The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Ждем сюрпризов ноября

?????
 
 ?????
 
 10/29/2008
 

Обама и Маккейн вышли на финишную прямую

После проведения партийных съездов демократами и республиканцами, а затем теледебатов претендентов на пост  президента и вице-президента, предвыборная гонка вступила в решающую стадию. Вырвавшись на недолгое  время вперед, Маккейн согласно данным недавних социологических опросов вынужден был вновь уступить пальму первенства Бараку Обаме.  Специфической особенностью нынешних выборов является отсутствие среди кандидатов от республиканцев представителей действующей администрации. Воспользовавшись этим обстоятельством, Обама пытается возложить на Маккейна все ошибки Белого дома, утверждая, что в случае республиканца избрания президентом его правление будет практически  третьим сроком  Дж. Буша-младшего.

Экономика прежде всего

15 сентября 2008 года вошло в историю США как черный  понедельник. В тот день фондовая биржа пережила самое большое падение курса акций после 11 сентября 2001 года. Его последствиями явились потеря сотнями тысяч людей работы, закрытие по причине банкротства значительного числа банков и других финансово- кредитных учреждений, потеря миллионами пожилых граждан своих пенсионных сбережений,  расставание  с которыми были  последними шансами на более или менее нормальное существование.

Буш, который неоднократно пытался убедить американцев,  что он самый решительный защитник капиталистического строя, принялся спасать прогоревшие банки и страховые компании, не стесняясь  признать, что он выступает за расширение роли государства в экономической жизни США. По мнению многих обозревателей, президент тем самым пытается воссоздать в этой стране советский Госплан, который принимал императивные решения, заменяя им свободные  рыночные отношения. И это при том, что любому грамотному экономисту хорошо известно, что рынок это делает гораздо лучше, чем Госплан! Но, не считаясь с объективной ролью свободного рынка Буш вынудил в конечном итоге Конгресс выделить 700 млрд. долларов якобы для спасения американской экономики. Его не остановило то обстоятельство, что в этом случае долг США возрастет с 10,6 до 11,3 триллионов долларов.

Передача ряда крупных банков под управление государства по существу является национализацией и на этом основании  некоторые аналитики рассматривают решение Белого дома чуть ли не как переход к социализму или, по крайней мере, к отдельным его позициям. Но так ли это? Не слишком ли это поверхностный подход? Не оказываются ли эти обозреватели в плену примитивных стереотипов?

Многие американцы выступают против такого подхода Белого дома, опасаясь, что вышеназванные решения могут помочь выйти из кризисного состояния только олигархам из Уолл-Стрита. А большинство рядовых налогоплательщиков оказываются заложниками нынешней американской финансовой системы. Так опрос, проведенный компанией Эй-Би-Си и газетой "Вашингтон пост" позволил  установить, что 47% респондентов выступают против такого плана, названного в честь его автора, министра финансов США г-на Полсона. А по данным агентства "Pew  Research Center"  39% категорически не согласны  с финансовой подпиткой банков бюджетными средствами. Каково же отношение претендентов на пост президента в отношении развернувшегося экономического кризиса, какими  они видят выход из него? Разумеется, они негативно рассматривают происходящие процессы в американской экономике. И в этом разногласия между ними не наблюдаются. Но подходы к определению путей их преодоления у них различные, диаметрально  противоположные. Неудивительно, а скорее даже закономерно, что серию грандиозных финансовых крахов демократ Обама рассматривает  как результат целого ряда ошибок и провалов политики администрации Буша, винит в ее проведении республиканцев, составляющих команду президента.Безусловно, что различия в подходе к экономическим проблемам между республиканцем Маккейном и демократом Обамой носят принципиальный характер. Республиканцы, стоящие на консервативной платформе, выступают за снижение налогов, сокращение расходов на социальные программы, создание и укрепление традиционных семей, запрет абортов, высылку всех нелегальных иммигрантов, сохранение в первозданном виде конституции. Демократы, придерживающиеся либеральных взглядов, добиваются оказания государственной поддержки больным, инвалидам и престарелым людям; вручения грантов малоимущим студентам; поддержки малых и средних бизнесов; защиты интересов потребителей; защиты окружающей среды; повышения налогов для богатых, имеющих доход более 250 тыс. долларов в год; сокращения налогов для среднего класса; признания абортов личным делом женщины и семьи; рассмотрения конституции как живого документа, допускающего в случае крайней необходимости внесения в нее  поправок и уточнений; решения на месте проблемы нелегалов, не прибегая к их депортации. Нынешняя расстановка политических сил свидетельствует о степени и масштабах напряженности      в межпартийной борьбе. Но полное представление о содержании, формах и методах деятельности политических партий, их роли и месте в общественной жизни страны может дать только ознакомление с их программами и другими принципиального характера документами. А какая из этих двух программ наиболее популярна среди рядовых американских избирателей? Конечно, на этот вопрос можно будет дать четкий и конкретный ответ только после 4 ноября.

Телебитвы

В конце сентября - начале октября были проведены теледебаты между претендентами на высшую должность в США. Им предстояло провести три политбоя. Но принято считать, что самый важный из них первый, поскольку он  производит наиболее сильное впечатление. По настоянию Обамы этот диспут был посвящен проблемам внешней политики и национальной безопасности. Он знал, что Маккейн более подкован в этих  вопросах, поэтому стремился выйти из этого боя с наименьшими потерями. И эту задачу он успешно выполнил. Оба кандидата встали на сторону Грузии и даже правильно произносили фамилию Саакашвили. Республиканец,  привлекая внимание аудитории, демонстрировал свои знания в вопросах внешней политики, сыпал имена крупных политиков. Однако нынешний острый финансовый кризис, беспокоящий большинство избирателей не позволил претендентам  игнорировать его проблемы. Потому они обменялись мнениями по вопросам налогообложения, войны в Ираке,  ситуации вокруг ядерной программы Ирана, российско-американским отношениям. В ходе этих дебатов Маккейн допустил ряд проколов. Так, он в частности, назвал нового президента Пакистана Кадари вместо Сардари, а фамилия иранского лидера Ахмадинеджат ему далась с большим трудом. На следующий день после так называемой " словесной дуэли" в американских СМИ были опубликованы результаты ряда опросов  общественного мнения. В одном из таких  исследований, проведенных телекомпаний Си-Эн-Эн и компанией Opion  Research  51% телезрителей посчитали, что более удачным было выступления Обамы, а его оппоненту отдали первенство только 38% опрошенных. А по данным другого  исследования, проведенного телекомпанией Си-Би-Эс, 39% среди тех, кто не поддерживает ни одного кандидата, все же вынуждены были признать, что более выигрышным было выступление Обамы, но с ними не согласились 24% респондентов. Сам же Обама заявил, что Маккейн проигрывает, потому что оторван от жизни  американского среднего класса.

Последующие два диспута подтвердили преимущества позиций сенатора из штата Иллинойса. Так, к примеру, вторые дебаты были организованы в увлекательной форме: ответы давались на вопросы, которые были заданы избирателями. Несмотря на это кандидаты сумели сделать на удивление  общественности диспут без огонька.

В своих ответах на вопросы программного характера они практически повторяли сказанное на предыдущих дебатах и в многочисленных  выступлениях перед избирателями. Это значительно снизило интерес аудитории к обсуждаемым проблемам. Маккейн почувствовал себя увереннее, когда стали обсуждаться  вопросы внешней политики. Особенно он развернулся, когда кандидаты перешли к российско-американским отношениям, но все же признал, что о новой "холодной войне" не может быть речи. Расхождений в этом вопросе между кандидатами не было, и Обама занял антироссийскую позицию, заявив, что США должны помочь Грузии не только морально, но и финансами. В итоге, по мнению многих СМИ, победил в этом поединке, как и в первом диспуте, кандидат от демократической партии - Обама. Не изменилось соотношение сил и на третьих теледебатах.  А общий итог теледебатов по данным многих телеканалов составил 3:0 в пользу Барак Обамы. Конечно, ситуация складывается таким образом, что шансы на победу значительно предпочтительнее у Обамы по сравнению с Маккейном.

Но, как говорится, цыплят по осени считают, и потому думается, не следует торопиться с окончательными выводами.

Кого в напарники?

Хотя до открытия партийных съездов претенденты уходили от ответа на вопрос; "Кого они берут в напарники?", но выбор Обамы был предсказуем. Названный им сенатор Джо  Байден еще в июне месяце, когда Обама определился как победитель праймериз среди демократов, считался одним из наиболее вероятных кандидатов в вице-президенты.    У него большой политический опыт, из своих 65 лет он 35 лет провел в Сенате, в последнее время возглавлял комитет по международным делам. Безусловно, он сможет  конкретно помочь Обаме  в решении наиболее сложных внешнеполитических проблем, обрести тот опыт, который сегодня тому недостает. Кроме того, Байден может помочь Обаме укрепить позиции среди умеренных демократов, для которых сенатор из Иллинойса рассматривается слишком левым. Байден, будучи набожным католиком, оказывается для избирателей из этой конфессии наиболее приемлемой кандидатурой на пост вице-президента. Сейчас тандем Обама - Байден выглядит сбалансированной командой.

Большой резонанс вызвало решение Маккейна о выдвижении на пост вице-президента губернатора штата Аляски Сары Пэйлин. Конечно, она фигурировала в списке потенциальных республиканских кандидатов в вице- президенты. Но мало кто  рассматривал всерьез ее шансы.  Маккейн таким  выдвижением показал  всем, что способен на неожиданные, сильные и даже рискованные шаги. Видимо республиканский кандидат рассчитывал, что с выдвижением Пэйлин многие женщины из лагеря  демократов и желавшие голосовать за Хиллари, перейдут на позиции республиканской партии и в знак женской солидарности будут голосовать за губернатора штата  Аляски.

Сара далеко не леди, а скорее суровая женщина из не менее сурового северного края. И ее политические позиции не менее суровы: она убежденный консерватор, ярая противница абортов и страстная защитница права на свободное ношения огнестрельного оружия. Хотя она закончила колледж в родном Айдахо, где получила степень бакалавра  по журналистике, но свои способности она проявила на государственной службе: сначала в должности мэра сравнительно небольшого городка Уазиллы, а последние два года губернатора штата. На этой работе она привлекла внимание общественности своей бескомпромиссной борьбой с лоббизмом и коррупцией. У Сары есть расхождения с Маккейном по ряду актуальных вопросов.

Предвыборная гонка продолжается, хотя до ее завершения остаются считанные дни. Однако, прогнозировать какая пара победит 4 ноября также трудно, как и несколько месяцев тому назад. Согласно данным, получаемым ежедневно институтом  Гэллапа, Обама вырвался вперед, но разрыв между претендентами остается незначительным и еще до проведения выборов 4 ноября многое может измениться. Ведь дело не только в количестве процентов ответов американских избирателей. Важнее другое с учетом архаичной избирательной системы необходимо получить поддержку в штатах, направляющих наибольшее число выборщиков. Это относится, прежде всего, к таким штатам, как Нью-Йорк, Калифорния, Техас, Флорида.

Еще одно соображение. 4 ноября будет переизбран весь состав нижней палаты Конгресса и 35 сенаторов. И если в нем сохранится  нынешний расклад политических сил или даже произойдет укрепление позиций демократической партии, то руководить страной республиканцу Маккейну будет кране сложно, а порой даже невозможно. Одним словом, американцы стоят на пороге судьбоносного поворота, когда от результатов выборов во многом зависит ответ на вопрос: какой будет Америка после 4 ноября. Останутся ли у власти неоконсерваторы и будут продолжать обанкротившуюся политику республиканцев или поверят в молодого, энергичного политика, обещающего большие перемены? Для ответа на этот вопрос осталось совсем немного времени.