.jpg)
В советские времена были популярны слова из песни «Моя милиция меня бережет». Сегодня эта крылатая когда-то фраза вызывает лишь кривую усмешку. Все чаще приходят из России тревожные вести, свидетельствующие о не только о росте криминальных преступлений, но и росте произвола со стороны правоохранительных органов по отношению к населению.
В своей программе «Код доступа» на радиостанции «Эхо Москвы» известная правозащитница Юлия Латынина, ссылаясь на письмо гражданки Лефтер из Курска, привела следующий факт. 18 октября 2009 года в 8 часов вечера участковый Сорокин отделения милиции № 2 УВД забрал отца E. Лефтер А.В. Брехова в отделение для доставки его в суд за неуплаченный штраф. Но через день Е. Лефтер отдали отца мертвым. Было видно, что мужчина был чудовищно избит. Поместив жуткие снимки на сайте «Эхо Москвы» дочь жертвы милицейского произвола хотела подчеркнуть, что такое может случиться с каждым гражданином России. Юлия Латынина делает вывод: «Убийство милиционерами российских граждан – это не новость. Это напоминает действия оккупационной армии с той лишь разницей, что они расправлялись с жертвами, говорящими на том же языке и выросшими из одного народа».
Другой сюжет «Эхо Москвы». О том, что прокуратура Володарского района Нижегородской области предъявила обвинения участковому, который приехав пьяным на вызов по поводу ссоры соседей, выбил ногой дверь и зарубил женщину топором. В Воронеже милиционер ограбил несовершеннолетнюю девочку. По сообщениям Newsru.com прокуратура Московской области провела проверку в связи с жалобой на пытки, примененные стражами порядка в отношении гражданина Д. Крючатова. Мужчина подозревался в совершении кражи. При этом у задержанного имелось «железное» алиби, подтвержденное многими свидетельскими показаниями и телефонными счетами, что во время совершения преступления он находился далеко за пределами Московской области. «Самое безобидное в этом допросе, - сказал позднее подозреваемый, - это нецензурная брань милиционеров». Ему на голову надели черный мешок, к рукам присоединили провода, и он почувствовал разряд электрического тока. Крючатов сравнил то, что с ним творили милиционеры с пытками в фашистском гестапо.
Сейчас этим работникам правоохранительных органов предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий и применении пыток.
Особенно сильный резонанс вызвала смерть в Бутырском СИЗО 37-летного юриста С. Магнитского. Содержащемуся в течение нескольких месяцев по требованию руководства ФСБ в следственном изоляторе Магнитскому не было предъявлено обвинение. Несмотря на крайне тяжелое состояние здоровья содержащегося под стражей (раковое заболевание), администрация СИЗО и следователи отказывали в медицинской помощи, не помещали его в больницу. Магнитского постоянно переводили из одного изоляторва в другой, помещали в камеры, в которых отсутствовали элементарные бытовые удобства. Все поданные Магнитским прошения об изменении меры пресечения неизменно отклонялись. Юрист скончался 16 ноября 2009 года в больнице СИЗО «Матросская тишина», куда его перевели из «Бутырки». Результаты вскрытия, по неофициальным данным, показали, что смерть наступила вследствие сердечно-сосудистой недостаточности. Однако родственники и адвокаты Магнитского утверждают, что он умер от панкреонекроза, который обострился в связи с тем, что юристу не была предоставлена медицинская помощь.
Проверку по факту смерти Сергея Магнитского поручил провести президент РФ Дмитрий Медведев после обращения к нему правозащитников. СКП РФ также возбудило уголовное дело по статьям «халатность» и «неоказание помощи больному». Указом президента были освобождены от занимаемых должностей более 20 руководящих работников из Московского департамента исполнения наказаний.
Смерть Магнитского высветила ряд существенных недостатков в российской карательной системе. Оказывается, что в СИЗО России без предъявления обвинения содержится более 13.5 тысяч человек, ежегодно более 4 тысяч умирают там от невыносимых, бесчеловечных условий содержания. Презумпция невиновности, этот важнейший принцип правосудия в любом цивилизованном обществе, фактически игнорируется органами правопорядка.
Протест майора милиции
В УВД Новороссийска в ноябре 2009 года разгорелся очередной скандал, который принял общероссийский характер. Его виновником оказался старший оперуполномоченный отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков майор А. Дымовский, который обратился с видеообращением к Владимиру Путину. В нем майор обещал «вывернуть наизнанку всю ментовскую жизнь по всей стране с ее коррупцией и хамством». Дымовский говорит о несправедливом отношении руководства УВД к подчиненным, про низкую зарплату, отсутствие выходных и больничных. Он также заявил, что начальство заставляет подчиненных «раскрывать несуществующие преступления и таким образом улучшать статистические данные». Первоначально УВД Новороссийска заявило, что не собирается преследовать или увольнять майора Дымовского. Его коллеги просто «осудили» действия товарища по работе. Реакция МВД, однако, была более жесткой, но в то же время, весьма сумбурной. Министр Нургалиев поручил УВД Новороссийска провести тщательную проверку обращения Дымовского, на время которой милиционер был отстранен от исполнения служебных обязанностей.
В Новороссийском УВД срочно была создана комиссия из числа так называемых «местных специалистов», которая быстро определила, что майор Дымовский оклеветал своих коллег и поэтому подлежит увольнению из органов МВД.
Выступление Дымовского не могло не вызвать большой резонанс в СМИ. Большинство из них отметило, что это выступление носит не случайный характер и свидетельствует о том, какого уровня достиг в стране правовой беспредел и произвол. В интервью «МK» возмутитель спокойствия твердо заявил: «Мне надоело быть тряпкой, о которую все вытирают ноги». «Комсомолка» утверждает, что Дымовский терпеливо ожидает ответа премьер-министра на свое видеообращение. И не только он, но и все честные офицеры.
Очевидно, что премьер переложил возможность дать ответ майору на руководство МВД. Оно же, не долго думая, обвинило Думовского в том, что он действовал на деньги, полученные им от «агентства США по международному развитию». Удивительно, как в наше время российские спецслужбы выдвигают такие неправдоподобные версии времен холодной войны! Вместо того, чтобы искать причины скандала внутри российской политической системы, валят все на Запад. История с майором Дымовским еще не закончена. Однако совершенно понятно, что она показывает, что в системе МВД назрела необходимость реформы. И сегодня, как никогда в органах нужны люди с чистыми руками и трезвой головой. Такие, про которых опять можно будет сказать: «Моя милиция меня бережет».