The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Медведев значительно изменился

?????
 
 ?????
 
 11/26/2009
 

Тандем создан ради формирования двухпартийной системы?

В первой половине ноября месяца, российский президент пригласил в Кремль депутатов обоих палат Федерального Собрания, министров, губернаторов и других высокопоставленных чиновников, а также известных ученых, деятелей литературы и искусства. Это было сделано для того, чтобы огласить российской элите ежегодное послание главы государства к представителям законодательной власти. Нельзя не отметить, что послание Медведева, оглашенное в 2009 году, во многом отличалось от посланий, с которым он обращался в прошлом году. К его составлению Медведев подошел крайне взвешенно: он два месяца назад на интернете опубликовал статью программного характера "Россия, вперед!", на которую он получил более 20 тысяч откликов.

Что новенького?

Послание позволило президенту раскрыть ряд важных направлений внутренней политики России. В нем он предложил пять основных направлений стратегического развития страны, а также ряд мер по модернизации и развитию различных секторов экономики. Кроме того, глава российского государства затронул тему реформы региональных выборов, высказал свою принципиальную позицию в отношении чистки рядов правоохранительных органов и сокращения количества часовых поясов. Среди названных направлений плана модернизации достойное место заняли проблемы ядерных и космических технологий, включая компьютерные, повышение энергоэффективности, создание нового медицинского оборудования. Конечно, хорошо, что российский президент думает о перспективах освоения космоса или полета на другие планеты. Но разве не целесообразнее было бы вести разговор о путях выхода из обрушившегося на страну кризиса, который по признанию самого главы государства, оказался в России сильнее и глубже, чем экономические кризисы в других странами?

Естественно, что Дмитрий Анатольевич не мог обойти такую проблему, как коррупция, последствия которой болезненно чувствует каждый россиянин. И чтобы никто не подумал, что власть ничего не делает для борьбы с ней, он сообщил, что правоохранительными органами заведено и рассмотрено 4,5 тыс. уголовных дел коррупционеров, что за такие преступления осуждено более 530 госслужащих и почти 700 работников милиции, прокуратуры и других силовых ведомств. Но при этом мало кто из рядовых граждан не почувствовал, что по коррупционерам нанесен мощный удар, что ее роль в жизни страны стала значительно слабее. При этом президент, говоря о путях борьбы с коррупцией, заявил, что "одними "посадками" задачи борьбы с коррупцией осуществить невозможно, но сажать надо". Какие знакомые слова! Россияне слышали их неоднократно! Не зовет же нас Дмитрий Анатольевич вернуться в сталинские времена, когда массовый террор чекистов по приказу "вождя всех народов" принимал грандиозные масштабы?

Медведев внес ряд конструктивных предложений, направленных на совершенствование избирательной системы. Это - установление единых критериев для определения численности депутатов заксобраний в регионах; уменьшение процентного барьера с 7% до 5% для избрания в законодательные органы и образования там сравнительно небольшими партиями своих фракций; поэтапная отмена сбора подписей избирателей для кандидатов от партий, не прошедших в Думу: предоставление возможности всем партиям, включая оппозиционные, в равной степени пользоваться СМИ. Речь шла об устранении тех положений, наличие которых облегчало осуществление фальсификации результатов выборов.

В течение 100 минут, которое заняло изложение послания президента, Медведев успел сказать многое. Он посетовал на то, что бюджетные средства, выделяемые на проведение различных социальных мероприятий, многими, чиновниками беззастенчиво разворовываются. И это происходит в условиях, когда безработица достигла чрезвычайных масштабов, и уровень бедности превзошел все прогнозируемые пределы. Медведев говорил о необходимости перехода к цифровым технологиям, о задачах армии, о сокращении числа госкорпораций и … часовых поясов. Но во всех этих проектах недоставало одной важной составляющей, не был выработан механизм их реализации, не дан ответ о том, какими методами можно их решить. А без этого, высказанные предложения теряют свой смысл, остаются лишь благими пожеланиями.

Президент в своем послании высказал немало замечаний критического характера к работе правительства, которая остается в большинстве случаев неэффективной. И хотя фамилию премьера президент ни разу не назвал, всем участникам этого собрания в Кремле было ясно о ком идет речь. Во всяком случае, после оглашения послания значительно уменьшилось число людей, считавших, что президент слаб, неопытен, что он не более чем марионетка в руках премьера Путина и что он сам мало что решает, в то время, как реальная власть по-прежнему находится у бывшего президента. Не желая поставить в этом вопросе точку, не могу не отметить, что по оценке многих аналитиков, за один год с момента первого послания Федеральному Собранию Медведев значительно изменился. По-другому звучала тональность его выступлений, появилась самостоятельность в суждениях, готовность взять на себя ответственность за нынешний политический курс Кремля.

Как аукнется…

Послание президента Федеральному Собранию, являясь документом чрезвычайно важным в определении вектора дальнейшего социально-экономического развития России, не могло не вызвать большого числа откликов.

Лидеры думских оппозиционных партий в целом одобрили послание президента. И это является, конечно, знаменательным фактом. Но в тоже время они высказали ряд пожеланий конструктивного характера. Так, председатель КПРФ Г. Зюганов заявил, что, наряду с привлекательными идеями, в послании отсутствует производственно-экономическая база для их реализации. Делая вывод из сказанного, он утверждал: "Старая модель, старая команда и старый курс". А один из его заместителей И. Мельников отметил, что инициативы президента в контексте "нынешней реальности" обретают оттенок романтизма, идеализма и даже наивности, так как механизмы их реализации вызывают сомнения". К сожалению, тема кадровой революции, необходимой как воздух, в послании не прозвучала. В отличие от позиции КПРФ, лидеры "Справедливой России" и ЛДПР видели в президентском послании только положительные моменты. Лидер ЛДПР В. Жириновский назвал его "всеохватывающим и всеобъемлющим", а лидер фракции справедливороссов Н. Леличев заявил, что послание Медведева было "обстоятельным и конкретным", что президент проявил себя как "твердый и надпартийный гарант Конституции".

Значительное число откликов на сайт Медведева поступило от многих рядовых россиян, которые в весьма жесткой форме выразили отрицательное отношение к посланию. Так, например, один из них С. Волевой, заметил, что это новый очередной обман и игра в "Модерность" рассчитана на забывчивость россиян, что концепцию о пяти "И", изложенную Медведевым накануне президентских выборов, они уже не помнят, хотя о ней еще год назад настойчиво говорил президент. А теперь она осталась только на бумаге. "Ничего хорошего в России не произойдет, - уверял этот респондент, - пока такие деятели, как Медведев и Путин будут у власти. Так называемая модернизация и мобильность могут дать результаты только после того, как они начнутся лично с главы государства и его окружения".

Западные СМИ, после ознакомления с посланием Медведева, долгое время дискутировали о том предлагает ли Медведев сущностные перемены или изменение только стиля управления, Особенно много по этому поводу писалось в газете "Вашингтон пост". В редакционной статье этого издания было заявлено: "Слова российского президента, говорящего правду о своей стране в эпоху Путина, впечатляет". По утверждению редактора этой газеты, Путин не сумел увести Россию от относительно отсталой экономики, слабой инфраструктуры и агрессивной внешней политики бывшего Советского Союза." Со ссылкой на слова Медведева в американской газете делается вывод: в постсоветской России сохранились многие пережитки прошлого, как "примитивное сырьевое хозяйство", "архаичное общество, в котором вожди решают за всех, "сумбурные действия во внешней и внутренней политике, продиктованные ностальгией и предрассудками".

В британской газете "Гардиан" обозревательница И. Филатова отмечает, что россияне гадают, действительно ли Медведев стремится дистанцироваться от Путина. "Конечно, - признает обозревательница, - программа Медведева была частично начата при Путине. Но Медведев говорит на ином языке и апеллирует к иной аудитории". Она в своей статье делает вывод: оба лидера близки, но они разные. При этом ставится вопрос: "А что если тандем Путина-Медведева изначально был создан ради формирования двухпартийной системы?". Тогда, по ее мнению, становится понятной логика поведения Медведева и Путина в течение последнего года, а также эволюция их взаимоотношений. "Медведеву, - заявляет она, - нужна своя партия и он ее может в ближайшее время создать. Благодаря этому у россиян появляется реальный выбор, за какой из прокремлевских партий идти. Ведь, если Путин возглавляет партию "Единая Россия", то почему бы Медведеву не возглавить другую партию "Справедливая Россия". Всем хорошо известно, что различия между этими партиями не принципиального характера, а только в форме, стиле, методах деятельности.

Обозреватель немецкой газеты "Sueddeutche Zeitung" Ф. Нингуйзен, пытаясь понять, что же в действительности происходит в России, задается вопросом: "Происходит ли в этой стране откат от стародавней традиции или от провозглашенной Путиным "суверенной демократии?" В своих рассуждениях этот аналитик ссылается на широко известного американского политолога З. Бжезинского, который утверждал: "Параллельно формируются две России - путинская и медведевская, - которые непременно должны вступить в конфликт между собой". Опираясь на высказывания патриарха современной политологии, германский журналист рисует такую картину: "На капитанском мостике стоит Медведев, раздающий указания, но матросы плохо понимают, что им следует делать. Ведь на борту остается еще старый капитан, который предпочитает вести корабль другим курсом". Завершая свою статью, Нингуйзен заявляет: "Всеобъемлющая модернизация в духе призыва Медведева "Вперед, Россия!" может осуществиться только в том случае, если нынешнему президенту удастся вырвать своих сограждан из состояния оцепенения. «Медведев послал сигналы, но его возможности крайне ограничены. Альтернативы для новой перестройки в России нет. Перестройку надо начинать немедленно, пока цены на нефть не скакнули на порядок вверх, а ощущение необходимости преобразований не улетучилось».

Есть такая партия!

Прогнозы обозревателей из западных СМИ в полной мере не подтвердились. Состоявшейся через неделю после собрания в Кремле ХI съезд "Единой России" в Петербурге показал, что Путин не собирается добровольно сдавать свои позиции. Сами единороссы считают съезд успешным, и среди главных его итогов они называют принятие программы партии, реализация которой через 10 лет должна кардинально изменить Россию. Кроме того, наконец, партия назвала свою идеологическую базу, объявив ее российским консерватизмом.

На съезде присутствовал президент Медведев, который в своем выступлении критиковал многие действия правящей партии. Но ни он, ни Путин в своем докладе в полемику не вступали, отложив, видимо, ее до подходящих времен. Возможно, к такому принципиальному разговору, да еще публично оба лидера не были готовы. Путин, как председатель партии, сделал обстоятельный доклад об экономической и социальной политике. Он во многом напоминал отчетные доклады руководителей КПСС, и посвящен был в основном хозяйственным вопросам, входящим в компетенцию правительства. Но не партии, даже если она правящая. Ведь за такой хозяйственный уклон неоднократно критиковалась политика КПСС. Зачем же наступать на те же самые грабли? Очевидно другое: в России не может быть ни многопартийная, ни двухпартийная системы. Может господствовать только одна партия, а другие, в лучшем случае, выполнять роль статистов в массовых политических акциях.

Как показывает ознакомление с некоторыми западными СМИ, по мнению большинства американских и западноевропейских аналитиков, в России могут произойти серьезные перемены. Эти СМИ дискутируют о том, хватит ли у Медведева политической воли и сил, чтобы пойти на необходимые преобразования, сумеет ли он сломить господство чекистов? Или Россия будет продолжать жить и развиваться по старым установкам группировок с Лубянки? Разумеется, однозначного ответа на этот вопрос дать никто не может. Остается только внимательно отслеживать процессы, происходящие в этой стране.