Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  • Человек необыкновенной судьбы
     ?????  |  04/23/2010 | Не оценено
    Судьбы войны

    Ему было немногим более 12 лет, когда в родную для него Винницкую область пришла Вторая мировая война. А вместе с ней – немецко-фашистская оккупация, пресловутый «новый порядок», откровенный геноцид еврейского народа.

    Поначалу, когда вражеские войска вторглись на Украину, семья Штурман пыталась эвакуироваться, но добрались лишь до соседнего села Павловка. Там хозяйничали фашистские оккупанты, пришлось вернуться назад в местечко. Однако вскоре и в этом местечке было создано гитлеровское гетто, куда за колючую проволоку согнали все еврейское население. Туда же вынуждена была переселиться вся семья Штурман.

    В ответ на изощренную жестокость и откровенные издевательства фашистов в гетто со стороны его узников стало зарождаться сопротивление. К подпольщикам примкнули многие подростки. В числе них оказался и Виктор. Ребята доставляли в гетто продовольствие, что требовало от них немалого мужества и отваги. Они пролезали в любую щель, рылись на свалках, воровали на складах, обменивали вещи на буханку хлеба. И при этом все до единой крошки дети отдавали своим родителям, а сами оставались голодными.

    Кроме этого, подростки изготавливали бомбы и гранаты, если можно назвать бомбой бутылку керосина, обмотанную тряпкой, а гранатой – жестянку или обрезок трубы, набитую динамитом. Под страхом расстрела они искали оружие в лесу, а затем передавали его подпольщикам. Тем временем в гетто началась подготовка к вооруженному восстанию. Но подпольщиков опередили фашисты, организовавшие чудовищную акцию по физическому уничтожению его узников.

    Виктор хорошо помнит, как он вместе с отцом был в числе 50 мужчин, рывших яму, в которой все они должны были оказаться. Проявив не по годам решительность и сообразительность, он на несколько секунд опередил пули палачей, спрыгнул в яму и прижался к стене, изо всех сил отталкивая падающие кровавые тела. Когда же фашисты добивали оставшихся в живых, Виктор притворился мертвым и оставался в таком положении до тех пор, пока каратели не ушли. Только тогда он осторожно выбрался из ямы и добрался до дома, не зная, что случилось с отцом.

    Через месяц Виктор вместе со своим старшим братом Михаилом сумел связаться с партизанским отрядом «Учитель». Здесь старшие товарищи научили их владеть оружием, помогли воспитать в себе бойцовские качества. Ребята поклялись отомстить фашистским палачам за замученных и расстрелянных друзей и родных. И действительно, братья мстили фашистам как только могли.

    Однажды командир поручил им взорвать немецкий эшелон с горючим и боеприпасами. Такое ответственное задание было поручено молодым партизанам, потому что каратели обнаружили отряд, и все подходы к железной дороге для взрослых партизан были перекрыты карателями. А на ребят фашисты могли не обратить внимания. Однако фашисты выследили братьев Штурман.

    Михаил, поняв, что он с Виктором обнаружены оккупантами, открыл по ним огонь и убил четырех немецких солдат. В результате этой перестрелки Михаил был схвачен гитлеровцами. Но на допросе он вел себя достойно. Более того, улучив момент. Михаил сумел выхватить из кобуры карателя пистолет и выстрелить в него, а затем и в полицая-предателя.

    Все это происходило на глазах Виктора. Поведение старшего брата придавало ему силу и уверенность в правоте того дела, за которое он и вся его семья боролись. Оказавшись в фашисткой тюрьме, он смог стойко перенести все издевательства и побои со стороны оккупантов, его не сломил даже дикий холод и голод. Он не выдал фашистам места, где была закопана партизанская мина. Оказавшись за пределами тюрьмы, Виктор вместе со своим бывшим сокамерником, немецким антифашистом нашел закопанную мину в лесу. А затем сумел взорвать немецкий железнодорожный состав

    Глядя на огненное зарево пожаров, сжимая кулаки, не чувствуя отмороженных ног, Виктор при каждом новом взрыве повторял: «Это вам за папу, это за брата Мишу, за бабушку, за дедушку, за всех родных и близких». Командиру отряда он доложил, что задание выполнено.

    Виктор оставался в партизанском отряде вплоть до освобождения от фашистских захватчиков родной Винницкой области. На его боевом счету было немало больших и малых дел. Он вместе с частями Советской Амии, к которым присоединился партизанский отряд, «Учитель», вступил в освобожденный от оккупантов областной центр город Винницу. Надолго запомнил он парад партизан и подпольщиков, состоявшейся в марте 1944 года. Виктор шел в колонне со старшими товарищами, полный высоких патриотических чувств как непосредственный участник освобождения родной земли от фашистских захватчиков.

    Виктора разыскала в Виннице мама и подросший брат Дмитрий. Загнанные фашистами в гетто, они чудом выжили в этом аду.

    В послевоенные годы Виктор Штурман закончил среднюю школу, а затем Львовский институт физической культуры.

     – Но никогда, – говорит Виктор, – я не могу забыть пережитое в годы войны. Оно сидит глубоко внутри меня, нередко всплывает по ночам, воссоздавая картину расстрела, отдельные эпизоды партизанской жизни, гибель старшего брата и многое другое.

    И чем больше Виктор думал о пережитом, тем все более приходил к выводу о том, что он обязан рассказать людям, родившимся в послевоенные годы, и прежде всего подрастающему поколению, правду о войне. О бесчеловечном оскале фашизма, о геноциде еврейского народ, об узниках гетто, о поседевших детях Второй мировой войны, о том вкладе, который они внесли в разгром гитлеровских оккупантов.

    Виктор в беседе со мной высказал мысль, которая, думается, давно им вынашивалась и которая отражает в полной мере его мировоззренческие позиции.

     – Прошлое, – убежденно сказал Виктор, – невозможно забыть, как невозможно забыть отца или мать, потому что прошлое покоится глубоко в душе и сердце.

    Но живя в послевоенные годы в Украине, в одной из республик бывшего СССР, Виктор не мог не почувствовать, что героическое участие представителей еврейского народа в борьбе с фашизмом здесь  откровенно замалчивается. Более того, он убедился в том, что это происходит не благодаря «местным художествам» украинских чиновников, а по прямым указаниям, поступавшим на места из центра, непосредственно от кремлевского руководства.

    Только переехав в 1990-е годы в Соединенные Штаты, в техасский город Форт-Уорс, Виктор смог приступить к написанию книги, которую он назвал «Память сердца». Побывав неоднократно в Израиле, встретившись с такими же, как он поседевшими детьми войны, он еще в большей степени убедился, как нужна сегодня подрастающему поколению такая книга. Особенно большое впечатление на него произвела стена Плача, музей «Яд Вашем», где все экспозиции говорили, а точнее кричали, что Холокост, геноцид многострадального народа не должен повториться. В последнее время он написал еще одну книгу – «Листая страницы истории», которую он посвятил судьбе многострадального народа.

    Будучи человеком активной гражданской позиции, Виктор Штурман видит свой долг перед жертвами фашистских расправ в благотворительной деятельности, оказании им на волонтерских началах всесторонней помощи инвалидам войны, узникам гетто и гитлеровских концлагерей.

    Одна из наших встреч состоялась в канун 65-й годовщины дня Победы советского народа над фашисткой Германией. В душе он остался молодым, полным энергии. У него по-прежнему много забот о живущих в Форт-Уорсе ветеранах войны, людях, такой же как он, нелегкой судьбы.

     – Чем больше уходит времени от 9 мая 1945 года, – говорит Виктор, – тем все больший смысл приобретает лозунг «Никто не забыто и ничто не забыто».

    Низкий поклон тебе, Виктор Штурман, и всем детям военного лихолетья, повзрослевшим в смертельной схватке с лютым врагом.

     

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today