.jpg)
У нас в США приобрел популярность хирургический метод лечения такого заболевания, как обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). В мозгу пациентов выжигают по четыре глубоких ямки размером с изюминку.
Писатель Леонард не мог заставить себя умыться и почистить зубы, а подросток Росс, напротив, по семь часов проводил под душем, так как панически боялся микробов. Оба много лет страдали агорафобией (боязнью открытого пространства). В отчаянии оба обратились в больницу в штате Род-Айленд, где на них опробовали экспериментальный метод - в мозгу выжгли по четыре глубоких ямки размером с изюминку. Росс вернулся к нормальной жизни, но у Леонарда, по его словам, ничего не изменилось.
Таким образом, некоторые врачи возвращаются к попыткам излечить душевнобольных хирургическим путем. В последние 10 лет операциям подверглись более 500 желающих избавиться от депрессии, тревожности, синдрома Туретта (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи и плечевого пояса, губ и языка, может включать в себя непроизвольное произнесение больным площадной ругани) и даже ожирения. Результаты обнадеживают, и в этом году впервые с 1950-х годов, когда лоботомия фронтальных долей мозга дискредитировала себя, Управление по продовольствию и лекарственным препаратам США одобрило один из хирургических методов лечения некоторых случаев обсессивно-компульсивного расстройства.
Сейчас операции разрешено делать только самым тяжелым больным, отбираемым по строгим критериям. Врачи пока мало знают об отделах мозга, в которые вмешиваются скальпелем, и результаты непредсказуемы: у одних наступают улучшения, другие не ощущают перемен, немногим несчастным даже становится хуже. Однако спрос на такие операции высок, и существует соблазн, что их начнут предлагать неопытные хирурги. Тем более что хирургическое вмешательство осуществляется в ряде медицинских центров при финансовой поддержке производителей томографических аппаратов.
"У нас есть представление - почти догма, что прогресс не нуждается в оправданиях. Дескать, если метод много обещает, как не поспешить на помощь страдающему больному?" - заметил специалист по медицинской этике Пол Рут Волп из Университета Эмори. Относительно недавно врачи считали лоботомию крупным достижением, пока не выяснилось, что у тысяч пациентов после операции произошли необратимые изменения мозга.
Как бы то ни было, от 5 до 15% людей, у которых диагностировано обсессивно-компульсивное расстройство, не в силах излечиться традиционными методами. Вышеупомянутые Росс и Леонард перепробовали все - от антидепрессантов до психотерапии и аутотренинга.
Например, при цингулотомии врачи сверлят отверстия в черепе и вводят электроды в определенный отдел мозга, чтобы обнаружить и разрушить крохотные участки ткани в цепи, связывающей центры эмоций с лобными долями коры головного мозга, ведающими сознательным планированием. У лиц с тяжелыми формами ОКР эта цепь, по-видимому, гиперактивна, что пресекается в ходе операции. Принципиально другой метод - "глубокая стимуляция мозга", при которой электроды вживляются в головной мозг. Устройство наподобие ритмоводителя сердца посылает на электроды ток, причем силу тока можно регулировать или вообще отключать. Глубокая стимуляция мозга позволяет варьировать воздействие, она отчасти обратима. Применяется также "гамма-скальпель", выжигающий радиацией в мозгу строго определенные участки. Именно этот способ выбрали Леонард и Росс. По словам психиатра Бена Гринберга, заведующего соответствующей программой в больнице Батлера в Провиденсе, гамма-скальпель или глубокая стимуляция мозга значительно улучшают состояние примерно 60% прооперированных пациентов.
Со своей стороны, специалисты по медицинской этике заявляют, что о последствиях операции следует судить по ее воздействию на жизнь человека в целом, а не только на конкретные симптомы. В 1949 году португальский невропатолог Эгаш Мониз получил Нобелевскую премию по медицине за изобретение метода лоботомии, который устранял симптомы психического расстройства. Однако впоследствии оказалось, что пациенты становились апатичными и безразличными. Новые методы оперативного вмешательства затрагивает тщательно выделенные цепи в мозгу, а при лоботомии мозг разрубали вслепую. И все же, по данным ученым из шведского Karolinska Institute, после оперативного вмешательства в связи с ОКР у половины пациентов наблюдались апатия и проблемы с самоконтролем, хотя симптомы самого ОКР ослабевали. При этом положительный эффект от операции наступает лишь постепенно - мозг долго адаптируется к переменам.
Международная организация ОКР подсчитала, что на излечение больного требуется в среднем 14-17 лет. При этом специалисты берут в расчет только традиционные методы - когнитивную терапию, лекарства, и поддержку со стороны семьи больного.