После думских выборов, сокрушительной победы единороссов, получивших 64,1% голосов, в Кремле сделали вывод о том, что больше откладывать с объявлением преемника на пост президента не следует.
Но это было сделано с применением лучших образцов политического шоу. Инициатива якобы исходила от четырех политических партий, что должно было представить согласие самых различных общественных сил. Здесь были две пропутинские парламентские партии "единоросов" и справедливороссов" и две партии "Гражданская сила" и "Аграрная партия", не сумевшие преодолеть 7% барьер и остававшиеся за бортом нижней палаты парламента.
Неудача на выборах, состоявшихся 2 декабря 2007 года, не помешала партиям, не прошедшим в Думу, присоединиться к победителям и тем самым имитировать всенародную поддержку кандидатуре приемника.
Разумеется, что Владимир Владимирович, который был главным режиссером этого спектакля, не мог не поддержать предложение четырех партий.
Известно, что, начиная с 2005 года, наиболее вероятными преемниками общественностью, как российской, так и зарубежной, считались два первых вице-премьера Д. Медведев и С. Иванов. А с осени 2007 года к ним прибавился премьер В. Зубков. Потому такой поворот событий относился к числу прогнозируемых действий Кремля.
Но почему все же Путин остановил свой выбор на кандидатуре Медведева? Разумеется, немаловажное значение имело то обстоятельство, что 17 лет Медведев сначала в петербургской мэрии, а затем в Кремле работал под непосредственным руководством Путина. И за эти годы он неоднократно подтверждал не только свою высокую компетентность в сложных юридических вопросах, но и безраздельную личную преданность президенту. При этом с каждым месяцем последнего времени, становилось очевидным, что Дмитрий Анатольевич по своим убеждениям либерал, рыночник, принципиальный сторонник назревавших в стране реформ.
Конечно, наиболее серьезным его конкурентом был другой вице-премьер Сергей Иванов. И хотя он, как и Медведев, входил в самое близкое президентское окружение, его роднила с Путиным служба в КГБ, где он уже имел воинское звание генерал-лейтенанта и даже одно время был резидентом советской разведки в одной из скандинавских стран. Путин, став президентом, постоянно повышал должностной статус Иванова и в конечном итоге назначил его первым вице-премьером, уровняв его официальное положение с тем, которое занимал Медведев. Но возможность Иванова стать в 2008 год главой российского государства всерьез напугала многих на Западе. Так, британская газета "The Times" утверждала, что если бы Иванов стал президентом, то он проводил бы "напористую внешнюю политику, осуществлял притеснение прессы, оппозиционных политических партий и неправительственных организаций, усилил влияние российских спецслужб".
Отражая настроение многих влиятельных сил в Западной Европе Швецарская газета La Temps отмечала, что "ужесточение позиций Кремля как на международной арене, так и во внутренней политике предвещало назначение президентом выходца из спецслужб". Но этого не произошло.
Действия ряда сотрудников спецслужб, их подковерная борьба за власть не могла не насторожить Кремль. Особую озабоченность вызвал недавний конфликт между руководством ФСБ и Госнаркоконтроля. Арест генерала А. Бульбова, обращение руководителя наркоконтроля генерала Черкесова с открытым письмом в печать свидетельствовало о том, как далеко зашли действия силовиков, что их следует остановить, пока они не перешли к реализации своих амбициозных планов.
Возможно ли двоевластие в России?
После обмена заявлениями Медведева и Путина стало очевидным, что в случае избрания Дмитрия Анатольевича президентом, правительство возглавит Владимир Владимирович. "Мало избрать нового президента, - заявил Медведев в своем первом обращении, - не менее важно сохранить дееспособность команды". Потому он попросил Путина занять важнейший пост в системе исполнительной власти, возглавить правительство. Но не изменится ли при этом форма государственного правления? Не перестанет ли Россия быть президентской республикой, не превратиться ли она в парламентскую республику? На этот вопрос конкретно ответил сам Путин, заявив: "Я согласен работать на посту премьер-министра без изменений властных полномочий между президентом и председателем правительства". После такого утверждения нынешнего главы государства совершенно очевидно, что в России складывается новая конфигурация структуры власти: Медведев - президент, а Путин - премьер.
Но как будет чувствовать каждый из них в новой роли, если не менять положения Конституции? Согласиться ли Путин, обладавший всей полнотой власти, стать вторым лицом? Ведь, премьер всегда отвечает за состояние экономики. И как отмечает известный германский политолог Рар, "если дела там идут не очень хорошо, то именно он становился тем стрелочником, который всегда во всем виноват, а президент в любой момент может отправить такое правительство в отставку".
Признаюсь, что трудно представить, как Путин, сойдя с вершины власти, окунется в хозяйственную рутину. Неужели он будет проводить скучные заседания различных комиссий, выезжать на проштрафившиеся заводы, осматривать где-то в глуши коровники, отвечать за рост цен или лопнувшие трубы? Конечно, не обязательно за решение всех вопросов должен браться премьер, ведь он может львиную долю рутинной работы поручить 2-3 опытным заместителям, оставив за собой наиболее важные, вопросы стратегического характера, Не исключено, что премьер сможет иметь рабочую резиденцию в Кремле, а в Белом доме бывать только наездами.
Скорее всего, неуютно будет чувствовать и сам Медведев, оказавшись в новой роли. Навряд ли он сможет осуществлять свою полноту власти в отношении Путина, который 17 лет был его учителем и наставником.
Иногда дотошные журналисты задают вопросы, на которые сегодня трудно дать однозначный ответ: «Будет ли висеть портрет Медведева в кабинете премьер-министра Путина?" "Будет ли стоя Путин приветствовать появление Медведева на заседаниях правительства." Безусловно, непростая роль выпала на долю Медведева: не прибегая к крайним методам своих властных полномочий, не шарахаясь из одной стороны в другую, следует научиться сохранять политкорректность, обективность, принципиальность, умение находить компромиссные решения. Он не может быть, как не без ехидства назвала его известная правозащитника Анна Боннер церемониймейстером при Путине, намекая, что вся его деятельность, как президента, будет сведена к приему послов, получению от них верительных грамот или награждению некоторых граждан орденами и медалями. Можно ли исключить такую ситуацию когда Медведев через некоторое время после президентских выборов по какой-то причине пожелает оставить пост главы государства? Тогда Путин автоматически станет и. о. президента, как это уже имело место в1999 году. При таком повороте событий вполне возможно создание в России еще одного центра власти. Некоторые политологи полагают, что при такой конфигурации роль правительства будет усиливаться, а президентской администрации может ослабнуть. Но представить подобное двоевластие можно только теоретически. Потому не могу не согласиться с утверждением известного политолога В. Костикова о том, что связка Путин-Медведев будет носить дружеский характер, а "президентский и правительственный блоки будут действовать не как конкуренты, а как единая команда". В тоже время по мнению руководителя фонда "Политика" В. Никонова "рано или поздно Путин вернется на пост президента, у него имеется масса вариантов, как он это сделает. Во всяком случае Владимир Владимирович оставил открытыми все двери в Кремле" И в заключении своего высказывания он утверждает: "Путин останется крупнейшей политической фигурой, самостоятельным центром силы".
Выборы без выбора
Хотя в Центральной избирательной комиссии (ЦИКе) зарегистрировано 5 кандидатур, нет ни одной которая, представляла серьезную конкуренцию Дмитрию Медведеву. Согласно проведенному сравнительно недавно службой Левада опросу выяснилось, что если бы выборы состоялись во второй половине декабря 2007 года, то Медведев собрал бы 79% голосов избирателей, Зюганов и Жириновский по 9%, а остальные еще меньше. Правда, эти данные вызвали некоторое раздражение в Кремлевской администрации. Дело в том, что в 2004 году, на президентских выборах за Путина проголосовало 71% избирателей, меньше чем за Медведева в 2007 году. Видимо чиновники, занимающиеся организацией так называемого "административного ресурса", явно перестарались.
Что касается других кандидатов, то трудно назвать имена тех, кто имеет перспективу выиграть президентские выборы. Г. Зюганов и В. Жириновский уже неоднократно участвовали в подобных выборах, но ни разу не добились искомого ими результата. Наибольшего успеха добился лидер КПРФ в 1996 году, когда он вместе с Б. Ельциным вышел во второй тур. Но далее этой позиции Зюганов продвинуться не смог. Имеются ли предпосылки для победы этих политиков в 2008 году? Полагаю, что с определенной долей вероятности следует на этот вопрос дать отрицательный ответ. Но еще более сложное положение сложилось у лидеров оппозиции. На думских выборах вновь потерпели поражение партии СПС и "Яблоко". Они получили не более 1-1,5% голосов. После подведения итогов голосования в Думу лидер "Яблока" Г. Явлинский отказался участвовать в президентских выборах. Поняв бесперспективность
своего участия в президентских выборах, снял свою кандидатуру Б. Немцов, выдвиженец партии СПС. Вынужден был отказаться от участия в голосовании лидер ОГФ Г. Каспаров, которому даже не было предоставлено помещения для проведения предвыборного собрания. А известному советскому диссиденту В. Буковскому ЦИК отказал в регистрации, мотивируя свое решение тем, что он не проживал в России в течение 10 лет. Предлог, конечно, был неубедительный. Остался из числа представителей оппозиции лидер "Народно-демократического союза" (НДС) М.Касьянов. Но многие россияне хорошо помнят, что длительное время Михаил Михайлович занимал важное место в путинской команде, был премьером, точнее, вторым лицом в государстве. Избиратели не очень уважают таких политиков, которые легко расстаются с одними убеждениями, переходя на совершенно противоположные позиции. Потому трудно поверить в успех предвыборной компании М. Касьянова. Правда, Касьянов в связи с отказом от участия в выборах ряда крупных деятелей оппозиции пытается представить себя как единым кандидатом от этого лагеря. Но так ли это? И хотя Немцов призвал своих сторонников голосовать за Касьянова, но пока никаких действий координирующего характера со стороны этих партий не было предпринято.
В списке кандидатов, решившихся участвовать в президентской гонке, значится лидер так называемой "Демократической партии" А. Богданов. Откровенно говоря, программа и деятельность этой партии мало известна. Это скорее своеобразная "Темная лошадка". Судя по итогам думских выборов "Демократическая партия"не сумела преодолеть 7% барьер и заняла одно из последних мест по результатам голосования. Зачем же богдановцы решили участвовать в президентской гонке? Возможно, за ними стоят определенные политические силы, которые хотели бы дезориентировать общественное мнение, создать видимость альтернативного характера выборов. Очевидно, для Богданова, как говорят спортсмены, важна не победа, а участие.
Все это позволяет сделать вывод о том, что победе Дмитрия Медведева на президентских выборах, ничего не может помешать, исход их предопределен.