Первой жертвой борьбы против олигархов в Америке стал Джон Д. Рокфеллер (1839-1937) и его Standard Oil. Самая крупная монополия в истории США и первая вертикально интегрированная компания – Standard Oil – была создана Джоном Рокфеллером в 1870−м. К 1890 году корпорация, с помощью сговора с железнодорожными линиями и операторами нефтепроводов выдавив конкурентов с рынка, контролировала 88% потока нефтепродуктов в США; позже ее доля достигла 95%, что вызывало огромное возмущение.
Протесты были настолько мощными, что в 1890 году республиканцы и демократы были вынуждены почти единогласно одобрить антитрестовский закон Шермана (1890), ставший предтечей всего американского антимонопольного законодательства.
В 1904 году против корпорации начался судебный процесс. В том же году была расформирована железнодорожная монополия Northern Securities, одним из совладельцев которой также являлся Рокфеллер. 5 мая 1911 года Верховный суд постановил разделить Standard Oil на 34 независимые компании.
Обогатился сам – помешай другому
Самый известный пример вхождения бизнесмена во власть – история Джозефа Кеннеди (1888-1969), основателя политического клана Кеннеди. Он заработал огромные деньги на бирже, используя легальные, но сомнительные приемы. Даже на биржевом крахе 1929 года он ухитрился заработать $15 млн. В 1932 году Кеннеди стал основным спонсором президентской кампании Франклина Рузвельта, внеся в избирательный фонд демократической партии $175 тыс. и в дальнейшем регулярно его пополняя. После победы Рузвельт вынужден был, несмотря на все опасения, предложить Кеннеди пост председателя только что созданной Комиссии по ценным бумагам и биржам. «Это все равно, что волка поставить караулить овчарню», – говорили советники президента. «Лучше всех ловить воров сможет тот, кто сам умеет обходить закон», –аргументировал назначение Рузвельт. Кеннеди оправдал надежды: вскоре он провел закон, запрещающий операции, благодаря которым разбогател он сам. Этот закон позволил в судебном порядке преследовать бывших товарищей Кеннеди по бизнесу.
Скандальное банкротство
Прежде чем стать символом скандала, корпорация Enron была крупнейшей в США компанией в электроэнергетической и газовой сфере. Руководство Enron: Кеннет Лей и исполнительный директор Джеффри Скиллинг, – скрывало от акционеров, инвесторов и регулирующих органов действительное положение дел и завышало данные о доходах с целью повышения котировок акций. Когда дела компании резко ухудшились, Лей и Скиллинг начали распродавать свои акции, что было запрещено рядовым сотрудникам. В результате банкротства, последовавшего в 2001 году, около 20 тыс. служащих Enron потеряли работу и лишились пенсионных накоплений. Сам же Лей выручил от продажи акций $220 млн., Скиллинг – $150 млн. Когда этот факт стал достоянием общественности, страну охватила волна возмущения. Президенту даже пришлось дать оценку ситуации в ежегодном послании конгрессу. Однако и сам Буш попал под обстрел критики, поскольку именно Enron была крупнейшим спонсором президентской кампании, а Кеннет Лей являлся еще и личным другом Буша.
Король штрафов
Самый богатый человек мира Билл Гейтс неоднократно сталкивался с преследованием со стороны государства. Крупный скандал разгорелся в конце 90−х, после того как Microsoft вступила в борьбу за рынок интернет-браузеров (программ для просмотра веб-страниц) и встроила Internet Explorer в систему Windows. Это вызвало жалобу со стороны конкурента – компании Netscape, а затем и антимонопольное расследование, поддержанное властями 20 штатов США. Тяжба продолжалась до 2004 года, когда мировое соглашение было подписано с последним из 20 «мятежных» штатов – Массачусетсом. В том же году Гейтса обвинили в том, что он не известил регулирующие органы о покупке крупного пакета акций фармацевтической компании. В итоге – штраф $800 тыс. Следующий удар был нанесен из-за океана. Еврокомиссия заявила, что Media Player, встроенный в Windows, нарушает права альтернативных поставщиков проигрывателей – Гейтсу велели выплатить штраф в размере $613 млн. Еще один иск выдвинула группа жителей Калифорнии, обвинившая Microsoft в установке монопольно высоких цен. Это обошлось компании в $1 млрд.
Татьяна Трофимова