Преподаватель гуманитарных наук Майкл Соломон основал новую дисциплину – «находковедение». Назвав себя первым в мире профессором этой науки, 66-летний сотрудник Балтиморской школы искусств (штат Мэриленд) предлагает вниманию книгу «Как найти потерянные вещи». В ней содержатся 12 советов, которые помогут обрести утраченное, уверяет автор.
Первый совет – для тех, кто не может избавиться от мысли наподобие «Я потерял свой кошелек». «Не ищите его. Что-то потерялось, и вашей первой мыслью – вашим основным инстинктом – становится ее поиск.
Охота за ней в хаотичной и все более неистовой манере. Это самая распространенная ошибка. Подождите до тех пор, пока не придумаете, где искать», – говорит Соломон.
Второй принцип Соломона является квинтэссенцией всей его теории: «Не вещь потерялась, а вы сами. Не бывает пропавших вещей, бывают лишь те, кто плохо ищет».
Из него вытекает третий: слепая паника как раз и не дает нам найти утраченное. Прежде чем начать поиски, убедитесь, что вам комфортно, что вы спокойны и уверены в себе. Присядьте, выпейте чашку чая и только после этого приступайте к поискам.
Совет номер четыре прост: «Вещи часто находятся там, где и должны быть. Есть ли такое место, где вы обычно держите эту вещь? Определенная полка, шкаф или ящик?
Если да, посмотрите сначала именно там – и как следует посмотрите, чтобы убедиться, что глаза вас не обманывают и что этого предмета действительно там нет. Может быть, вы повесили прошлым вечером свое пальто на обычное место или поставили свой словарь на полку».
Если вещь все-таки не там, где должна быть – возможно, она стала жертвой «домашнего дрейфа». Ведь, хотя многие предметы действительно имеют определенное место хранения, реальность такова, что они не всегда возвращаются туда. Вместо этого они остаются там, где ими последний раз пользовались.
И это приводит нас к совету номер пять: просто запоминайте, когда вы последний раз пользовались данным предметом. Совет кажется слишком очевидным, но по большей части методы профессора Соломона – это простой здравый смысл, говорит скромный изобретатель. «Если вы успокоитесь, потерянная вещь может волшебным образом всплыть в вашей голове из потерянного мира. Помните: вы не потеряли вещь, вы лишь положили ее не туда», – поясняет автор.
Иногда мы не то что не замечаем потерянной вещи – мы даже забываем, что именно ищем. Поэтому в поисках следует постоянно повторять название потерянной вещи. Это шестое правило профессора Соломона.
Повторяя «ключи от машины», «ключи от машины», помните о правиле номер семь: камуфляжном эффекте. Ключи от машины могут оказаться именно там, где вы их искали, но вы не замечали их. «Проверьте, не прикрыты ли они чем-либо, например газетами», – советует ученый. «Если они ничем не прикрыты – тогда обратитесь к следующему правилу – Зоне Эврики. Некоторые объекты, перемещаясь на небольшое расстояние, становятся невидимыми», – говорит профессор. Например, карандаш закатывается за пишущую машинку, инструмент заваливается в заднюю часть ящика. «Я выяснил, однако, что объекты убегают в среднем не более чем на 42 см от изначального места расположения. Я называю круг с этим радиусом Зоной Эврики, потому что в его пределах вы, скорее всего, и найдете искомое. Рассчитайте для потерянной вещи Зону Эврики и тщательно ее исследуйте», – учит Соломон.
Остальные четыре принципа основаны опять же на здравом смысле: вспомните, где именно вы находились, когда потеряли свою вещь.
«Не проверяйте одно и то же место, раз уж вы проверили его тщательно. Затем пройдите по собственным следам… Итак, вы уже исчерпали все находковедческие методики и остались лишь с одним правилом, вот оно: это были не вы. Иными словами, кто-то одолжил ваш зонтик, съел ваш пончик или утащил ключи от машины. И вот 13-й принцип: значит, такова судьба. Смиритесь с потерей. Возможно, утраченная вещь еще вернется.
Дав читателям ценные советы, профессор также поспешил развеять предрассудки: неверно, будто женщины чаще теряют вещи, чем мужчины, или наоборот. Любой человек в среднем тратит два месяца своей жизни на поиски пульта дистанционного управления телевизором, который провалился в диван, или ключей от дома, которые остались болтаться в замочной скважине с наружной стороны двери.