Возобновилось рассмотрение российской заявки на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Американская сторона считает, что этот процесс развивается «активно», сообщает Reuters со ссылкой на американского чиновника, пожелавшего остаться неназванным. Между тем премьер-министр Владимир Путин оценил перспективы России по вступлению в ВТО следующим образом: «Мы тоже хотим вступить в ВТО, стремимся к этому, будем продолжать этот процесс… Но я не думаю, если по-честному сказать, что этот рубеж наступит именно 1 января следующего года. Не похоже пока. Хотя мы, конечно, будем к этому стремиться». Многие сомневаются в том, вступит ли Россия туда вообще в ближайшие годы, ведь все эти 17 лет, начиная с 1993 года, ей это не удавалось.
Сказка про белого бычка
«Я на это смотрю, как на сказку про белого бычка, – признался Виктор Шейнис, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН. – Это может протянуться еще годы, покуда не будет проявлена воля со стороны российского государства удовлетворить элементарные требования, которые предъявляются ко всем, вступающим в ВТО». Но ведь не оттягивает же Россия желанного вступления в ВТО? «Во всяком случае, – ответил Шейнис, – заключение Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии в тот момент, когда казалось, вот-вот, послезавтра Россия станет членом ВТО, серьезным образом осложнило эту проблему. А спустя еще короткое время обнаружилось, что никакого Таможенного союза, по крайней мере, участия в нем Белоруссии не существует».
Отметим, что инициатива по вступлению в ВТО в качестве триумвирата поддерживалась Путиным, а президент Дмитрий Медведев, в свою очередь, заявил, что трем странам-членам Таможенного союза будет легче вступать в ВТО по отдельности, при этом, конечно, согласовывая свои позиции.
«Думаю, – продолжил Виктор Шейнис, – что в России есть достаточно влиятельные силы, материальные интересы которых препятствуют ее вступлению в ВТО». Речь идет о части представителей большого бизнеса, пояснил он. «Я думаю, что в правящих кругах существует достаточно сдержанное отношение к вступлению России в ВТО», – добавил Шейнис. «Это связано с экспортом-импортом, с тем, что правила ВТО не позволяют манипулировать таможенными пошлинами, объявлять в одном случае демпинговые цены, в других случаях сбивать цены. Диктуется это в значительной мере политическими соображениями, я не случайно сказал о чиновниках наряду с бизнесменами», – уточнил экономист.
В противоположном ключе высказался ранее заместитель министра иностранных дел России Александр Грушко: «Думаю, что Россия прошла на 99 процентов путь вступления в ВТО. Еще в 2004 году мы завершили переговоры с Евросоюзом по всем ключевым аспектам, которые касаются Евросоюза, – сослался Грушко на соглашение от 21 мая 2004 года о двустороннем доступе на рынки ЕС и РФ. – В течение многих лет, – добавил он, – Россия действует, как член ВТО, и мы считаем, что эти две реальности должны сойтись в одной плоскости. На наш взгляд, это несложно будет сделать при наличии доброй воли уже в этом году».
С точки зрения директора Ибероамериканского института Академии народного хозяйства при правительстве России Висенте Барриентоса, Россия по большому счету заинтересована в членстве во Всемирной торговой организации, поскольку это позволит ей «восстановить свой утерянный статус мировой сверхдержавы». Конечно, заметил экономист, Россия «попытается туда войти на определенных условиях, которые не причиняют ущерб ее национальным интересам и национальной безопасности, поскольку вопросы ведения бизнес-экономики, тем более торговли, также входят в приоритеты национальной безопасности страны». Между тем, добавил он, Украина и ряд других центрально-европейских государств были приняты в ВТО, очевидно, «в обмен на уступки во внешней политике по отношению к России».
Американский фактор
Напомним, что во время поездки президента Дмитрия Медведева в Вашингтон этим летом его американский коллега Барак Обама сказал, что в скором времени будут устранены все препятствия на пути России в ВТО и что команды переговорщиков активно над этим работают. Тогда Дмитрия Медведев понадеялся, что проблема будет решена уже к сентябрю. Как видно, этого не произошло.
«Еще Андрей Андреевич Громыко, который был около 30 лет министром иностранных дел Советского Союза, говорил, что самое трудное в дипломатии – это воплощение вербального текста в письменном виде и соответствующая ратификация. Поэтому в высшей политике также много допускается таких высказываний, адресованных для СМИ или для простого народа, не всегда имеющие реальное отражение в действительности», – считает Висенте Барриентос. Между тем тот самый неназвавшийся чиновник сказал в интервью Reuters, что Россия, судя по всему, крайне заинтересована в положительном исходе переговоров.
Сказался ли запрет на экспорт?
По мнению Виктора Шейниса, так оно и было, и теперь ведется борьба между чиновниками, поддерживающими запрет и выступающими за его отмену. В подтверждение Шейнис сослался на сегодняшнее заявление Медведева. «Эта мера (запрет экспорта зерна – В.Л.) может быть отменена после окончательного подведения итогов уборочной кампании и с пониманием того, чем мы располагаем», – заявил президент. А вот что думает по этому поводу Татьяна Тарасова, президент консалтингового центра «РосАгро Консалтинга», имеющая большой опыт работы в банковско-финансовых структурах. «Есть здесь проблема со вступлением в ВТО, потому что, если мы вступаем в ВТО, может быть дальнейший кризис сельского хозяйства, в том числе продовольственной безопасности России, – высказала она экспертное мнение. – Вступление в ВТО грозит нашей стране остаться в не лучшем состоянии по сельскому хозяйству. На отдельные отрасли экономики вступление в ВТО повлияет плохо, в том числе на сельское хозяйство это повлияет очень плохо», – заключила она.
Следующее заседание рабочей группы по вступлению России в ВТО пройдет 25 октября и 6 декабря.