Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Права человека  »  Спустя пять лет…
    Спустя пять лет…
     ?????  |  05/14/2010 | Не оценено
    Пятая годовщина андижанской трагедии

    13 мая исполнилось пять лет со дня расстрела мирной демонстрации правительственными войсками в Андижане. 13 мая этого года  беженцы из Узбекистана, проживающие в различных штатах США, провели пикет у посольства Узбекистана в Вашингтоне. Участники пикета потребовали от властей Узбекистана дать согласие на проведение беспристрастного международного расследования геноцида в Андижане 13 мая 2005 г., освобождения из тюрем узников совести, в том числе поэта-бунтаря Юсуфа Джумы, журналиста Салиджана Абдурахманова, правозащитника Агзамджона Тургунова, прекращения систематических пыток арестованных и заключенных, преследований инакомыслящих, отставки И. Каримова. На плакатах и транспарантах было также написано: «Каримова – в отставку», «Осво-бодить из тюрем узников совести», «Прекратить пытки», «Прекратить преследования родственников осужденных и беженцев» и т.д. 4-5 мая авторитетные правозащитные организации провели в Брюсселе международную конференцию, посвященную пятой годовщине расстрела мирных граждан в Андижане. Для участия в ее работе были приглашены правозащитники и журналисты из Узбекистана, Европы и США, свидетели андижанской резни.

    Как развивались события?

    Согласно официальному сообщению, «13 мая 2005 года между 00.30 и 01.00 группа вооруженных преступников совершила нападение на дежурную часть патрульно-постовой службы (ППС) и территорию воинской части, расположенной в городе Андижане. Завладев десятками единиц стрелкового оружия, бандиты совершили нападение на территорию исправительно-трудовой колонии и выпустили из камер группу заключенных. Экстремисты пытались завладеть зданиями областного СНБ (службы национальной безопасности) и хокимията (администрации), но данная попытка была пресечена силами правоохранительных органов. В результате столкновения погибло 9 человек и 34 человека получили ранения. В настоящее время группа, совершившая нападение, блокирована в двух точках города. Ведутся переговоры».

    По пути в областную администрацию, боевики, завладевшие оружием и грузовиком с десятками канистр бензина, поджигали автомашины и магазины, городской театр и кинотеатр, выстраивали из разбитых машин и подсобных материалов баррикады. Милиция, службы безопасности, администрация области в этот день будто исчезли из города и никаких контрмер для пресечения вандализма не предпринимали, на протяжении 18 часов не включали сирену тревоги, не отвечали на телефонные звонки напуганных жителей города. Очевидцы утверждали, что достаточно было поднять в воздух пару боевых вертолетов (недалеко от города имеется авиабаза) для пленения или уничтожения боевиков.

    Ближе к вечеру 13 мая войска специального назначения на БМП и БТРах в камуфляжной форме, касках, в черных бронежилетах окружили площадь и без предупреждения открыли шквальный огонь из автоматов и пулеметов в спины разбегающихся с площади людей: стариков, женщин и детей.

    По официальным сведениям, погибли 179 человек, по сведениям очевидцев кровавого преступления – от 500 до 1000 человек. Численность раненых, вывезенных  в другие города, оценивалась 3-5 тысяч человек. Позже выяснилось, что в ходе боевых операций погибли солдаты и офицеры спецназа, СНБ, выполнявшие приказ о расстреле мирной демонстрации. Причины гибели военных, находившихся в БМП и БТР, штабе силовых структур, не выяснены до сих пор. Тела погибших в спешном порядке, под покровом ночи были захоронены без идентификации личности, определения характера и причин смерти. Власти не объявили траура и сожаления по поводу случившегося.

    14 мая в заявлении для прессы президент И. Каримов утверждал, что часть экстремистов проникла в Узбекистан с территории Киргизии. Среди них были иностранные наемники. Он не объяснил, почему охрана ППС, начальство военной базы и тюрьмы, а также вездесущие сотрудники подразделений СНБ, МВД в городе и области именно на этот раз не оказали вооруженного сопротивления боевикам.

    Организаторы митинга говорили, что была запланирована только мирная демонстрация. Их сторонники не имели оружия, никаких боевых операций, тем более в провинциальном областном центре, не планировали захват военного гарнизона, тюрьмы, акты вандализма. Какие круги и по чьему приказу провели провокационную боевую операцию, расследовано не было. В ходе судебного процесса все подсудимые в один голос заявили, что являлись экстремистами и террористами, открыли огонь по своим родным, близким, соратникам, находившимся на площади. По свидетельству очевидцев, расстреливали мирных граждан только правительственные войска.

    Предыстория

    Катализатором андижанских событий стал арест в июне 2004 года 23 молодых предпринимателей, объединенных в кооперативный союз, вроде производственного холдинга, вначале по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Не обнаружив нарушений финансовой дисциплины на предприятиях, власти обвинили их в «религиозном экстремизме», в связи с некой подпольной (фактически несуществующей) исламской сектой «Акрамия». Судебные разбирательства продолжались 4 месяца. Недовольные ходом судебного процесса сотни, а в последние дни тысячи родственников и работников предприятий арестованных собирались у здания прокуратуры и суда, требуя справедливости и правосудия. Часть из них была арестована. Милиция угрожала принять такие же меры в отношении тех, кто не разойдется по домам. Руководство страны было крайне встревожено всплеском народного гнева. События такого масштаба происходили в Узбекистане впервые, и могли перекинуться в другие области республики. По словам лидера организации «Андижан. Справедливость и прогресс» Н. Максудова, 10 мая руководители бизнес-холдинга провели последнюю встречу с представителями силовых ведомств и администрации Андижанской области. Они заявили, что если бизнесмены не будут отпущены на свободу, то «с 13 мая выведут людей на центральную площадь города, и в Узбекистане тоже может повториться киргизский вариант «тюльпановой революции».

    Имея предварительную информацию о резком обострении обстановки в Ферганской долине и ожидая массовых волнений, в Андижан прибыла большая группа местных и иностранных журналистов с целью освещения судебного процесса и мониторинга взрывоопасной ситуации в этом крае. Вопреки традиции и жесткой цензуре, власти в те дни предоставили журналистам возможность свободно передвигаться по городу и передавать информацию по телефону и онлайн ресурсам в СМИ.

    С утра до вечера 13 мая на центральной площади возле областной администрации Андижана проходил многотысячный (от 5 до 15 тысяч) митинг. Его участники выдвинули требования, под которыми подписался бы любой гражданин Узбекистана. А именно: оправдания и немедленного освобождения подсудимых, правосудия, улучшения социальных условий, обеспечения занятости, достойной зарплаты и пенсий. Звучали призывы об отставке правительства и президента И. Каримова.

    Вокруг площади находились вооруженные автоматами дозорные, которые неизвестно откуда появились. Они не мешали передвижению граждан вокруг площади, видеосъемкам операторов, пропускали журналистов в здание областной администрации. В интервью журналистам Шариф Шакиров, вызволенный боевиками из тюрьмы, требовал мирного урегулирования конфликта, разрешения протестующим перебраться в Киргизию. Другой боевик требовал немедленного освобождения Акрама Юлдашева, осужденного по обвинению в создании исламской секты «Акрамия». К вечеру власти стянули войска на площадь, которые расстреливали находившихся на площади людей.

    После андижанских событий в Узбекистане прокатились массовые аресты безвинных граждан. 350 человек приговорены к длительному сроку тюремного заключения. Под страшными пытками погибло 9 молодых андижанцев. Среди них были трупы с переломанными костями, искалеченные, ослепшие от побоев, умершие от заразных болезней, приобретенных в тюрьме. Это те люди, которые попали в кадры видеосъемок: родственники и сослуживцы осужденных предпринимателей, а так же те, кто пытался оказать материальную помощь их семьям.

    Оставшиеся на свободе родственники осужденных находятся под бдительным надзором правоохранительных органов и их осведомителей на местах. Их принуждают раз в месяц, порой и чаще, являться с объяснительным письмом на «профилактические» беседы в милицию и в «махаллю» - офис «выборных» активистов местности, получающих небольшую зарплату и льготы от государства, с целью систематического запугивания жертв.

    Атмосфера в стране

    В городе Андижане, да и в других районах страны наложено табу на обсуждение трагических событий 13 мая 2005 г. Даже родственники расстрелянного в тот злосчастный день человека боятся говорить на эту тему в семейном кругу.

    Власти Узбекистана запретили проведение поминок, возложения венков в память погибших, несмотря на то, что в их числе были сотрудники милиции, СНБ и спецназа. Граждане, пытающиеся возложить цветы к символическим памятникам, задерживаются милицией и привлекаются к административному наказанию. Власти делают все, чтобы ничто не напоминало ей о геноциде в Андижане. Общественная жизнь в стране находится под полным контролем спецслужб. Поставив себя выше Общества, Закона, Конституции, правящий режим осознанно развязал руки силовикам для устрашения собственного народа репрессиями, пытками, обеспечения его безоговорочной покорности. Запуганный узбекский народ, живущий в атмосфере постоянного страха, не забыл геноцида в Андижане. Провалы в социально-экономическом развитии, злоупотребления властью, использование государственной должности для личного обогащения чиновников, тотальная коррупция, безработица и нищета подавляющего большинства населения, безусловно, озлобляют простых людей. Узбекский народ запуган основательно, живет в постоянном страхе перед возможными арестами, пытками, осуждением по сфабрикованным уголовным делам, и за судьбу родственников, которые могут оказаться в роли заложников. Силовыми методами деспотическому режиму удалось загнать граждан в жесткие рамки покорности, на время присмирить страну. Совершая насилие над беззащитными людьми, он сам взращивает в обществе ненависть к власти, провоцирует радикализм, закладывает основу для акций мести, то есть создает экстремальную ситуацию. Накопленное зло трансформируется во взрывоопасный материал. Протестный потенциал в обществе высок, но сопротивляться жестокому режиму, расстреливающему своих граждан за неповиновение, люди пока не решаются.

    Безответных вопросов к властям Узбекистана слишком много. Правительства и общественные объединения западных стран, особенно международные правозащитные и гуманитарные организации, с 2005 года требуют беспристрастного международного расследования событий 13 мая. Ташкент продолжает игнорировать требования мирового сообщества, заявляя, что следственные мероприятия завершены, «преступники» признали свою вину на суде и наказаны по «заслугам».

     

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today