Мировые СМИ продолжают обсуждать худший финансовый кризис со времен Великой депрессии. По мнению западных обозревателей, американская финансовая модель поставлена под сомнение нынешними потрясениями. Повсюду в мире нарастает недовольство фирменной американской разновидностью капитализма. Удастся ли Соединенным Штатам удержать финансовое первенство, или американскому веку пришел конец?
The Washington Post констатирует: "У худшего финансового кризиса со времен Великой депрессии появилась еще одна жертва – капитализм американского типа". С 1930-х годов, как отмечает издание, американские банки были флагманами экономической мощи США. Стремление других стран перенять американскую финансовую модель, горячо приверженную принципам свободного рынка, поощрялось и воспринималось как нечто само собой разумеющееся. Но потрясения на фондовом рынке, истощающие богатства страны и перевернувшие Уолл-стрит вверх дном, теперь создают вероятность, что банки, представляющие собой стержень финансовой системы США, как минимум, частично перейдут в руки государства.
Администрация Буша рассматривает идею частичной национализации некоторых банков: в рамках антикризисного плана, на который выделено 700 млрд. долларов, государство выкупит определенную долю акций, дабы поддержать финансовые учреждения и восстановить доверие к ним. При этом идея государственной собственности в финансовом секторе, даже если речь идет о миноритарных пакетах акций, несовместима с самим фундаментом американской системы в представлениях пуристов-рыночников. Учитывая, что США позиционируют себя как образец для глобальной экономики, эта перемена может изменить сбалансированность в подходе правительств всего мира к свободному предпринимательству. Повсюду нарастает недовольство фирменной американской разновидностью капитализма, которая в отличие, например, от германской презирает регулирование и преклоняется перед риском. По словам критиков, нынешнее активное вмешательство американского правительства в экономику лишает Вашингтон морального права пропагандировать священный принцип laissez-faire ("позволяйте делать") в применении к капитализму. Как полагают эксперты, с наименьшими потрясениями кризис переживут те развивающиеся страны, которые минимально интегрированы в мировой рынок и финансовую систему, а их экономика закрыта. "Возможно, глобализация на финансовых рынках будет сворачиваться", – приводит издание слова одного из экономистов.
Тему "конца американского века" и утраты Соединенными Штатами финансового первенства поддерживает и французская газета Les Echos. Было время, когда Нью-Йорк являлся финансовой столицей мира, когда доллар служил универсальной валютой, когда подпись американского государства была самой надежной в мире. Это время подходит к концу, утверждает издание. США потратили много десятилетий на то, чтобы закрепить свое финансовое первенство. Американская экономика стала первой в мире в начале ХХ века. Ее финансовая система создавалась от кризиса к кризису. И вот эта история подходит к концу с крахом финансовых домов, рухнувших один за другим. Впервые правительство вынуждено было прибегнуть к рекапитализации Федеральной резервной системы, ослабленной "токсичными" активами, которые она выкупила у задыхающихся банкиров, чтобы дать им глоток кислорода! Американская валюта падает, а на финансовых рынках игроки отныне делают ставку на то, что Вашингтон не сможет выплачивать долг. "В хаосе финансового кризиса это самое радикальное, самое новое потрясение, которое со временем приведет к тяжелейшим последствиям. Просто-напросто вырисовывается новый мировой порядок". В нынешнем тумане трудно разглядеть, кто сменит Америку в роли центра мировой финансовой системы. Это не под силу Китаю: в борьбе за первое место в мире он сейчас примерно там же, где США были в 1900 году. Европа кичится своими распрями. Ни одна другая держава не является достаточно надежной для того, чтобы стать новым финансовым центром. Если только несколько мировых экономик не организуются вокруг таких финансовых метрополий, как Нью-Йорк, Лондон, Франкфурт, Дубай, Шанхай, Сан-Паулу или Йоханнесбург. "Этот финансовый кризис радикально новый, именно поэтому нам так сложно в нем разобраться. Послекризисный мир тоже будет радикально новым", – заключает издание.
Австрийская Der Standard отмечает: в сложившейся пессимистичной ситуации на глобальном финансовом рынке его участникам остается лишь уподобиться эзоповой лягушке, попавшей в кувшин с молоком. Им всем придется так же барахтаться в кризисе: что-то предпринимать, надеясь при этом на то, что это притормозит биржевой крах, восстановит доверие банков и вкладчиков и снимет оцепенение с кредитного рынка. Пока ни одна мера не помогла сбить опасное молоко в масло. Основной проблемой остается то, что этот кризис не похож ни на один предыдущий, то есть не накоплено опыта по устранению его последствий. В настоящее время руководители государств предпринимают все то, что было упущено при начале мирового экономического кризиса 1930 года: банкам приходят на помощь, страхуют вклады и снижают процентные ставки. Однако финансовый мир с того момента коренным образом изменился, и ситуация требует новых, доселе неизвестных рецептов. Тем не менее, отмечает газета, несмотря на отсутствие успехов, необходимо импровизировать и дальше и просто пробовать все возможные инструменты выхода из кризиса.
Издание USA Today посвятило свой материал отражению мирового кризиса на российской экономике. По мнению газеты, Россия тяжелее других стран переживает глобальный экономический спад.