Мне довелось познакомиться с Натали и побывать у нее в гостях за пять лет до того, как это случилось. Лично встретиться с голливудской знаменитостью вообще нелегко, и уж тем более трудно было советскому журналисту. Помогло то, что Натали снималась в партнерстве с Шоном Коннери в научно-фантастическом фильме "Метеор". Она играла в нем советского астрофизика, который вместе с английским коллегой помогает американским военным рассчитать массированный ракетный удар по гигантскому метеориту, летящему к Земле и грозящему ей гибелью.
Воспользовавшись этим, я уговорил агента Натали по рекламе устроить мне, советскому журналисту, беседу с ней. И вот в один прекрасный сентябрьский день он привез меня на одноэтажную виллу Натали Вуд в Беверли-Хиллз, "звездном" районе Лос-Анджелеса. Она вместе с мужем, Робертом Вагнером, тоже киноактером, но рангом пониже, ждала нас в гостиной, слишком, как мне показалось, заполненной мебелью и всякими безделушками.
Натали тогда было 37 лет, но по тому, как она выглядела, ей можно было дать лет 25. Свежее, почти без косметики лицо, сияющие карие глаза, ослепительная "голливудская" улыбка, заразительный смех, оживленная жестикуляция. И ни тени актерского наигрыша, от которого многие ее товарищи по профессии не могут избавиться в обыденной жизни. Во всем – абсолютная естественность. Легко общаться с ней было еще и потому, что русский язык был для нее родным. Говорила она без акцента, только иногда подыскивала нужное слово.
Вагнер явно тоже готовился давать интервью: на нем была голубая нейлоновая куртка с серебристыми буквами на спине "Heart to Heart" – так назывался детективный телесериал, в котором он тогда снимался. Но меня он, откровенно говоря, не интересовал, поэтому беседа шла все время по-русски, и мужа Натали это все больше раздражало. Только раз он подключился к разговору, когда Натали сказала, что, как только они закончат съемки, отправятся вместе отдыхать на моторной яхте, которую она подарила ему к дню рождения.
Натали подвела меня к большому стеклянному стенду в углу гостиной: там находилась большая, метра полтора длиной, модель этой яхты, называвшейся "Splendour" – в честь фильма "Splendour in the Grass", где она играла с Уорреном Битти и была выдвинута на "Оскара". Вагнер начал что-то рассказывать о достоинствах своего судна, действительно очень красивого, но она, перебив его, со смехом сказала, что это "игрушка Роберта", а сама она ужасно боится воды – с тех пор, как однажды чуть не утонула на съемках, и никогда не плавает в океане. Из-за этого в работе над "Splendour in the Grass" она категорически отказалась сниматься у берега озера, и студия построила для нее бассейн, имитировавший водную гладь и берег.
К тому времени она могла себе позволить ставить почти любые условия: Натали Вуд уже числилась в первой голливудской десятке. У нее за спиной была знаменитая "Вестсайдская история" и множество других кассовых фильмов. Родилась она в Сан-Франциско в 1938 году и первую роль в кино сыграла четырех лет от роду. В восемь лет получала тысячу долларов в неделю – огромные деньги по тому времени! – и кормила отца с матерью, иммигрантов из России. Настоящее ее имя – Наташа Захаренко, но потом отец, считая эту фамилию "слишком плебейской", поменял ее на Гурдина. Натали Вуд она стала по настоянию студии и под этим псевдонимом к 18 годам успела сняться в 25 лентах.
Когда я был ее гостем, она была вторично замужем за Вагнером. Увидела она его, 18-летнего, десятилетней девочкой и сразу сказала матери, что, как только вырастет, выйдет за него. Через восемь лет, когда она стала уже признанной "звездой", так и произошло.
Он тоже снимался, но особой известности тогда не добился. Да и позже роли ему доставались шаблонно-детективного характера, в светила первой величины он так и не вышел. А первый их брак с Натали был недолгим – через четыре года они развелись по не совсем ясной причине. Злые языки утверждали, что она "спуталась" с известным бабником Битти. Натали отрицала это, но отказывалась говорить, в чем было дело.
Потом был у нее "промежуточный" двухгодичный брак с театральным агентом Ричардом Грегсоном, от которого она родила первую дочь – Наташу. А в 1972 году ко всеобщему изумлению Натали опять сошлась с Вагнером. У них появилась вторая дочь – Кортни Брук. Много лет спустя после ухода Натали Вуд из жизни кто-то целенаправленно и систематично распускает слухи, что она всегда была развратницей и алкоголичкой, отсюда, дескать, все ее неурядицы в личной и профессиональной жизни, отсюда и сама ее смерть.
"Биография Натали Вуд", автор которой Сюзанна Финстэд, не пытается сыграть лишний раз на "тайне безвременной смерти" одной из самых ярких "звезд", вышла накануне 20-летия ее поистине трагической гибели в 2001 году. Ценность биографии, столь своевременно написанной, еще и в том, что она на основе фактов создает настоящий портрет очень талантливой и очень невезучей киноактрисы.
Она, в частности, первой вслух назвала истинную причину развода Натали с Вагнером, о которой прежде только шептались: Натали застала его "в компрометирующей позиции с другим мужчиной". Это бросает иной отсвет и на обстоятельства ее гибели в 1981 году, правду о которых знает, помимо Вагнера, еще один мужчина, находившийся в ту дождливую ночь на их яхте, – известный киноактер Кристофер Уокен ("Охота на оленей" и др.). Они много пили и ссорились между собой: Вагнер якобы приревновал жену к Уокену, о личной жизни которого мало что известно.
Ей, видимо, все это надоело, и она ушла к себе в каюту. А "соперники", по их словам, еще долго пили и шумели, потому, мол, и не слышали призывов Натали о помощи. Живой ее больше никто не видел. Следующим утром рыбаки увидели труп в воде – это происходило неподалеку от Лос-Анджелеса, – одетый в ночную сорочку и куртку. Следствие пришло к выводу, что она (одна, страдая водобоязнью?!) ночью пошла привязать покрепче шлюпку, бившуюся о яхту и мешавшую ей спать, поскользнулась и упала за борт. Люди на яхтах, стоявших на якоре по соседству, слышали ее крики, а "соперники" – нет.
На теле погибшей были обнаружены ссадины и кровоподтеки, но следователь почему-то сначала решил не производить вскрытия. Потом, когда это все-таки было сделано, материалы куда-то бесследно исчезли. А муж с собутыльником хватились ее лишь под утро. Следователь вынес вердикт: несчастный случай.
Почему-то он не задался вопросом: зачем страшившейся воды Натали понадобилось самой возиться с лодкой, если она могла попросить об этом бодрствовавшего, как оказалось, шкипера яхты, в чьи обязанности это входило. Не обратил он внимания и на то, что жизнь кинозвезды была застрахована на 13 миллионов долларов, которые достались овдовевшему Вагнеру.
И тогда, и сейчас многие знавшие и не знавшие Натали Вуд люди называли и называют то, что с ней произошло, "темной историей". Видимо, такой она и останется. Слишком поздно искать ее концы, да никто этим и не занимается, хотя обе дочери вспоминают ее с любовью, говорят, что она была им хорошей матерью, несмотря на все голливудские перегрузки. А сон, не раз посещавший Натали, о котором она рассказывала друзьям, оказался провидческим: "...Я нахожусь в черной воде и знаю: пришла моя погибель..."
Но до того она, мчась ярким метеором по горизонту Голливуда, успела сделать очень много. Недаром она любила говорить, что, если напишет когда-нибудь мемуары, то позаимствует заголовок у Оскара Уайльда, поставив его в женском роде: "Я добилась всего, чего хотела". Вот только пожить могла бы подольше…