и волнует главу российского государства. С особой симпатией Медведев говорил о судьбе палестинских арабов на встрече с иорданскими студентами. «После известных решений ООН и до сей поры Палестина проходит свой тяжелый, крайне драматический путь», а затем добавил: « Палестине еще предстоит пройти остаток пути, связанного с созданием самостоятельного, независимого государства».
При этом создается впечатление, что речь идет не о той Палестине, которая ведет более полувека террористическую войну против мирного населения Израиля, которая постоянно обстреливает города, населенные пункты этой страны, которая не скрывает своего желания уничтожить единственное в мире еврейское государство. Или, может быть, это не столь «важные вопросы», которые должны стать предметом обсуждения на встрече представителей стран квартета? И ни слова не было сказано Медведевым о необходимости признания Израиля как равноправного члена мирового сообщества Палестинской автономией и другими арабскими странами. Не дана им также оценка абсурдных планов арабских стран, добивающихся ликвидации еврейского государства.
Если судить по содержанию выступлений российского президента во время его поездки на Ближний Восток, то создается впечатление, будто государство Израиль вообще не существует. Лишь мимоходом Медведев сообщил, что в рамках своей поездки в Давос, на международный экономический форум он планирует встретиться с президентом Израиля Шимоном Пересом. А затем добавил: «По всей вероятности через какое-то время состоится встреча с премьер-министром». Вряд ли такая скороговорка может удовлетворить израильское общественное мнение. Думается, что в этой стране значительно большего ждали от поездки главы российского государства в такой взрывоопасный регион.
Оказывается выступления Медведева в Палестине и Иордании были своеобразной репетицией в связи с предстоящей встречей в Мюнхене представителей стран, входящих в так называемый «квартет по ближневосточному урегулированию». Очевидно, он хотел узнать реакцию других стран «квартета» на те предложения, которые Россия намерена внести на рассмотрение вышеназванной встречи. Можно допустить, что выступления российского президента могут найти поддержку у правительств тех стран, которые занимают негативную позицию в отношении еврейского государства и положительно относятся к дальнейшему усилению исламского фундаментализма и попыток реставрации средневекового мусульманского мракобесия. Но ведь и Москва раскрыла перед всем миром свое подлинное лицо, не оставила сомнений в вопросе, на чьей стороне она находится в этом сложном конфликте. С досадой и болью русскоязычные иммигранты задают вопрос: «Почему Москва оказалась не среди тех, кто объективно оценивает обстановку на Ближнем Востоке, почему она не сумела правильно оценить ту борьбу, которую Израиль ведет за свою свободу и независимость, а напротив поддерживает другую сторону, сторону террористов и экстремистов?»
Откровенно говоря, не совсем понятно, что вынудило российского президента, широко известного в мире своими бескомпромиссными позициями в защиту либерально-демократических ценностей быть столь категоричным в поддержке палестинцев! Неужели правы те из аналитиков, кто полагает, что Медведев не всегда самостоятелен в своих решениях?
Будет праздник!
Конечно, нельзя не согласиться с утверждением Медведева о том, что «урегулирование ближневосточного конфликта – задача номер один». Вряд ли кто-либо будет возражать против вывода, сделанного им по окончанию его кратковременной поездки на Ближний Восток. «Очевидно, подчеркнул российский президент, – если человечество эту проблему за ближайшие годы не решит, она может быть катализатором крайне опасных тенденций на Ближнем Востоке, включая радикализацию различного рода религиозных движений, поддержку экстремизма, терроризма».
Но главным вопросом при этом остается: «На какой основе, какими способами и методами следует решить эту задачу номер один?». К сожалению, видение ее решения «квартетом по ближневосточному урегулированию», в арабских странах принципиально отличается от позиции Израиля и его сторонников. Разумеется, согласовать разные точки зрения не просто, но без этого не может быть разрешена конфликтная ситуация. Здесь не должны быть проигнорированы интересы ни одной из сторон, решение не должно достигаться насилием, давлением или шантажом, оно должно содержать положения, которые смогут удовлетворить обе стороны. Потому все недруги Израиля должны хорошо усвоить, что время, когда можно было не считаться с его существованием, ставить евреев в положение униженного и бесправного народа, ушло в далекое и при том безвозвратное прошлое. Послевоенные годы, особенно после 1948 года, когда был образован Израиль, не прошли бесследно, за эти годы выросло сильное во всех отношениях еврейское государство. Угроза со стороны многих стран мирового сообщества организовать внешнеполитическую и внешнеэкономическую блокаду против Израиля малопродуктивна. У еврейского государства достаточно сил, чтобы выстоять, какой бы трудной это борьба ни была, и в конечном итоге, отстоять свои позиции. Более того, нельзя не учитывать, насколько окрепли и возмужали во многих странах, и прежде всего в США, еврейские диаспоры, которые никогда не оставят свое родное государство в беде.
С чувством горечи и досады приходится констатировать, что январская поездка президента России Медведева на Ближний Восток носила односторонний характер и потому не смогла принести ожидаемых результатов: не продвинула существенно вперед решение затянувшегося конфликта, а скорее, наоборот, усложнила выход его из ряда кризисных ситуаций. Разумеется, обсуждение ближневосточных проблем следует продолжать, но соответствующие встречи нужно готовить более тщательно, продуманно с тем, чтобы шаг за шагом идти к намеченной цели. Израиль и его подлинные друзья не должны терять оптимизма.
Вся история еврейского народа – это история борьбы за свою независимость, преодоление многочисленных барьеров, провокаций со стороны его врагов, нахождение выхода из казалось бы безвыходных ситуаций. И сегодня, как бы ни сложна была обстановка, нельзя не верить, что обязательно будет праздник и на нашей улице!