В Пенсильвании давно дожидается суда москвич Сергей Корзников, чье дело отчасти перекликается с нашумевшими делом Анны Фермановой, но известно гораздо менее широко.
Третий год
«Ее (Фермановой) неприятности начались недавно, а у меня все тянется уже третий год», – сообщил Корзников.
Его арестовали в январе 2008 года на дорогом курорте Great Wolf Lodge в горном районе Поконос, где он отдыхал с семьей. «Я все еще в Пенсильвании», – без всякого удовольствия заявил Корзников, который отказался комментировать свое дело подробно. 41-летний выпускник МГИМО является владельцем фирмы «Тактика», находящейся в Москве на Варшавском шоссе. По тому же делу проходит его партнер, американец Марк Комороски, совладелец D&R Sports Center, одного из старейших в Пенсильвании магазинов спорттоваров, основанного в 1948 году и торгующего, среди прочего, оружием и снаряжением.
Из судебных документов явствует, что власти подозревали Корзникова и Комороски в преступном сговоре с целью вывоза из США в Россию приборов ночного видения и другого снаряжения и стрелкового оружия без надлежащей экспортной лицензии. Хотя необычайно много документов этого уголовного дела по какой-то причине засекречены, ряд подробностей можно почерпнуть из датированного ноябрем 2006 года ходатайства следственных органов о выдаче ордера на арест в помещении D&R Sports Center. В нем утверждается, например, что Комороски незаконно вывозил в Российскую Федерацию, Кувейт, Германию и Японию товары, экспорт которых ограничен по соображениям национальной безопасности. Он также якобы торговал с лицами, которых власти США подозревают в причастности к обороту наркотиков, военным преступлениям и терроризму. Среди предполагаемых клиентов D&R в ходатайстве упоминается москвич Виктор Бут, который находится ныне в таиландской тюрьме и борется против выдачи в США. Как явствует из цитируемого здесь документа 2006 года, Бут подозревается в продаже оружия Ибрагиму Хаджи, привлеченному в Нью-Джерси к суду за контрабанду героина из Пакистана, либерийскому диктатору Чарльзу Тейлору и вооруженным формированиям Руанды. После ареста Комороски называл всех этих лиц «вымышленными персонажами» и говорил, что следователи «понадергали их имена из интернета». По его словам, «Тактика» – это совершенно законная компания, торгующая оптическими прицелами, оружием и охотничьими товарами. «Тактику» называют структурой элитного подразделения «Вымпел».
Признал себя виновным
Что до D&R, то ее хозяин говорил, что у него имеются американские лицензии на поставку прицелов и военного снаряжения в Россию. Комороски подчеркивал, что незадолго до ареста он получил официальное разрешение на отгрузку бронежилетов для московской милиции. Прокуратура парировала, что 7 августа 2007 года таможенники изъяли в нью-йоркском аэропорту имени Кеннеди пять партий груза, отправленных фирмой D&R в Россию. В накладных говорилось, что это одежда и другие товары, хотя на самом деле в коробках содержалась военная оптика и другое снаряжение, на вывоз которого требовалась лицензия Госдепартамента. Время шло и год назад Комороски счел за благо поступить так, как поступает в США подавляющее большинство обвиняемых по федеральным делам: он признал себя виновным в сговоре с целью незаконного вывоза военного снаряжения, в том числе магазинов и более тысячи мощных прицелов. На днях Комороски был приговорен к двум годам и восьми месяцам тюрьмы и штрафу в 10 тыс. долларов.
Адвокат мафии
Насколько можно понять, Корзников попал в поле зрения следственных органов США в 2006 году во время обыска в магазине Комороски. С тех пор он дважды приезжал в Америку и на второй раз был арестован. Три дня спустя, 10 января 2008 года, он был выпущен под залог в 150 тыс. долларов и нанял себе легендарного «адвоката мафии» Роберта Саймелса, представлявшего еще гангстера Генри Хилла, на чьей биографии основан фильм Мартина Скорцезе «Славные парни». Саймелс, который за долгие годы попортил прокурорам немало крови, повел защиту весьма агрессивно. Он, в частности, потребовал, чтобы судья закрыл дело Корзникова, поскольку прокуратура, по его словам, не поставила того в известность о том, что, согласно Венской конвенции, он имеет право сообщить российскому консульству о своем аресте. Прокурор парировал, что он звонил в российское консульство и оставил там сообщение об аресте Корзникова. Судья отклонил ходатайство Саймелса. В арсенале опытного адвоката наверняка было еще немало эффективных приемов, но на беду москвича его защитника скоро самого привлекли к суду за крайне серьезное преступление. Год назад дело кончилось тем, что Саймелса осудили и дали ему 14 лет тюрьмы.
«Что ни русский, то шпион»
В разговоре с корреспондентом Корзников упомянул дело Фермановой и заметил, что, сидя в американской глубинке, он не может понять, «из каких соображений все это накручивается». «Что ни русский, то шпион», – недоуменно сказал он.
P.S. Как сообщила редакции «Русской Америки» сама Анна Ферманова, она на днях посетила Нью-йоркский суд. С нее сняли нахождение под домашним арестом, теперь она может свободно передвигаться. В Нью-Йорке прокуратура предложила Анне признать обвинения и договориться о сроке наказания. Однако Анна отказалась от этого предложения. Сейчас идет процесс переговоров с прокурором. Очередное судебным заседание состоится в сентябре или октябре.