Для меня образцом улыбчивости всегда был "Уол-март" из-за его некогда вездесущей рекламной кампании. А когда я говорю "Уол-март", я подразумеваю паршивый заработок и незащищённых трудовым законодательством сотрудников, которые, наверное, живут от зарплаты до зарплаты. Есть такая метафора – «смотреть со счастливым лицом на полный тревог мир».
Именно про неё пишет публицист Барбара Эренрайх в своей новой книге «Больные оптимизмом: как Америку разрушила неустанная пропаганда позитивного мышления» (“Bright-Sided: How the Relentless Promotion of Positive Thinking has Undermined America”).
После того, как Эренрайх обнаружила у себя рак груди и столкнулась с вездесущей «культурой розовых ленточек» окружающей эту ужасную болезнь (Барбару призывали относиться к раку, как к дару свыше), она решила исследовать присущую нам навязчивую идею: «надо всегда быть счастливым». Смысл книги в том, что реалистичный взгляд на вещи уходит в сторону под давлением огромной армии личных тренеров, книг о правильном образе жизни и проповедников религии процветания, вроде Джоэля Остина. Они говорят нам, что позитивный взгляд на вещи приведёт к успеху, богатству и свершению всех жизненных чаяний. Эти всё растущие порции солнечного оптимизма незаметно отвлекают нас от серьёзных социальных и экономических проблем, борьба с которыми как раз и сможет изменить ситуацию к лучшему.
Книга «Тайна» мгновенно стала бестселлером: она убеждала читателей в том, что они могут получить всё, что хотят, стоит только это представить. Книга, определённо, была полной чушью, но продавалась она бешеными темпами – люди хватались за любой шанс улучшить свою жизнь.
Интересно, было бы столь популярно такое «волшебное» мышление, если бы люди чувствовали, что обладают временной властью над условиями работы и карьерными перспективами.
Многие американцы получают маленькую зарплату не потому, что направляют слишком мало положительной энергии на повышение оклада, а потому, что заработки нации находятся на одном уровне вот уже 30 лет. А происходит это из-за того, что самые обеспеченные домашние хозяйства Америки отхватывают всё больший ломоть от пирога общественных доходов.
В период с 1979 по 2007 год самые богатые домашние хозяйства Америки (составляющие 1 процент населения страны) увеличили свою долю в общих доходах, рассчитанных до уплаты ими налогов, почти в два раза. В то же время доля менее обеспеченных хозяйств (80% населения) в этих доходах упала на 7 процентов. Эренрайх приводит цитату из «Нью-Йорк Таймс»: «Происходит так, будто менее обеспеченные 80% каждый год выписывают чек на 7 000 долларов и отправляют его наиболее обеспеченному одному проценту».
По замыслу, для тех работающих оболтусов, которые вошли в пресловутые 80 наименее обеспеченных процентов населения, это должно стать достаточной мотивацией, чтобы воспылать праведным гневом и настоять на изменении существующего порядка вещей. Однако если заставить всех поверить в удобную выдумку о том, что наш заработок можно контролировать личным к нему отношением, рабочие не будут сбиваться в группы и требовать большей доли национального благосостояния.
Призыв к позитивному мышлению – это своего рода снотворное, которое особенно эффективно действует на «белых воротничков», служащих корпораций. Эренрайх приводит документальные свидетельства того, как корпорации нанимают мотиваторов, чтобы убедить уволенных сотрудников, что потеря работы - это «возможность изменить себя». По её словам, «белые воротнички» каким-то образом приняли позитивное мышление за «систему ценностей», которая утверждает, что человек может обладать «безграничным могуществом, если только станет хозяином своего разума».
На первый взгляд, книги о процветании и компании, пропагандирующие позитивное мышление, не несут никакого вреда своими приторными «Аксессуарами успеха» в виде постеров и кофейных кружек. Но на самом деле они внесли свою разрушительную лепту в изоляцию каждого из нас. Они убедили американцев, что каждый человек управляет условиями своей жизни, что, как правило, весьма далеко от истины. Доступность достойного здравоохранения по разумной цене силами одного человека не обеспечить. Также как не обеспечить достойный заработок, пенсии, безопасность на рабочем месте и сохранность своей позиции. В XX веке рабочие требовали такие права совместными усилиями, а сегодня мы их теряем, подходя к работе с позиции «каждый сам за себя».
В итоге, ирония в том, что, несмотря на быстрорастущую индустрию позитивного мышления, американцы всё ещё не входят в список самых счастливых наций.
Международные исследования показывают, что мы стоим по этому показателю ниже Дании и Швейцарии, где выше уровень социальной безопасности.
Похоже, что счастливые мысли не меняют реальное положение дел в Америке, в которой до сих пор существуют угрозы для жизненных стандартов среднего класса. Под улыбчивой маской мы прячем обеспокоенное лицо, и причина беспокоиться у нас действительно есть.