The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Братский триумф

?????
 
 ?????
 
 03/4/2008
 

Оскар-2008 обошелся без разочарований

На редкость увлекательный премиальный киносезон 2008 года можно считать завершенным: Американская киноакадемия раздала всем сестрам, то есть, пардон, братьям, по серьгам, конкуренция была жесткой, победителями вышли достойнейшие, дипломатические тонкости соблюдены, интрига сохранялась до последней минуты.

К финалу оскаровской гонки у наблюдателей оставался, похоже, единственный вопрос: если слон на кита налезет, то кто кого сборет? Братья Коэны Пола Томаса Андерсона или наоборот? К концу февраля у создателей картин "Старикам тут не место" и "Нефть" было примерно поровну очков, то есть наград различных профессиональных гильдий и прессы. Но, как сказал ведущий оскаровской церемонии Джон Стюарт, "две головы лучше, чем одна", и братья оказались в выигрыше. Их картина, экранизация романа Кормака Маккарти "Старикам тут не место", получила призы за лучший сценарий и лучшую режиссуру, названа фильмом года. Таким образом, братья повторили подвиг Роберта Уайза и Джерома Роббинса, сделавших такой же хет-трик в 1961 году, когда они взяли три ключевые награды за мюзикл "Вест-сайдская история". Славно дополняет триумф Коэнов приз Хавьера Бардема, получившего "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана. Его героя, невероятного убийцу по имени Антон Чигур, мировой кинематограф вряд ли забудет: этот тип с дикой прической и невыносимым выражением лица, похоже, навеки встанет рядом с такими славными персонажами, как Франкенштейн в исполнении Бориса Карлоффа или Дракула Белы Лугоши. В крайнем случае, рядом с Джоном Райдером (то есть Рутгером Хауэром) из "Попутчика".

За полтора часа до своего окончательного триумфа, едва взяв в руки "Оскар" за лучший адаптированный сценарий, братья Коэны недурно отшутились, сказав, что работают только с самыми лучшими авторами - Гомером (имелся в виду "О, где же ты, брат?") или Кормаком Маккарти. Впрочем, надо отдать братьям должное, не только в первоисточнике дело, но и в их драматургическом чутье: из мрачного текста Маккарти они сделали, безусловно, мрачный фильм, который, однако, искрится редким по нашим временам сарказмом и не несет на себе печати "звериной серьезности".

Вот это последнее качество в полной мере присуще фильму Пола Томаса Андерсона "Нефть". Хотя режиссер отнюдь не страдает отсутствием чувства юмора, ему свойственен апокалиптический подход к снимаемому, и киноакадемики не решились разделить с ним этот взгляд. Впрочем, у них достало силы воли, чтобы отметить виртуозную работу оператора - Роберта Элсвита. Ну а победу исполнителя главной роли Дэниела Дей-Льюиса предвидеть было несложно: рядом с драматическими пароксизмами этого ирландца усилия всех прочих претендентов (Джорджа Клуни, Джонни Деппа, Томми Ли Джонса и Вигго Мортенсена) кажутся недостаточно убедительными. Великолепная Марион Котийяр, получившая "Оскар" за лучшую женскую роль (Эдит Пиаф, "Жизнь в розовом цвете"), вернула своей родине былую кинематографическую славу в Северной Америке: со времен Симоны Синьоре, получившей "Оскар" в 1960 году, ни одна француженка не удостаивалась премии Американской киноакадемии. Кстати, Синьоре сыграла тогда роль в американской картине - "Комната наверху" Джека Клейтона.

Франкофония, как уже не раз было отмечено, вообще ощущалась в оскаровской гонке этого года, и неудивительно, что премию за лучший полнометражный мультфильм взял "Рататуй" Брэда Берда, обаятельная история несовместимого: крысы и парижской высокой кухни.

Однако вернемся от грызунов к людям. Тильда Суинтон получила "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана (в "Майкле Клейтоне"), и заслуженно. Но вот что удивительно: впервые за несколько лет Американская киноакадемия не следила за политической корректностью, и в актерских номинациях была всего лишь одна афроамериканская актриса - Руби Ди. Все и думали, что этой достойной пожилой даме и достанется премия. Но нет: актерские достоинства возобладали над человеческим обаянием и почтенным возрастом, и большое спасибо академикам за это.

Воздадим должное киноакадемии еще раз, теперь уже в связи с категорией "Лучший фильм на иностранном языке". Выбирать между римейком люметовских "12 разгневанных мужчин", перенесенным однажды уже оскароносным Никитой Михалковым на актуальную русско-чеченскую почву, и "Катынью", горькой картиной ветерана польского кино Анджея Вайды, - задача, в первую очередь, политическая, а политика явно не входила в сферу интересов академиков в этом году. (Отметим, что болезненной иракской теме была посвящена ровно одна картина из короткого списка - "В долине Эла", и она ничего не взяла.) В итоге, в "иноязычной" категории "Оскар" достался австрийской драме "Фальшивомонетчики", истории заключенного в концлагерь еврейского виртуоза по подделке денег. Вряд ли австрийский триумф сильно утешит израильтян, поставивших на "Бофор" Джозефа Седара, и уж тем более не порадует Сергея Бодрова, которому, тем не менее, удалось застолбить казахскому кинематографу неплохое место.

Самый значимый проигрыш на нынешнем "Оскаре" - у британского "Искупления" Джо Райта: всего одна награда, причем второстепенная. Статуэтку получил композитор Дарио Марианелли, чей саундтрек, впрочем, явно был самым запоминающимся, благодаря остроумно вставленному в основную тему стуку клавиш печатной машинки.

Тиму Бертону, чей мюзикл "Суини Тодд" получил три номинации, не привыкать к тому, что его обходят премиями. В конце концов, настоящим волшебникам человеческие награды не очень-то и нужны. Впрочем, тот факт, что его художник-постановщик Данте Феретти все-таки взял "Оскара" за гипнотически печальный викторианский Лондон, должен немного утешить команду Бертона.

Резюмируя оскаровские итоги, отметим, что в этом году доминировало кино умное и злое, немейнстримное и интересное. Ура.