The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Церковь на Русском холме

?????
 
 ?????
 
 09/12/2008
 

Русская церковь в самом сердце Дикого Запада

Городок Хартсхорн, что в глубинке Оклахомы, в 15-милях от стотысячного МакАлестера, жители окрестных мест по традиции  называют «русским» городом. На холме, который тоже зовется Русским, расположена главная достопримечательность Хартсхорна – православная церковь Кирилла и Мефодия. Красивейший кирпичный храм с тремя главами-луковицами, увенчанными православными крестами. Русский город и русская церковь в самом сердце «дикого Запада»?..

  - В конце 19-го века, перед тем, как нефтяные вышки заполонили оклахомские равнины, черным золотом американского Среднего запада был уголь, - рассказывает староста церкви Татьяна Онески на чистейшем русском языке. Ее отец был русским, и русскому языку ее учили дед с бабушкой по старому букварю, который Татьяна все еще бережно хранит как реликвию. - Горняки и шахтеры со всего света, в особенности из России, приезжали на индейские земли. Люди были готовы рисковать жизнью, чтобы претворить в действительность свою Американскую мечту.

Очень большая группа русских иммигрантов поселилась в маленькой деревушке Хартсхорн, на территории племени Чокта. Татьяна припоминает, что ее бабушка рассказывала ей, что эти земли индейцы подарили русским, а точнее, продали за символическую плату – один доллар. К двадцатым годам прошлого века, этническая община переселенцев из России была второй самой большой группой иностранцев в штате Оклахома после немцев. В общей сложности, тут проживало около 20 тысяч русских. В Хартсхорне русских семей насчитывалось более пятисот. Впрочем, всего на шахтах Хартсхорна трудились люди 26 разных национальностей.

- Все люди работали вместе, – говорит муж Татьяны Билл, также потомок русских иммигрантов, приехавших в Оклахому в начале прошлого столетия. Бил уже не говорит по-русски.

Сейчас в городке не осталось практически никого, кто бы помнил о событиях тех далеких лет. Мир уже давно забыл тех упорных тружеников, которые добывали уголь в темных пещерах, подвергая свои жизни опасности. С началом Великой депрессии, все русские иммигранты уехали из Оклахомы в поисках лучших условий. Случилось это в далеком уже 1926 году. Русские ушли из Хартсхорна более девяноста лет назад, но память о них сохранилась до сих пор. «Русский холм» и  православная церковь.

Еще в 1896 году, скучавшие по родным традициям переселенцы из России начали проводить церковные службы в своих домах. До 1916 года для нужд общины служило большое деревянное здание. В 1917 году, когда в России большевики рушили церкви, община в далекой Оклахоме воздвигла большой кирпичный храм Кирилла и Мефодия. Согласно местным историкам, храм в Хартсхорне был последней православной церковью, строительство которой благословил сам Николай II. Не исключено, что часть денег на строительство церкви в Оклахоме поступила из царской казны.

Старожилы городка вспоминают пышные церковные служения, многолюдные праздники, картежные игры, гуляния и русские свадьбы, которые длились всю неделю.

На протяжении многих лет, церковь в Хартсхорне помогала многим русским иммигрантам приспособиться к действительностям жизни в новой стране и опасностям горного дела. Огромный колокол созывал прихожан на пасхальные службы. При церкви была организована русская школа. Дети русских ходили туда по вечерам, после того, как занятия в американских школах заканчивались. В церковь часто приезжали служители из монастыря в Пенсильвании, а иногда даже из России.

Трагедии на шахтах в ту эпоху случались часто. Церковные служители в траурных одеждах провожали в последний путь жертв этих несчастных случаев. На старом кладбище в Хартсхорне – большое количество крестов с русскими именами. Целый сектор тут опять же зовется русским.

Несмотря на свою духовную силу и долгое процветание, русская община не выдержала свертывание шахтерского дела в Оклахоме и начала Великой депрессии.

- Когда началась депрессия, работы не было, поэтому все и уехали отсюда, – рассказывает Татьяна Онески. Русские в основном переехали на шахты  Огайо. А вообще,  разъезжались во все концы страны: в Калифорнию, Чикаго, Пенсильванию, и Детройт. Церковь потихоньку опустела, прихожан вовсе не осталось. До пятидесятых годов, за помещением периодически ухаживали местные жители.

В конце семидесятых, в общине Хартсхорна наступил ренессанс. После выхода на пенсию жертвы Великой депрессии стали возвращаться на место, где прошло их детство: благо, что у многиx остались земли, да и дома. Русская церковь была восстановлена. Реставрировались иконы, приглашались новые церковные служители, собиралась церковная утварь.  Прихожане помогали, как могли. Сами делали свечки у себя на дому. Службы проводились каждое воскресенье. Сначала проводили их приезжие священнослужители, потом по просьбе верующих в Хартхорне появился свой батюшка.

Сейчас приходом церкви руководит отец Джозеф Нельсон, бывший полицейский из Флориды. Привлекла его православная вера своей суровой красотой, из-за нее и сменил форменную одежду блюстителя порядка со Смиттом и Вессоном на черную рясу с большим православным крестом. Прихожане церкви, которых осталось совсем немного, платят отцу Джозефу небольшую зарплату. Он живет в маленьком домике прямо напротив церкви.

Я спрашиваю у батюшки, случались ли в их церкви чудеса, и священник просто отвечает.

- То, что каждое воскресенье у нас проходит служба – для меня уже чудо…