28-летний сын советских иммигрантов, штатный сотрудник Пентагона Марк Симаковский разработал стратегию Министерства обороны США во время российско-грузинского конфликта и являлся ключевой фигурой в течение всего этого сложного периода. Именно Симаковский, занимавший пост директора офиса Пентагона по Грузии и Молдавии, первым сообщил своему командованию о начале войны в августе 2008 года и позже определил стиль поведения американского военного ведомства в связи с конфликтом.
Симаковский в начале мая 2010 года был представлен к награде «Служение Америке» за важную роль, которую он сыграл в формировании стратегии министерства обороны США. Медали будут вручены лауреатам в сентябре.
В этом году медали удостоен эксперт Национального совета по безопасности транспорта Роберт Бензон, который расследовал, в том числе инцидент с посадкой пассажирского самолета на реку Гудзон. Тогда благодаря мастерству пилота из 150 пассажиров и 5 членов экипажа пострадал лишь один человек. Кроме того, в число лауреатов попали сотрудники прокуратуры Бостона, раскрывшие мошенничество фармацевтической компании Pfizer с рекламой своих препаратов, а также экономисты, разработавшие план по выходу США из финансового кризиса.
Что касается Марка Симаковского, то его родители иммигрировали в США из Ленинграда в 1976 году, получив статус беженцев. Марк владеет русским языком. С детства он мечтал о карьере дипломата. После окончания университета Джорджтауна Симаковский уехал в Грузию. За семь лет он завязал в верхах этой страны связи, которые помогли ему подняться по службе.
Когда в августе 2008 года началась война между Россией и Грузией, Симаковский, используя свои контакты, быстро собрал информацию с места событий и доложил о диспозиции лично министру обороны Роберту Гейтсу. Министр был так впечатлен докладом молодого сотрудника, что поручил ему заняться дальнейшим сбором сведений о происходящем. Как отметил бывший заместитель помощника министра обороны по Европе и НАТО Дэн Фата, Симаковский также подготовил рекомендации по реагированию США на события в Грузии и координировал возвращение 2 тыс. грузинских военнослужащих из Ирака домой. По словам Фаты, в учебники истории имя Симаковского никогда не попадет, но они с Гейтсом знают о том, какова была его роль в тот период. По словам Фэты, Симаковский показал, что он является настоящим консультантом по проблемам взаимоотношений США с Грузией.
Как, в свою очередь, отметила исполняющая обязанности посла США в Сербии Мэри Уорлик, Симаковский взял на себя инициативу в разработке двусторонней оборонной стратегии США и Грузии после завершения конфликта с Россией.
Сам Симаковский в интервью Washington Post заявил, что рад возможности отблагодарить Соединенные Штаты, которые дали его семье все, в том числе свободу. Как отметил офицер, российско-грузинский конфликт убедил его в необходимости искать пути взаимодействия руководства США и Евразии.
Напомним, что Грузия и Россия расходятся в трактовке хода и причин августовского конфликта. Так, согласно российскому варианту, война началась в ночь на 8 августа 2008 года, когда грузинская армия обстреляла Цхинвали и прилегающие населенные пункты. Это стало причиной продвижения 58-й российской армии на территорию Грузии. Отметим, что итогом конфликта стало признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. По версии грузинской стороны, ранее озвученной президентом Михаилом Саакашвили, Россия планировала вторжение за несколько недель или даже месяцев. По словам Саакашвили, еще в феврале 2008 года Владимир Путин ему сказал, что Грузия станет протекторатом России. Как поясняет Саакашвили, если бы Грузия решила напасть первой, то сначала бы вернула своих военных из Ирака. Грузинский парламент, изучив материалы, пришел к выводу, что войну начала Россия: ее войска вошли через Рокский тоннель утром 7 августа. На протяжении всего дня Россия вела огонь по грузинским селам, и только потом Саакашвили дал приказ Генштабу задействовать вооруженные силы, считают в парламенте.
В сентябре прошлого года в Брюсселе были обнародованы итоги международного расследования войны на Кавказе. Как решили члены Международной независимой комиссии по расследованию конфликта на Южном Кавказе под руководством ветерана швейцарской дипломатии Хайди Тальявини, войну все-таки начала Грузия, но ее фактически спровоцировала на это Россия, а ответные действия российских Вооруженных сил были непропорциональными. В подготовке документа участвовали 30 европейских военных и гражданских экспертов в области истории и юриспруденции.
Конечно, приятно, что наш соотечественник получает государственную награду. Но непонятно, почему Пентагон получает информацию о начале войны не из разведывательных источников, а от человека, сидящего непосредственно в Пентагоне. Почему такая информация становится неожиданностью для военного ведомства. И о какой американской стратегии в отношении российско-грузинской войны вообще может идти речь? О стратегии невмешательства? О стратегии молчаливой поддержки безрассудного поведения грузинского президента? Можно придумать и другие хитроумные загогулины.
Но сегодня для всех очевиден простой факт. Саакашвили авантюрно начал войну. И потом только врал, что это сделал не он. На какую поддержку он рассчитывал? Разумеется, не на свои вооруженные силы. Разумеется, на силы и связи, которые у него установились до конфликта с людьми из НАТО и Пентагона. Если эти люди не знали о намерениях президента, то грош цена всем их анализам и стратегиям. Сегодня очевидно, что военный путь решения конфликта в Южной Осетии, привел Грузию в тупик. И это стратегия?