Политические кампании как айсберги - имеют видимую и скрытую от широкой публики части
Президентские кампании порой лежат за гранью представлений о честной борьбе, а зачастую и закона. На старте активной фазы президентской гонки в США о "грязных" методах воздействия на избирателей поведал американцам в интервью журналу Newsweek известный политтехнолог Аллен Рэймонд.
В числе "грязных трюков" он, в частности, назвал: опросы, вопросы в которых составлены таким образом, чтобы сформировать негативное отношение к политическим оппонентам; распространение с той же целью анонимных листовок; рассылка поддельных писем от имени конкурентов с компрометирующим их содержанием.
Отошедший от дел Аллен Рэймонд, долгое время работавший на республиканцев, получил в США широкую известность после того, как в 2006 году отсидел три месяца в тюрьме за использование незаконных методов ведения избирательной кампании, а именно за попытку блокировать связь штаба демократов в штате Нью-Гэмпшир в 2002 году в день голосования. В беседе с Newsweek он поделился своими наблюдениями о "грязных методах", используемых в нынешней президентской кампании.
По словам Рэймонда, в текущем предвыборном цикле было "очень много" таких трюков на грани фола. Один из примеров - "подчеркнутое использование", "педалирование" политическими оппонентами сенатора-демократа Барака Обамы его среднего имени - Хуссейн. За которым в американском сознании прочно закрепился отрицательный образ иракского диктатора. "Совершенно ясно, что цель этого - разжечь (негативные) эмоции", - считает политтехнолог.
Другим примером подобных попыток манипулирования отсидевший политтехнолог назвал распространение перед выборами в штате Айова листовок с угрозами в адрес местных священников. В них евангелистов обещали лишить их права на освобождение от налогов, если они займутся активной предвыборной агитацией. Как известно, именно евангелисты обеспечили у республиканцев в Айове победу бывшему священнику, экс-губернатору штата Арканзас Майку Хакаби.
Рэймонд напомнил также о рассылке в штате Южная Каролина фиктивных рождественских поздравительных открыток, якобы от имени республиканского кандидата и бывшего губернатора штата Массачуссетс Митта Ромни, который по вероисповеданию является мормоном. В открытках содержалось упоминание одного из мормонских текстов на тему практиковавшегося в этой церкви в прошлом многоженства. В открытке говорилось о полигамии, и мишенью для этого, возможно, были избиратели-евангелисты в Южной Каролине, и это было нацелено на провоцирование враждебной реакции, сказал политтехнолог.
По его словам, наиболее эффективно подобный трюк был использован в президентской кампании 2000 года против кандидата в президенты США сенатора-республиканца Джона Маккейна, тоже в штате Южная Каролина. "Это была кампания слухов и листовок, которые клали на лобовые стекла автомашин и в которых говорилось, что сенатор Маккейн был отцом внебрачного афроамериканского ребенка".
В ходе нынешней кампании Митт Ромни стал мишенью и другого трюка, теперь уже в штате Нью-Гэмпшир, а именно манипулятивного опроса общественного мнения, или, как его еще называют, "навязывающего опроса" (push polls). Суть его заключается в том, что под видом обычных соцопросов по телефону избирателям подается определенная информация, направленная, как правило, против конкретного кандидата.
В Нью-Гэмпшире и до этого перед "праймериз" в штате Айова неизвестные социологические фирмы проводили "опросы", во время которых избирателям подавалась негативная информация о мормонской религии и практике. Подобные "опросы" были расценены наблюдателями как скрытая форма агитации против кандидата-мормона Митта Ромни, и после разразившегося громкого скандала власти штата Нью-Гэмпшир начали официальное расследование.
На этот скандал политтехнолог философски заметил, некоторые вещи со временем никогда не меняются. "У меня нет об этой прямой информации, потому что я политикой больше не занимаюсь, но даже из того, что я просто прочитал, я могу вам сказать, что это достаточно сложно организованная программа (опросов), и ее расследованием сейчас занимается генеральный прокурор Нью-Гэмпшира", - сказал Рэймонд, отметив, что подобные изощренные методы манипулирования требуют значительных финансовых вложений.
Политтехнолог поведал, чем, по его мнению, обычные опросы отличаются от манипулятивных. В первом случае кандидаты опрашивают избирателей, чтобы понять, какое им необходимо дать в своих выступлениях послание "между строк", и какие вопросы найдут отклик в их умах и сердцах. В подобных опросах нет ничего противозаконного. В отличие от "принуждающих", которые лишь маскируются под легальные исследования и преследуют цель не получить информацию, а напротив, вбить в головы опрашиваемых некий "мессидж".
Работают подобные опросы довольно примитивно. "Скажем, - привел пример Рэймонд, - вы нацелились на голоса евангелистов в Айове". Можно сказать: "Считаете ли вы для себя возможным проголосовать за кандидата, чье вероисповедание провозглашает, что дьявол и Иисус братья (имеются в виду мормоны, к которым принадлежит Ромни)?". В этом случае не трудно предсказать, как ответят избиратели, заключил Рэймонд.
Другим благодатным полем для политтехнологий в США являются иммигранты. Разыграть эту карту легко: скажем, можно разослать им от имени демократов письма примерно такого содержания: "Я, кандидат от демократов, выступаю за ужесточение иммиграционных законов", говорит бывший политтехнолог. Само письмо лучше сопроводить картинкой, где некто перелезает пограничные с Мексикой заграждения, и разослать его, к примеру, по домам пуэрториканцев. Наверняка среди них найдутся те, кто после такого оскорбительного письма передумает голосовать за демократов, поясняет азы "грязных" политтехнологий Рэймонд.