В Нью-Йорке арестован и быстро освобожден до суда под залог в сумме 500 тысяч долларов адвокат Михаил Левитис, чья семья владеет знаменитым русским рестораном «Распутин». Шикарный ресторан, находящийся на Кони-Айленд авеню неподалеку от Брайтон-Бич, фигурирует в многочисленных репортажах и фильмах о русской мафии в Америке.
Бывший москвич Леонид Абелис, являвшийся правой рукой Вячеслава Иванькова, более известного как Япончик, показал в 1996 году на его первом процессе, что сотрудничавшая с Япончиком так называемая «Бригада Магадана» помогла ему присвоить долю, которую тайно имел в «Распутине» известный гангстер Моня Эльсон. Бригада пыталась убить Эльсона, поэтому в тот момент он отсиживался в Европе.
Сейчас Эльсон отбывает срок в американской тюрьме за неудачную попытку заказать убийство видных киевских бизнесменов братьев Константиновских (по кличке братья Карамазовы). Он нехотя подтвердил мне, что Япончик и его люди действительно отобрали у него долю в «Распутине», но утверждал, что триумф захватчиков был недолговечным. Сам Эльсон, по его словам, до этого отобрал долю в «Распутине» у местного гангстера Шалвы Уклебы по кличке Шалико, с которым у него были антагонистические противоречия. С другой стороны, на процессе Япончика выступал тогдашний совладелец ресторана Нисан Местман, который отрицал, что русская мафия имела какое-либо отношение к «Распутину».
10 лет спустя бруклинская федеральная прокуратура привлекла к суду тогдашних хозяев «Распутина» братьев Михаила и Алексея Мицельмахеров. Власти утверждали, что они держали в ресторане катран, то есть подпольный игорный дом, и вымогали карточный долг у заядлого картежника Захара Пинхасова, который проиграл у них 50 тысяч долларов, но не торопился платить, а вместо этого пожаловался на них в ФБР. Хотя доказательная база обвинения включала данные наружного наблюдения и записи разговоров между братьями и Пинхасовым, в августе 2007 года присяжные полностью оправдали Мицельмахеров. Последние немедленно подали в суд, требуя возмещения судебных расходов, но им отказали. В местной печати полно прекрасных отзывов о ресторане, но за ним издавна закрепилась такая слава, что блог brooklynpolitico до сих пор именует «Распутин» «одиозным бруклинским ночным клубом».
Свои люди
Дело Левитиса, однако, не имеет к русской мафии никакого отношения. Он обвиняется в том, что солгал допрашивавшим его сотрудникам ФБР. Ложь федеральным следователям считается в США уголовным преступлением. По сообщениям нью-йоркских СМИ, начиная с 2008 года ФБР разрабатывает влиятельного члена нью-йоркского сената, демократа Карла Крюгера, подозревая, что он пользуется своим положением для того, чтобы оказывать услуги местным бизнесменам взамен на пожертвования в его предвыборную казну.
Известно, что его избирательный штаб в данный момент располагает огромной суммой – 2,1 млн. долларов, с которой не может сравниться предвыборный фонд ни одного местного политика. Крюгер, получивший на последних выборах 93% голосов, представляет бруклинский избирательный округ, в котором живет много эмигрантов из бывшего Союза, и регулярно посещает их мероприятия. Как явствует из судебных документов, в ходе расследования ФБР подослало к Левитису своего тайного осведомителя Джорджа Абдулу, владельца ночного клуба Heaven Nights, расположенного неподалеку от «Распутина». В обвинительном заключении фигурируют отрывки из ряда их разговоров, которые тайно записал по заданию властей Абдула. Разговоры велись по-русски, хотя в них попадаются английские слова, например, «фандрейзер», то есть мероприятие по сбору спонсорских средств.
Выручка от торговли спиртным составляет значительную часть дохода ресторана. За этой торговлей надзирает Управление штата по спиртным напиткам. Абдула заявил Левитису, что это ведомство имеет претензии к Heaven Nights, и спросил, не может ли тот похлопотать, чтобы сенатор Крюгер помог ему решить этот вопрос. Левитис ответил, что Крюгер это сделает, если Абдула поможет пополнить его предвыборную казну. Осведомитель дал Левитису 3 тысячи долларов. Тот сказал, что возьмет тысячу себе за услуги, а две отдаст одному из помощников сенатора.
Фандрейзер
Защитник последнего, знаменитый нью-йоркский адвокат Бенджамин Брафман, утверждает, что «Левитис соврал насчет своих связей с Крюгером, он с ним ни разу не говорил, а просто прикарманил все денежки, полученные от осведомителя. И Крюгер ничего для осведомителя Абдулы не сделал».
В январе нынешнего года домой к Левитису явились следователи ФБР и задали ему ряд вопросов. Например, они спросили, обсуждал ли он когда-нибудь с Абдулой «фандрейзер». Левитис ответил отрицательно. Он также скрыл получение от Абдулы трех тысяч долларов. Тогда следователи, которые вручили эти деньги осведомителю и слушали его разговор с Левитисом, уведомили допрашиваемого, что ему грозит уголовное дело за лживые заявления. Левитис продолжал настаивать на своей версии событий. Полгода спустя его арестовали. На днях адвокат Брафман заявил, что прокуратура сообщила ему о прекращении расследования в отношении Крюгера. Однако в прокуратуре это не подтвердили. Известно, что когда городское санитарное управление нашло какие-то нарушения в «Распутине», из офиса Крюгера туда позвонили и все уладили. После этого Левитис вызвался провести в ресторане фандрейзер для сенатора. Джеффри Ликтман, адвокат Левитиса, говорит, что его отношения с Крюгером носили вполне невинный характер. «Крюгер сроду не требовал за свое содействие денег или устройства фандрейзера!», – заявил Ликтман.