В одном из субботних радиообращений к народу президент Барак Обама, напомнив, что в ходе предвыборной кампании 2008 года он обещал закончить войну в Ираке, заявил: «Став президентом, я это сделал».
Действительно, в ночь на 19 августа в сопровождении конвоя из бронемашин границу Ирака с Кувейтом пересекла значительная часть 2-ой американской пехотной дивизии, насчитывающая в своем составе более 4 тысяч человек. На этом и закончилось, по утверждению Обамы, присутствие вооруженных сил США в Ираке, продолжавшееся 7,5 лет. Однако, вывод американских войск будет неполным – часть военнослужащих не покинет Ирак после 19 августа. Они остаются для урегулирования некоторых административных вопросов. Предполагается, что там будут находиться неопределенное время 56 тысяч военнослужащих США. Они будут продолжать обучение иракских солдат и офицеров. На эти цели уже потрачено более 20 млрд. долларов из карманов американских налогоплательщиков. На военнослужащих США будет также возложена охрана американских дипломатов. При этом оставшимся в Ираке американским военным запрещено участвовать в любых боевых операциях. Задачи, которые будут решать эти военнослужащие, получили название «Новая заря». Этим Пентагон подчеркивает, что это будет совершенно новая миссия, которая осуществит переход от крупномасштабных военных действий к охранно-воспитательной работе. Окончательный же вывод американских войск из этой страны, как обещал Обама в своем недавнем обращении к военнослужащим, должен быть завершен к концу будущего года.
Конечно, войска США и других стран НАТО оказались в Ираке в результате безответственной политики бывшего, 43-го президента США Дж. Буша-младшего. И вывод американских войск из этой страны давно назрел, на чем в течение длительного времени настаивали миллионы избирателей. И Обама, чтобы обосноваться в Белом доме, не мог не заявить о своем намерении закончить там войну. Но отдавал ли он себе отчет в той высокой ответственности, которую брал на себя, давая подобные обещания? Вряд ли. Скорее, лишь укреплял свои позиции в предвыборной гонке.
Полагаю, что читатели хорошо помнят, что об окончании войны уже один раз объявлялось. Это произошло 1 мая 2003 года. И заявление озвучил Дж. Буш-младший. Тогда, рассчитывая скорее всего на внешний эффект, он через 40 дней после американского вторжения в эту страну, лично посадил истребитель на борт авианосца «Авраам Линкольн». Стоя перед плакатом с надписью «Миссия завершена», экс-президент торжественно заявил: «В битве за Ирак победили Соединенные Штаты и наши союзники. Теперь коалиции предстоит обеспечить безопасность и перестройку этой страны». Уже тогда многим политологам было ясно, что экс-президент блефует, до конца не представляя всех реалий войны. Очевидно, Буш до сих пор не понял, какое безответственное решение он принял, инициировав вторжение своих войск в Ирак. Выступая летом нынешнего года в штате Мичиган, бывший президент утверждал, что «избавиться от Саддама Хусейна было верным решением и мир стал лучше без него», что «ради спасений жизни людей он сделал бы это снова». Но о каких спасенных жизнях он может всерьез говорить? Неужели ему неизвестно, что в этой стране было убито почти 4,5 тысячи американских солдат и офицеров, а число раненых приблизилось к 32 тысячам человек? И за эту преступную ошибку 43-го президента налогоплательщики заплатили свыше 845 млрд. долларов, а американской экономике нанесен ущерб примерно в 3 трлн. долларов. При этом вызывает крайнее возмущение тот факт, что Пентагон не может четко назвать, на что потрачено 96% от 9 млрд. долларов, которыми он распоряжался с 2004 до 2007 года. Эти средства предназначались на восстановление нормальной жизни в Ираке. Аудиторы, проводившие проверку, заявили: «Установить, куда потрачены эти деньги практически невозможно, так как правильного учета не велось». А ведь это деньги, которых лишились рядовые американцы в виде социальных выплат и льгот.
Как отметил известный политолог А. Грант, вооруженные силы США в Ираке «должны воевать с конкретно обозначенным противником, а не охранять себя от взрывов террористов». В сложившейся внешней и внутренней обстановке этой войны, американские войска превратились в оккупантов, которые не смогли справиться с сопротивлением местного населения. Совершенно очевидно, что у нынешнего президента США не оставалось другого выхода, кроме исправления ошибки своего предшественника. Но почему решение о выводе войск принято лишь осенью 2010 года, спустя почти 2 года после его прихода в Белый дом? Не связано ли оно с предстоящими промежуточными выборами в Конгресс, боязнью потери голосов избирателей его однопартийцами и утраты им самим контроля за законодательными органами страны?
Можно поставить точку?
Весной нынешнего года начальник Генштаба иракской армии генерал Б. Зибари предупреждал, что «вывод американских войск к концу 2011 года будет преждевременным, поскольку вооруженные силы этой страны не смогут обеспечить полную безопасность ее населения». Но его заявление не было услышано. А активность боевиков весной и летом 2010 года значительно усилилась. Так, 4 апреля этого года, у зданий представительств Ирана, Египта и Германии смертниками было взорвано 3 автомобиля, убито 42 и ранено более 200 человек. 23 апреля в результате серии взрывов в столице было убито 67 человек и более 100 ранено. И это не полный перечень злодеяний террористов. Так, 17 августа, накануне завершения вывода частей американской армии, террорист-смертник взорвал бомбу у здания призывного центра иракских войск в многолюдном районе Багдада, был убит 61 человек и ранено 112 человек. А 25 августа в результате взрывов заминированных автомобилей в разных районах страны погибло 46 человек, среди жертв – женщины и дети.
В связи с выводом основной части экспедиционного корпуса США из Ирака, Обама в своем обращении к американским военнослужащим подчеркнул, что он «принял план ответственного окончания войны в этой стране». Назвав действия военных и гражданских лиц отличными, он именно благодаря им военная миссия завершается.
Однако, крайне трудно определить, чего добились США в результате вторжения в Ирак. Думается, что ни о какой военной и тем более политической победе говорить не следует. А если учесть огромные жертвы со стороны американского народа, а также не поддающиеся представлениям астрономические расходы на эту кампанию, то результаты войны нельзя назвать даже частично успешными. Несомненно и следующее: после окончательного ухода американцев из Ирака страна может оказаться в состоянии сильнейшего политического и экономического хаоса, усиления междоусобной войны между разными политическими силами.
Накануне гражданской войны?
По мнению аналитиков, с окончанием войны в Ираке и полного вывода оттуда американских войск, военные действия на территории этой страны не прекратятся. Напротив, они могут перейти из стадии стагнации к стадии эскалации. Так, аналитики израильского портала Debkajile считают, что Ирак стоит на пороге как минимум двух масштабных гражданских войн, каждая из которых может начаться в любой момент. По их утверждению, «политический хаос в Багдаде может привести к еще большей напряженности во взаимоотношениях между суннитами и шиитами. При этом они напоминают, что сунниты в Ираке являются численным меньшинством, но во времена господства Саддама Хусейна являлись влиятельной правящей верхушкой. Их основные силы сосредоточены в центре и на западе страны. Нынешний глава правительства Ирака Нури аль-Малики, не имея серьезного политического веса, сосредоточил вокруг себя военных-шиитов из высшего звена, за которыми стоят вооруженные силы этой страны. Согласно разведданным Пентагона, премьер намерен распространить свой контроль на значительное число провинций страны. При этом Аль-Малики стремится укротить амбиции суннитов и уменьшить их политическое влияние в Багдаде. Кроме того, живущие на территории Ирака курды могут воспользоваться междоусобной борьбой между суннитами и шиитами для того, чтобы потребовать для себя автономии. Их боевики под руководством Рабочей партии Курдистана хорошо подготовлены и готовы выступить как против суннитов, так и против шиитов.
Также имеется угроза нового внешнеполитического конфликта между Ираком и Ираном, который борется за обладание месторождениями нефти на юге Ирака. Ведь на долю этого региона приходится 60% объемов иракского «черного золота». Одновременно Иран хотел бы установить контроль над религиозными центрами шиитов в Кербеле и Надхсафе. По мнению иранских властей, сейчас сложилась наиболее благоприятная обстановка для осуществления этих планов Тегерана. Как полагает советник верховного духовного лидера Ирака Хаменеи Али Акбар Велаяти «внешняя оккупация и вмешательство во внутренние дела Ирака со стороны западных держав скоро прекратятся» и тогда, видимо, по мнению правящих кругов Ирана, откроются возможности беспрепятственного вмешательства во внутренние дела Ирака.
Правда, уже упомянутый Велаяти во время своего визита в Сирию отвергал слухи о существующем якобы плане Сирии и Ирана поставить во главе Ирака своего человека. Даже если экспансионистские планы ряда соседних с Ираком стран окажутся слишком преувеличенными, обстановка в этой стране и после вывода из нее американских войск остается сложной и непредсказуемой.
Думается, что вопросы внешней и внутренней обстановки вокруг Ирака не особо беспокоят высокопоставленных чиновников в Вашингтоне. Однако, без ответа остается вопрос: «Оценят ли американские избиратели на промежуточных выборах вывод войск США из этой страны? Поможет ли популистская акция Белого дома однопартийцам Обамы сохранить большинство в обеих палатах Конгресса?». Ответы на этот вопрос мы узнаем на днях.