Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  • Пусть меня запомнят живой
     ?????  |  07/12/2008 | Не оценено
    Кинематографу следовало застрелиться от стыда

    Сразу стало пусто. Наверное, так не должно быть, наверное, свято место пусто не бывает, наверное, Бог еще пошлет нам великих актеров… Наверное, пошлет. Только это будут уже другие актеры. С Мордюковой ушло из кино Великое Одиночество. Так уж не повезло ей – рядом просто не могло никого быть. Ни в кино, ни в жизни.

    Одна из лучших ее ролей – комиссар Вавилова в «Комиссаре» Александра Аскольдова. Вот где – и глобальное одиночество, и залежи нежности, которые некому разрабатывать. И как две тигрицы, боролись в комиссаре эти две жизни, две сущности – женская и какая-то еще, которой революция придумала много имен, которая изуродовала, искорежила, убила. «Долг» это называлось, что ли… «Революционное сознание»… Да кто его разберет. И Мордюкова сыграла, прожила эту борьбу так, что целое поколение могло в одночасье возненавидеть всякую революцию, всякий долг, кроме материнского. Еще неизвестно, что было бы, выйди тогда, в 60-е, «Комиссар» на экраны. Но он не вышел – чиновники испугались. А всего-то – беременная комиссарша да местечковый еврей. Этот фильм надо бы в обязательном порядке показывать тем, кто думает, что жизнь – это борьба, кто готов снова рушить и крушить, декларировать, звать к топору…

    Мордюкова родилась в ноябре, и назвали ее Ноябрина. Не шло ей это имя – холодное, жесткое, колючее. Колючей она и правда могла быть, и рука у нее тяжелая была, казацкая. Могла не рассчитать и заехать всерьез. Даже на съемочной площадке. Умные не обижались. Только умных не так много было в ее жизни, по-настоящему умных, которые не боялись рядом с этой красавицей-талантищем долго находиться. «Этот профиль я видел на скифских вазах», – сказал про нее Александр Довженко.

     

    Мордюкова так хотела быть любимой женщиной, а была комиссаром. Она хотела быть хорошей мамой, а была «Мамой» в кино. Ей так хотелось быть нежной женой, а она была то Ульяной Громовой, то деревенской феминисткой из «Простой истории», то жутковато-смешной управдомшей из «Бриллиантовой руки». Она сама очень чувствовала грань, где сходятся трагедия и комедия, очень грустное и смешное, где драматизм не отменяет того, что может и должно вызывать смех. И в этом было редкое жизнеподобие, естественность ее героинь.

    Имя Мордюковой присвоили какой-то звезде с четырехзначным номером. Вот уж несправедливая наука эта астрономия – звезд под ногами не видит. «Звездочка у меня маленькая – всего 39 км в диаметре, но народу на ней при желании много может поместиться», – шутила Нонна Викторовна. Какая там звездочка – планета…

    После «Родни» Никиты Михалкова не было у нее ни одной сколько-нибудь заметной роли. «Мама» Дениса Евстигнеева – это уже был не ее уровень, хотя вытянуть она могла, кажется, все, любой сценарий. Даже эпизодическая роль в «Ширли-мырли» – все равно запоминается. Наше новое кино до нее просто не дотянулось – масштабом не вышло, глубиной, силой. Мордюкова страдала, а страдать и думать надо было не ей. Виданное ли дело – во всем кино почти за двадцать лет места не нашлось – кому? Кинематографу следовало застрелиться от стыда. Он не застрелился и продолжал жить без Мордюковой. Теперь это навсегда.

    Завещание актрисы

    - Нонна Викторовна ни о чем не просила вас перед смертью? - спросили журналисты у сестры актрисы.

    - Ни о чем таком не просила, - ответила Наталья Викторовна. - Сказала только: «Если я умру... Я хочу, чтобы гроб на людях не открывали - пусть меня запомнят живой». И еще велела, чтобы ее похоронили на Кунцевском кладбище, рядышком с могилой сына Володи. И наказала, чтобы памятник был небольшой - не больше, чем у Володи. Она так и сказала: «Зачем мне большой памятник? Я такой же простой человек, как и мой сын был».

    И чтобы, сказала она, не было никакой панихиды и чтобы отпевали ее в маленькой церкви, что на Кунцевском кладбище.

    Позвонила Тихонову

    Нонна Викторовна, находясь в больнице, поговорила по телефону со своим бывшим мужем актером Вячеславом Тихоновым. Вот как она рассказывала об этом.

    «...Он первый про меня по телевизору сказал: «Нонна, я виноват, что перепутал твою жизнь. Прости...» Поэтому я взяла и ему позвонила... Говорю: «Славочка, дорогой, я тебя очень уважаю и посылаю тебе большой привет и спасибо, что ты вспомнил обо мне». Ведь развелись мы в 1963 году и за 45 лет ни разу друг с дружкой не поговорили... А потом я ему еще написала письмецо: «Слава, была очередь большая, никак не соединяли с тобой. Так я решила написать... Что было, то было, а осталось только хорошее».

    До самого вечера родственники не говорили Вячеславу Тихонову о смерти бывшей жены. Но он узнал об этом из теленовостей. Когда корреспонденты до него дозвонились, Вячеслав Васильевич произнес потерянным голосом:

    - Господи...

    Потом собрался и сказал более твердо:

    - Это одна из замечательных актрис нашего театра и кино. С ней было очень легко работать. Я соболезную ее родственникам и жалею очень, что наш кинематограф потерял такую актрису.

    Он хотел еще что-то добавить, но положил трубку...

     

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today