Ольга Горбунова, менеджер по проектам Apple computer:
– Думаю, да. С учетом того, что в Штатах работать тяжело, возможно, многие поедут. И, прежде всего те, чьи близкие родственники остались в России. Хотя между созданием «долины» и превращением ее в то, что мы сейчас видим, прошло несколько десятков лет.
Стас Хирман, член совета директоров Американской бизнес-ассоциации российских профессионалов (AMBAR):
– Силиконовую долину нельзя повторить, так же как нельзя повторить Москву или Санкт-Петербург. Как центр высоких технологий – это замечательная идея. В Индии, Китае и Израиле такие центры уже существуют, причем совершенно в разных областях. В США два раза пытались построить копию Силиконовой долины, один раз в Аризоне, второй во Флориде, но у них ничего не получилось. В Россию люди поедут, если перед ними откроются хорошие возможности. Пару месяцев назад мои близкие друзья уехали в Россию. В любом случае люди, которые поедут в «Сколково», должны быть достаточно рисковыми и мобильными, чтобы оставить то многое, что они имеют здесь, и поехать в Россию.
Роджер Корнберг, нобелевский лауреат по химии 2006 года:
– Я согласился работать с Жоресом Алферовым. Количество времени, которое потребует от меня этот проект, относительно небольшое, а возможность сделать что-то хорошее, я надеюсь, выше. Американская Силиконовая долина строилась снизу вверх, власти открывали возможность низам, по опыту моих визитов в Россию я нахожу низы (имеется в виду научное сообщество) безнадежно обнищавшими. Может быть, моя главная роль будет состоять в том, чтобы защитить их интересы.
Тимур Палташев, профессор политехнического университета (Калифорния):
– Кремниевая долина в Сколково вряд ли сможет развиваться, поскольку рядом Москва. А жить в таком городе или близко к нему, значит суетиться, терять время и постоянно испытывать стресс, который опасен для интеллекта. Это понимают и мои студенты, которых приглашали на обсуждение перспектив Кремниевой долины в Сколково. «Зачем туда ехать, что мы будем делать там, почти в Москве?», – сомневаются они. На мой взгляд, Кремниевая долина или технопарк в Сколково может иметь лишь ограниченные функции.
Эдуард Кругляков, академик Сибирского отделения РАН:
– Да это вообще, извините, бред. Нам нужны не те, кто приедет за длинным рублем на короткое время. Нам нужны люди, которые вернутся сюда окончательно. Но человек, поработавший за границей, часто не может, что называется, найти себя дома. Снова приведу в пример Новосибирск. Действительно, трудные времена были, уехали от нас люди. Уехали, наверное, человек сто – сто пятьдесят. С десяток вернулись. Кто-то так и не нашел себя, потому что уже не может жить так, как мы живем. А ведь у нас не деревня – высококлассный институт!