В Великобритании вышла книга историка британской разведки Майкла Смита «Шесть: история британской Сикрет интеллидженс сервис». Это первый том его обширного исследования, включающий историю британской «Секретной службы» с 1909 по 1939 год.
Слово «шесть» в названии книги Смита отсылает читателя к современному названию британской внешней разведки МИ-6, аббревиатуре от английского Military Intelligence. Автор книги – в прошлом офицер британской военной разведки – получил доступ к ранее недоступным архивным источникам. Первые главы своей книги он посвятил организации в 1909 году британской «Интеллидженс сервис» и образу ее первого главы, легендарного коммандера Мэнсфилда Камминга. Предвидя грядущую войну с Германией, Камминг впервые в британской истории создал сеть профессиональных агентов, работавших на территории предполагаемого противника. А с началом Первой мировой он организовал в Петрограде бюро британской разведки.
Как пишет Смит, в 1916 году, в разгар войны, резидент британской разведки в Петрограде майор Кадберт Торнхилл сообщил Каммингу о широко циркулирующих в Петрограде слухах о переговорах царицы Александры Федоровны (немки по происхождению) о сепаратном мире с Германией и об участии в этом Григория Распутина. Камминга это крайне обеспокоило, ибо выход России из войны означал бы переброску на Западный фронт с Восточного 70 немецких дивизий, что неизбежно решило бы исход войны в пользу Германии. Глава британской разведки потребовал любыми средствами получить информацию о сепаратных переговорах и при необходимости устранить Распутина, склоняющего царя к выходу из войны.
Юсупов в своих мемуарах признается в убийстве Распутина. Однако на самом деле он сам был частью заговора британской разведки.
В Петроград был направлен капитан Освальд Рейнер с заданием добиться от Распутина информации о переговорах и устранить его как опасного агента германского влияния. 29 декабря 1916 года князь Юсупов по заданию Рейнера пригласил в свой дом Григория Распутина. В организованном застолье участвовали член Государственной думы Владимир Пуришкевич и великий князь Дмирий Павлович. В доме находился и Рейнер, который и инициировал пытки пьяного Распутина. Майкл Смит пишет, что любимца царской семьи жесточайше пытали, стремясь выведать у него информацию о переговорах с немцами, которые в действительности никогда не велись. Ничего не добившись, Юсупов и Пуришкевич выстрелили в Распутина. Однако последний – и смертельный – выстрел произвел Освальд Рейнер. В интервью РС Майкл Смит опровергает традиционную версию убийства Распутина, основанную на мемуарах князя Юсупова и Владимира Пуришкевича.
– Князь Юсупов был другом Освальда Рейнера, они познакомились в Оксфордском университете, где вместе учились, – рассказывает Майкл Смит. – Как известно, Юсупов ненавидел Распутина, и возглавил группу русских аристократов, крайне обеспокоенных его влиянием на царя и царицу. Официальная версия убийства Распутина – заговор русских аристократов с целью оградить царя и царицу от его влияния. Юсупов в своих мемуарах признается в убийстве Распутина. Однако на самом деле он сам был частью заговора британской разведки. Конечно, он участвовал в убийстве, но последний и смертельный выстрел, как утверждают и российские, и британские судмедэксперты, был сделан из револьвера «уэббли», находившемся на вооружении британской армии. Такой револьвер был только у Освальда Рейнера, который во время убийства находился в доме Юсупова и активно участвовал в пытках Распутина, пытаясь выведать у него информацию о переговорах с Германией.
Майкл Смит пишет, что после убийства Распутина британская разведка еще раз попыталась предотвратить выход России из войны. С этой целью после Февральской революции в Петроград был направлен знаменитый писатель Сомерсет Моэм, который в то время был агентом британской разведки. Моэм находился в Петрограде с августа до ноября 1917 года и неоднократно встречался с Александром Керенским и управляющим военным министерством Борисом Савинковым. Перед Моэмом была поставлена задача убедить Керенского продолжить войну, пообещать за это значительную британскую помощь и предотвратить захват власти большевиками. Майкл Смит считает, что миссия Моэма потерпела неудачу в немалой мере из-за неопытности английского писателя:
– До приезда в Петроград Сомерсет Моэм был агентом британской разведки в Швейцарии. Однако он работал там не на «Интеллидженс сервис», а на армейскую разведку. О своем опыте шпиона в Швейцарии Моэм рассказал в сборнике рассказов под названием «Эшенден, или Британский агент». Он был агентом и приятелем главы британской армейской разведки в Америке сэра Уильяма Вайсмана. Предложение отправиться в Россию он получил именно от него. В Россию Моэм прибыл, не обладая опытом работы агента влияния. Его миссия не принесла ощутимых результатов. Впрочем, он сам впоследствии об этом откровенно писал. Подлинная картина была далека от версии, описанной в его книге «Эшенден». Пребывание Моэма в Петрограде никак не повлияло на дальнейших ход событий в России. Моэм сам признавался, что потерпел полнейшую неудачу в попытке предотвратить приход к власти большевиков.