У американцев слово «балет» по-прежнему ассоциируется в первую очередь с Россией, а российская культура – с балетом. Не то чтобы они не знают и не ценят Толстого и Достоевского, Мусоргского и Чайковского, которого в отличие от других композиторов, почему-то всегда уважительно называют по отчеству Петр Ильич. Просто в этой области мы действительно всегда были «впереди планеты всей». Да, пожалуй, и сейчас еще можем предъявить этот вид искусства как свою визитную карточку. Как и сто лет назад, когда в США впервые приехал на гастроли прославленный русский балет Сергея Дягилева.
Теперь знаменитые «Русские сезоны» вернулись в Вашингтон в виде собрания оригинальных костюмов и декораций к авангардным постановкам, картин, рисунков, эскизов, фотографий, театральных афиш и буклетов. Выставка «Дягилев и русский балет» открылась в Национальной художественной галерее и будет работать в течение четырех месяцев. В экспозиции – около 130 шедевров российских и зарубежных художников и декораторов, сотрудничавших с дягилевской балетной труппой. Целое созвездие имен: Александр Бенуа, Леон Бакст, Александр Головин, Николай Рерих, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Соня Делоне, Джорджо де Кирико, а также знаменитая французская кутюрье Коко Шанель.
Мультимедийный характер выставки передает атмосферу нескончаемого праздника. Почти каждому балету из репертуара дягилевской труппы – «Сильфидам», «Дафнису и Хлое», «Петрушке», «Весне священной», «Клеопатре», «Шахерезаде» и другим – посвящен отдельный раздел. Звучит музыка Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского, Эрика Сати, Клода Дебюсси. Тут же в кинотеатре демонстрируется новый документальный фильм о Дягилеве, а на больших экранах в музейных залах, – современные записи спектаклей, созданных столетие назад и не сходящих со сцен ведущих театров мира и по сей день.
Директор Национальной художественной галереи Эрл Пауэлл явно доволен: «Эта знаменательная выставка отдает должное одному из самых впечатляющих культурных проектов ХХ века». А куратор экспозиции Сара Кеннел признает, что «русский балет по праву считается одним из величайших достижений всей мировой культуры прошлого столетия». «Он оказал огромное влияние на другие области искусства, и поэтому мы видим его повсюду вокруг нас и в сегодняшние дни», – говорит американский специалист.
По ее словам, выставка также показывает, что феномен «Русского балета Дягилева» появился благодаря объединению усилий многих выдающихся мастеров, творивших в разных жанрах и направлениях. Гениальный российский антрепренер действительно сумел использовать едва ли не все лучшее, что было в европейской культуре начала прошлого века. Его уникальные «Русские сезоны», по сути, стали синтезом различных видов искусства, дополнявших и обогащавших друг друга.
Более 80 экспонатов для показа в Вашингтоне передал из своих запасов лондонский Музей Виктории и Альберта, который в 2010 году проводил у себя выставку «Дягилев и золотой век русского балета». Остальные позаимствованы из Музея танца в Швеции, Национальной галереи Австралии и частных коллекций. За вернисажем последует серия тематических мероприятий, в том числе концертов, балетных постановок и мастер-классов. А титулованный вашингтонский шеф-повар Майкл Ричард открыл здесь «Кафе балле рюс», также напоминающее своим названием о «Русских сезонах» в Париже.
Главными спонсорами мероприятия выступили нефтяные гиганты «Экссон-Мобил» и «Роснефть». Как отмечается в пресс-релизе Национальной художественной галереи, «проведение выставки стало возможным благодаря щедрым пожертвованиям» от этих компаний. «Выставка «Дягилев и русский балет» будет способствовать лучшему взаимопониманию между народами США и России», – заявил глава Exxon Mobil Рекс Тиллерсон. – Для нас большая честь объединить усилия с компанией «Роснефть» и Национальной художественной галереей в развитии диалога, взаимодействия и коммерческих отношений между двумя странами».
«Этот проект станет историческим событием, – отметил в свою очередь президент и председатель правления «Роснефти» Игорь Сечин. – Он послужит вехой на пути развития партнерских отношений между ОАО «Роснефть» и «Экссон-Мобил». Теперь мы можем сказать, что занимаемся поиском не только новых нефтяных месторождений в интересах будущей энергетической безопасности, но и новых глубин нашего культурного наследия в интересах достижения взаимного понимания и уважения».
Иван Лебедев