На самом деле – это невероятная история. Торжества по случаю Дня победы совпали с днем рождения одного из ветеранов Хьюстона, нашей соотечественницы. Мало ли бывает случайностей и совпадений, скажете вы. Конечно бывает, но один раз в сто лет! 11 мая 20013 года Фриде Давыдовне Стебловой исполнилocь ровно один век. Что она сама об этом думает и как живет, я решила узнать у юбилярши.
– Фрида Давыдовна, как Вы себя чувствуете?
– Спасибо, я чувствую себя хорошо. О возрасте совсем не думаю. Возраст – это ведь две стороны медали: с одной стороны, я понимаю, что «иду под гору», а с другой стороны – мне хочется кричать: «Ура! Я столько всего видела». Но на самом деле, если вы спрашиваете меня в чем секрет моего возраста, то честно скажу – не знаю.
– Пожалуйста, расскажите немного о себе и своей семье?
– Родилась в Балагое. Слышали про такую станцию между Москвой и Питером? Я не очень богатая, но и далеко не бедная, скажу вам. Это я о своей семье, она у меня замечательная. В Хьюстоне я живу вместе со своей дочкой Флорой. Вообще-то ее зовут Флоренция, это по Диккенсу «Домби и сын». Я когда прочитала книгу, мне страшно понравились имена главных героев – Вальтер и Флоренс. И я решила, что если у меня будет дочка, то обязательно назову ее Флоренция, а сына – Валентином.
– Вы живете по режиму? И питаетесь, наверное, по какой-то особой диете…
– Режим, конечно, стараюсь соблюдать. Встаю в 7:30, потому что к 10 часам мне нужно ехать в «садик» ( пансионат «Синяя птица»). Каждое утро – обязательный душ и зарядка. У меня специальный комплекс для ног, который мне посоветовал врач. А в питании главное – это умеренность, главное, себя не «забивать» лишним. Но только вам признаюсь – я обожаю солененькое и еще – копченое. Знаю, что вредно, но люблю себя побаловать!
– Что Вы любите готовить?
– Я сама много готовлю. Предпочитаю свою родную, русскую кухню. Варю борщ, щи, разные бульоны. Пеку пироги для гостей.
– Фрида Давыдовна, Вы умеете пользоваться компьютером?
– Да, вот мне на день рождения подарили компьютер. Я его освоила, и сейчас у меня есть возможность общаться с сыном, который живет в Питере, племянницами и внуком. Я еще я разговариваю по «Скайпу» с родными в Рыбинске. А телевизор я не смотрю, ну разве что новости или какой-нибудь любимый сериал. Современные фильмы со стрельбой не люблю.
– Предполагаю, что Вы любите читать?
– Конечно! Правда сейчас приходится пользоваться очками для чтения. Я очень много читаю, особенно газеты. Перечитываю русскую классику, особенно Льва Толстого. Очень люблю Лермонтова, Пушкина. Многие стихи помню наизусть.
– А Вы смотрели последнюю английскую экранизацию «Анны Карениной»?
– Да, видела. И хочу сказать, что переиначивание толстовского произведения ни к чему хорошему не приводит. Этот фильм мне не понравился. Самый лучший фильм, где играют такие замечательные актеры как Лановой и Самойлова.
– А где Вы берете книги для чтения?
– У меня своя домашняя библиотека. Я много раз была в России и всегда везла оттуда целые чемоданы книг. У меня ведь и профессия была связана с книгами. Я до и во время войны была заведующей технической библиотекой Адмиралтейства в Ленинграде. Там все документы и материалы шли под грифом «секретно». В годы войны сотрудники и фонды библиотеки были эвакуированы в Северодвинск, где была создана первая подводная атомная лодка. В 1944 году я потеряла на фронте мужа, осталась с двумя детьми. Была в эвакуации в Ташкенте, где меня наградили орденом.
– Фрида Давыдовна, а Вы любите ходить в гости?
– На вечеринки я не хожу. Я хожу в «сад» (пансионат «Синяя птица»). Участвую во всех мероприятиях. Жаль, конечно, что мне уже немножко трудно танцевать, но компании я обожаю. Там так весело! А Вы знаете, я очень люблю анекдоты.
– О, здорово! Расскажите какой-нибудь…
– Но ведь Вы же понимаете, что хороший анекдот – это не очень пристойный анекдот…
И все-таки Фрида Давыдовна рассмешила меня, рассказав пару любимых анекдотов. За время нашего разговора она несколько раз посетовала, что, сто лет – это многовато, но ведь как интересно. Все поздравляли ее с юбилеем, называли «Королевой» и просто ласково «наша Фридочка». Один из мужчин спросил: «Фрида, тебя никто не обижает? Если что, скажи мне». Вот так просто сидела передо мной столетняя, очень красивая женщина, ветеран Великой Отечественной войны и рассказывала, как сейчас живется-можется. Что тут добавить? Только то, что я увидела, как независимо от возраста и жизненной ситуации можно оставаться любимым человеком и добрым другом, сохранять оптимизм, бодрость и привлекательность. Чего и всем желаю!
Ирина Соловьева,
Хьюстон, Техас