Марина, 26 лет, официантка, Сент-Луис, Миссури :
– Я мгновенно почувствовала это на себе. В тот же день, когда прошла информация, что теракт устроили выходцы из Чечни, мне компания молодых людей сказала: «Что, твои кузены сделали это?.. Ты нам, случайно, не принесешь бомбу на десерт?..»
Александр, 37 лет, брокер, г. Вашингтон:
– Мне тут же позвонили два моих постоянных клиента. «Алекс, это сделали русские…» Я чувствовал себя крайне дискомфортно. Пытался говорить, что с Россией террористы не имеют ничего общего, что они – этнические чеченцы, и их взгляды сформировались в США… Американцам без разницы, чеченцы это или дагестанцы, для них мы все – русские… Думаю, что этот теракт – удар в спину всем русскоязычным в США.
Ирина, 48 лет, бухгалтер, Оверленд-Парк, Канзас:
– Я была в шоке, когда стало известно, что это взрывами в Бостоне стоят молодые парни с Кавказа. Я родом из Нальчика, знаю Кавказ, его народ и историю. Знаю, что чеченцы – это далеко не русские люди… Ужасно, что пострадали ни в чем не повинные жители Бостона. Мальчишечка этот, который отца ждал у финиша, молодые женщины… Уже после теракта одному нашему знакомому из Грозного пришел отказ в гражданстве.
Нина, 64 года, пенсионерка, Седалия, Миссури:
– Мы живем в маленьком городке, и то не ходим на массовые мероприятия, потому что страшно. Взрывы и стрельба то в одном городе, то в другом… Эти братья-убийцы сделали бомбы из «скороварок». Как я поняла, сегодня с помощью Интернета любой дурак сможет сделать бомбу и все что угодно… В нашем городе русскоязычных больше 15 процентов. Очень много украинцев, но нас все равно зовут тут Russians. Мне мой сын говорил, что ему кажется, что на него стали как-то коситься на работе после Бостона…
Елена, 32 года, помощник адвоката, Даллас, Техас:
– Думаю, что для наших клиентов, особенно, для выходцев с Кавказа, теракт в Бостоне, устроенный братьями Царнаевами, еще долго будет аукаться. Без сомнений, что иммиграционные власти будут теперь более пристально относиться к делам всех выходцев с Кавказа.
Шамиль, 24 года, студент, Сакраменто, Калифорния
– На одном из уроков студенты спросили меня, почему русские атаковали Бостон. Они не знали разницы межу Чечней и Россией в целом. На мое удивление, наш преподаватель вступился за меня и стал объяснять им конфликт между Чечней и Россией. И про исламский радикализм всех просветил. А я тем не менее честно сказал в конце: «И все-таки они из России». Это признание-покаяние, между прочим, вызвало у студентов большие симпатии.