22 апреля исполняется 143-я годовщина со дня рождения В.И. Ленина. И хотя это не юбилейная дата, современная обстановка требует переоценки многих личностей и событий. Советская пропаганда долгое время вбивала в головы людей представление о Ленине как о гениальном мыслителе, основателе Коммунистической партии и Советского государства. И только в нынешнее время, через 20 с лишним лет после распада СССС, возникла возможность раскрыть истинное лицо этого политика, указать его реальное место в мировой истории.
Остался ли Ленин «живее всех живых»? Последние два десятилетия были поворотными в понимании исторического пути, пройденного Россией после октября 1917 года. Это потребовало переосмысления ленинского наследия. Этому способствовали начавшиеся в стране демократические процессы, гласность и свобода слова, в том числе и в научных исследованиях.
Известный политолог В. Костиков отмечал, что «сегодня имя Ленина ассоциируется с историей образования Коммунистической партии, октябрьским переворотом 1917 года, с планами «строительства социализма в СССР», с международным коммунистическим движением». Бесспорно, это была неординарная личность, оставившая глубокий след в истории. Но с каким знаком? Отвечая на этот вопрос, приходится признаться, что скорее со знаком минус. Ведь именно от него исходили призывы о разложении русской армии в годы Первой мировой войны, пораженческие лозунги, добивавшиеся превращения «империалистической войны в войну гражданскую», предательство союзников по Антанте, заключение Брестского мира, отнявшего у России статус победительницы в Первой мировой войне, и, наконец, развязывание братоубийственной гражданской войны.
После победы октябрьского переворота имя Ленина было связано с уничтожением оппозиционных партий меньшевиков и эсеров, с ликвидацией свободной демократической прессы, разгоном Учредительного собрания, с изгнанием цвета российской интеллигенции за пределы страны.
В экономике страны Ленин оставил о себе память как о политике, не знавшем и не понимавшем, с чего следует начинать переход к социалистическому переустройству. Отсюда колебания вождя, резкие крайности, переход от пресловутого «военного коммунизма» к «новой экономической политике», замена продразверстки продналогом.
Не менее тяжелые воспоминания оставил Ленин созданием построенного по классовому принципу репрессивного аппарата, деятельностью ВЧК, началом длительной внешнеполитической изоляции страны после Генуэзской конференции 1922 года. А в нынешние дни Ленина можно было бы преследовать как «иностранного агента», поскольку он еще до октябрьского переворота, как утверждают многие западные источники, тайно сотрудничал с германским Генштабом, получая от него солидную финансовую поддержку.
Какую партию создавал Ленин?
Ленин заявил о себе как лидер российской социал-демократии после опубликования в 1902 году книги «Что делать?». В ней он изложил план создания «революционной партии нового типа». Называться коммунистической она стала по инициативе Ленина только с апреля 1917 года после VII апрельской конференции РКП(б).Это было вызвано тем, что образовавшееся в ходе февральской буржуазно-демократической революции Временное правительство провозгласило себя представителем всех демократических и социалистических сил российского общества. Это вынудило Ленина в целях продолжения борьбы за власть и противопоставления партии российской демократии изменить ее название, подчеркнув этим непосредственное ее участие в подготовке и проведении социалистической революции в России. Совершенно очевидно, что независимо от названия эта партия с самого начала была организацией тоталитарного типа. Главным принципом ее организационного строения был принцип демократического централизма, означавший подчинение меньшинства большинству, подчинение всех организаций Центральному комитету снизу доверху. На практике это привело к тому, что вся власть в партии принадлежала ее лидеру и небольшому числу ближайших сторонников. А основная часть рядовых партийцев должна была роль послушных исполнителей. В уставе партии был заложен заряд огромной разрушительной силы, позволявший «освобожденным работникам» становиться над рядовыми партийцами, командовать ими. По мнению американского политолога Р. Пайпса, созданную Лениным организацию нельзя рассматривать как партию, а как «скорее средневековый орден, основанный на непоколебимой верности и безграничной преданности своему вождю».
В 50-е годы, после смерти Сталина, когда было выявлено большое количество грубых нарушений Устава партии, было много разговоров о так называемом «восстановлении ленинских норм партийной жизни», подчеркивания их демократизма. Но никто не говорил, в чем конкретно заключались эти нормы. Стоит только вспомнить, что Брестский мирный договор был заключен Лениным вопреки мнению значительного числа членов партии. Или переход к НЭПу? Что же восстанавливать, если партия с самого начала создавалась на порочной основе?
Был ли Ленин марксистом?
Еще сравнительно недавно такой вопрос мог показаться абсурдным. Но сегодня ответ на это вопрос оказался весьма не однозначным. Так, историк И. Коряковский утверждает, что Ленин не до конца овладел научным мировоззрением Маркса, а его постижению предпочитал собственные умствования. Ленин, будучи по мнению И. Коряковского по образу мышления эклектиком, свое «теоретическое новаторство» или «идейную самостоятельность» неоднократно оправдывал заявлением о том, что «марксизм не догма». И неудивительно, что анализ ленинских произведений, проводимый современными исследователями, позволил им сделать вывод о том, что автор их был не столько марксистом, сколько ревизионистом оппортунизма. В этом его взгляды были близки к позициям Плеханова. Но если тот видел свою цель в реализации учения Маркса, то Ленин рассматривал марксизм как средство реализации себя. При этом это «новаторство», по мнению Коряковского, уводило Ленина от верного понимания положений теории Маркса. Так, требование основоположника марксизма об экспроприации экспроприаторов Ленин свел к простому лозунгу «Грабь награбленное!». Это лозунг разжигал низменные страсти толпы и вряд ли мог способствовать четкому пониманию целей и задач политической борьбы.
Ленин мог пойти на общественную подмену понятий, заявляя, что это есть творческий марксизм. Именно такое он проделал с утверждением Маркса о том, что социализм может победить в индустриально развитых странах более или менее одновременно. Ленин же, «развивая дальше» это положение, заявил, что поскольку в эпоху империализма происходит неравномерное социально-политическое и экономическое развитие отдельных государств, потому не все страны одновременно созревают для проведения социалистических революций. На этом основании Ленин ввел понятие «слабое звено в цепи империализма», которое может быть порвано в отдельно взятой стране. И, конечно, такой страной, по его мнению, должна стать Россия. Полемизируя со своими оппонентами, Ленин заявлял: «Некоторые думают, что «социализм должен придти из других стран с более развитой промышленностью. Но это не так. Это не марксизм, а пародия на марксизм!». Ныне история многое расставила по своим местам, понятнее стала роль октябрьского переворота.
Ленин много писал и говорил о социализме, но уклонялся от рассмотрения многих существенных черт этого строя. Он признавал: «Нет еще для характеристики социализма материалов… Дальше ничего сказать мы не можем, и надо быть как можно осторожнее и точнее». «Сколько еще этапов переходных будет к социализму мы не знаем и знать не можем». «Как будет выглядеть законченный социализм, мы этого не знаем». Из этих ленинских высказываний становится очевидным, что категория «социализм» в его трудах не была наполнена конкретным содержанием. Однако, он пытался вывести формулу социализма. В одних случаях это было обращение к демографическим особенностям Китая, Индии, России, от позиции которых будет зависеть будущее человечества. В других случаях социализм представлялся как сочетание советской действительности с немецкой дисциплиной и американской деловитостью. Конечно, в этом есть рациональные зерна, но это вовсе не научно обоснованное определение, охватывающее все наиболее важные стороны этого строя.
Невыносимый Ленин
В последнее время в российском обществе все чаще возникает вопрос о том, не следует ли вынести тело Ленина из Мавзолея и предать его земле согласно христианским обычаям. Как отметил руководитель фонда «Возвращение» Ю. Бондаренко, «демонстрация незахороненного тела – восточная дикость для страны, которая вообще-то считает себя частью европейской цивилизации». Этот же автор напоминает, что на совести Ленина уничтожение десятков тысяч церквей и монастырей. Многих верующих возмущает, что тело этого палача находится в российской столице на почетном месте. В российском обществе нет (и, возможно, не может быть в условиях социального расслоения общества) единой точки зрения по вопросу предания земле тела вождя. Так, широко известный российский историк Рой Медведев недавно заявил: «Все нужно оставить, как есть. Мавзолей и тело Ленина – это не музейный экспонат, а исторический памятник. Есть огромное количество людей, для которых это важно. Ленина никуда из истории не деть. Я к нему отношусь с уважением, хотя и указываю на его ошибки и преступления его режима». Позицию таких авторитетных историков используют в своих пропагандистских целях сторонники ленинизма и особенно руководители КПРФ. Совершенно очевидно, что пока будет существовать в России Коммунистическая партия, будет сохраняться база консервирования в сознании людей идей ленинизма.
Думается, что Конституционным судом России была допущена огромная ошибка, решившим сохранить КПСС после августовского путча 1991 года. КПРФ получил по наследству ее электорат, позволяющий КПРФ на федеральных выборах постоянно занимать второе место. Люди, голосующие за эту партию, по словам В. Костикова «по своему воспитанию, образованию, карьере в наибольшей степени были подвержены «очарованию» советских вождей. Для них вынос тела Ленина из Мавзолея – посягательство на прошлую историю России, на «заслуги» вождя, а также на романтику их юности, на надежды, которые хотя и не сбылись, но питали их в течение многих лет».
Конечно, очарование ленинским образом тает, но крайне медленно. Так, в 2000 году, по данным «Левада-центр» за то, чтобы вынести тело Ленина из Мавзолея высказывалось 25% населения, а в 2012 году – 44%. Более трети опрошенных считают, что тело Ленина, согласно его собственному желанию, следует перезахоронить на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с могилой матери. Возможно, так оно и будет. Но когда?
Нередко в обществе задается вопрос: «Почему Путин, волевой и решительный политик, не перевернет страницу истории, непосредственно связанную с именем и деятельностью Ленина?». Некоторые полагают, что президент проявляет излишнюю осторожность, не решается открыто выступить против «старой ленинской гвардии». Но, наверное, проблема значительно глубже. Ведь Россия еще не вышла из того тупика, куда ее загнала советская политическая система, не освободилась от стереотипов прошлого и большевистское наследие еще глубоко сидит в сознании определенной части людей. Подавляющее большинство российских руководителей выросло, сформировалось в тот период, когда в обществе господствовала КПСС с ее идеологией. И сегодня в России пока еще действует та же несменяемость власти, недостаточная ее связь с обществом, та же однопартийность. А суды остаются ответственными не перед гражданами, а перед чиновниками из властных структур. В стране действует та же полицейская система, охраняющая не общество от преступников, а органы власти от протестного движения оппозиционеров. Потому вопрос о том, когда будет вынесено тело Ленина из Мавзолея, своеобразный символ прежней политической системы, остается без ответа, поскольку его решение связано со многими другими факторами.