Члены американской киноакадемии отобрали девять картин, которые продолжат борьбу за "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм".
В полуфинал борьбы за "Оскар" за лучший иностранный фильм прошли девять лент: "Келин" из Казахстана, "El Secreto de Sus Ojos" ("Секрет в их глазах") из Аргентины, "Samson & Delilah" ("Самсон и Далила") из Австралии, "The World is Big and Salvation Lurks Around the Corner" ("Мир велик, и спасение таится повсюду") из Болгарии, "Un Prophete" ("Пророк") из Франции, "La teta asustada" ("Молоко скорби") из Перу, "Ajami" ("Аджами") из Израиля, "Oorlogswinter" ("Зима в военное время") из Нидерландов и "Белая лента" из Австрии. Как и предсказывала «Русская Америка», российская "Палата № 6" Карена Шахназарова, выдвинутая было на «Оскара», отбор в полуфинал не прошла. Явно слабый фильм вчерашнего дня, с претензией на интеллигентность не смог завоевать любовь киноакадемиков. Приходится только удивляться, как вещи, очевидные для простых телезрителей, незаметны глазу российских киноакадемиков, которые отобрали этот не вполне удачный фильм среди всех фильмов России.
Всего на соискание награды в этой номинации были выдвинуты фильмы из 65 стран мира. Самыми титулованными из фильмов, продолжающих борьбу за "Оскар", являются "Пророк" режиссера Жака Одияра и "Белая лента" Михаэля Ханеке. В 2009 году на Каннском фестивале "Пророк" получил Гран-При, а "Белая лента" - "Золотую пальмовую ветвь". Картина Ханеке также получила "Золотой глобус" как лучший иностранный фильм.
В финальную часть борьбы за "Оскар" пройдут лишь пять из девяти фильмов, прошедших предварительный отбор. Список номинантов будет оглашен 2 февраля, а победителей объявят 7 марта в ходе торжественной церемонии вручения наград Киноакадемии.
Не попали в тройку лидеров
Между тем в самой России впервые за шесть лет среди лидеров кинопроката не оказалось ни одной российской ленты. За несколько недель проката "Аватар" Джеймса Кэмерона собрал в России более 70 млн. долларов и стал самым кассовым фильмом за всю историю проката в стране.
Вторую и третью строчку в списке лидеров проката 2009 года заняли "Ледниковый период - 3: Эра динозавров" (44,6 млн. долларов) и "2012" (36,6 млн. долларов). Все фильмы – американские.
Среди фильмов отечественного производства самую большую кассу собрал "Обитаемый остров. Фильм первый" (21,8 млн. долларов), заняв только четвертую строчку по итогам года. Новый фильм Тимура Бекмамбетова "Черная молния", прокат которого стартовал 31 декабря, по
предварительной оценке собрал 17 млн. долларов. Причем затраты на его производство составили 15 миллионов. Фильм вряд ли войдет в тройку лидеров, а специалисты вообще называют это провалом.
За последние шесть лет среди лидеров проката в России всегда был один или два фильма местного производства. В 2004 году самую большую кассу в стране собрал "Ночной дозор" (15,6 млн. долларов), а в 2008 году ленты "Адмирал" (34,5 млн. долларов) и "Самый лучший фильм" (27,6 млн. долларов) заняли вторую и третью строчки в рейтинге.
Как заметил продюсер "Обитаемого острова" Александр Роднянский, российские кинокомпании не способны соперничать с такими картинами, как "Аватар" или третий "Ледниковый период". Российские продюсеры так и не научились делать "универсальные" картины, которые можно показывать не только в СНГ, но и за границей, отмечает Роднянский, поэтому доходы и, соответственно, производственные бюджеты российских картин ограничены емкостью кинопроката в СНГ: фильмы с крупными бюджетами все чаще не окупаются.
Кроме того, по мнению гендиректора компании "Дирекция кино" Анатолия Максимова, ранее российским фильмам очень помогала поддержка центральных телеканалов: зрители знали, что если картину "рекомендует" федеральный канал, то ее стоит сходить посмотреть. Однако последние два года телеканалы продвигают все больше фильмов на стандартных коммерческих условиях, вне зависимости от их качества, и такой рекламе перестали доверять, заметил он.
Эксперты отмечают, что российский зритель устал от не очень удачных российских картин, в итоге даже хорошие ленты не распознаются и недобирают кассу.
Осенью прошлого года премьер России Путин пообещал финансовую поддержку российским режиссерам. Нужна ли она тем, кто ясно не может отличить хорошее от плохого и делает продукцию вчерашнего дня? Может быть просто пора дать зеленый свет новому поколению русских режиссеров, на опыте которых будут учиться в том числе и американцы? Как это было в начале прошлого века…